|
Парикрама по Варшане, Нандаграму и Вриндавану с Его Святейшеством Шрилой Бхакти Чайтанья Свами в ноябре 2014 года. нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале шримате бхактичайтанья-свамин ити намине намами бхакти-чайтаньям прабхупаданусевинам шри-враджа-дхана-махатмья-прадаршакам крипарнавам Я приношу смиренные поклоны Гуру Махараджу Шриле Бхакти Чайтанья Свами, по чьей беспричинной милости мы с большой группой преданных смогли посетить самые сокровенные места Враджа и погрузиться в нектар описаний игр Радхи, Кришны и их вечных спутников. Группа из более чем 150 преданных из разных уголков России, Прибалтики, из ЮАР, Сингапура, Маврикия за 17 дней ноября прошли множество мест игр Кришны на этой Земле, в том числе и мест совсем особенных, тех, куда редко заходят участники других парикрам. Мы услышали удивительные, насыщенные подробностями рассказы Гуру Махараджа о происходивших здесь событиях, смогли насладиться незабываемыми киртанами Ади Кешавы прабху, Григория Киртана прабху, Лакшми деви даси, принять наставления о преданном служении Его Милости Ананды Чайтаньи прабху и замечательные практические советы по воспеванию Святого Имени от Его Милости Шримана Дхирашанты прабху. Я выражаю благодарность Гуру Махараджу за бесценный дар парикрамы и Враджа-катхи, всем преданным – участникам парикрамы за общение, пример терпения, смирения и энтузиазма в служении, Мадхурье Мукхи деви даси за подвиг организации парикрамы и постоянную заботу о нас. Прошу у всех благословения на этот отчет о ретрите и попытку поделиться хотя бы частичкой нектара, который пролился на нас во время парикрамы по Враджу, чтобы те, кто не был на ней, смогли получить милость Гуру Махараджа и Святой Дхамы и вдохновились на парикраму в следующем году, а участники парикрамы смогли еще раз погрузиться в атмосферу этих незабываемых дней. Ведь медитировать на святую дхаму и проходящие здесь трансцендентные игры – один из самых могущественных и важных методов преданного служения. Отдельное спасибо Максиму прабху из Москвы и матаджи Анжеле из Томска за предоставленные фотографии
Варшана День первый. Первой точкой на пути парикрамы стало удивительное место Лиласгар, где проходила джули-ятра Радхи и Кришны – игра катания на качелях. На этом холме сейчас находятся две высокие каменные колонны, между которыми когда-то были качели, и под ними состоялись первый киртан и первая лекция Е.С. Бхакти Чайтанья Свами в ходе парикрамы. Помимо игры катания на качелях, прозвучала и еще одна нектарная история, происходившая неподалеку. Однажды гопи устроили соревнования в пении, и переодетый в одежду гопи Кришна занял в нем первое место. Его, все еще не узнанного, в честь победы хотели переодеть в новое сари, но Он уговорил заменить это на объятия с Радхой.
День второй. Во второй день нам выпала удача оказаться в том самом месте, где жила Сама Шримати Радхарани – оно называется Йавата, здесь находился ее с Абхиманью дом. Естественно, именно здесь происходили множество удивительных игр между Радхой и Ее возлюбленным Кришной. Здесь Шрила Бхакти Чайтанья Свами затронул одну очень важную для понимания всех лил во Врадже тем – место в них Абхиманью, супруга Радхарани. В самом деле, как может кто-то стоять между Верховным Господом и Его главной возлюбленной? Но у Абхиманью в этих играх важная роль – он делает отношения Кришны и Радхи более острыми и сокровенными, поднимая их над супружеской расой. При этом сам он является экспансией тени Кришны, и никогда не прикасается не только к телу Радхарани, но даже к ее тени. Еще более острыми встречи Радхи и Шьямасундары делает мать Абхиманью, Джатила. Она непременно неожиданно появляется в месте встреч Божественной Четы и вынуждает их идти на всякие уловки. А помогает ей в этом сестра Абхиманью, Кутила. Например, так случилось тогда, когда Радха и Кришна встречались в январе на Ямуне. Джатила узнала, что Кришна ходит на реку якобы принимать там омовения, но в то же время и Радха заявила об обете принимать омовение в холодных январских водах Ямуны. Естественно, Джатила заподозрила неладное, и решила контролировать ситуацию. Однако Кришна, самый искусный обманщик, и в этот раз провел ее. Он переоделся Абхиманью, пришел к Джатиле и рассказал, что Кришна, переодетый как Абхиманью, сейчас направляется к их дому. Поэтому, когда Джатила увидит этого лже-Абхиманью, она должна сразу раскусить Кришну. Особенно если он будет утверждать, что именно он – Абхиманью. В результате пришедший домой Абхиманье подвергся атаке матери и сестры и был закидан коровьим навозом. Здесь, в Йавате, находится необычное божество Кришна-Кали. В одной из лил Радха и Кришна были застигнуты во время свидания Джатилой, и Кришна принял облик богини Кали, высунув язык, а Радхарани сделала вид, что поклоняется ей. Затем преданные посетили храм Дауджи – это слово переводится как «старший брат», храм посвящен Балараме. Здесь Он предстает в очень необычном облике: мысли о Кришне сделали Его кожу черной. Следующим местом парикрамы стали храм Радха-Враджа Кишори и Кишори-кунда. Здесь произошла игра, в которой Радхарани была якобы укушена змеей. На самом деле она почти лишилась жизни из-за разлуки с Кришной, но свекровь Джатила побежала искать змеиного доктора, который смог бы спасти укушенную, как она думала, невестку. И этим доктором, конечно же, оказался переодетый Кришна. Он не только провел сеанс «лечения», уединившись в Радхой в комнате, но и исполнил роль змеи Шивы, припугнув Джатилу наказанием за то, что она повсюду называет Кришну обманщиком и нарушителем семейного счастья Радхи. А в конце еще и получил от Джатилы законное право на объятия Радхарани за то, что якобы вылечил ее от змеиного укуса. Тер-кадамба – очень известное место, и здесь также побывали участники парикрамы. Именно здесь Радхарани получила благословение от Дурвасы Муни, что все блюда, приготовленные Ею, будут невероятно вкусны. Это случилась после того, как мудрец попросил у гопи еды, и Радха накормила его пылью Враджа, смешанной с водой Ямуны. Именно после этого благословения матушка Йашода позвала Радхарани каждый день готовить для Кришны. Говорится, что здесь Кришна встречался с гопи, привлекая их игрой на флейте. Здесь же несколько лет жил Рупа Госвами, и тут однажды, на день вьяса-пуджи Санатаны Госвами, он получил горшок сладкого риса из рук Самой Шримати Радхарани, появившейся перед ним как девушка из соседней деревни. Последним в этот день местом парикрамы стал Ашеша-ван. Здесь Господь Шива молил Кришну о милости, а сейчас тут находится храм Шивы. День третий. Очень сладким местом назвал Шрила Бхакти Чайтанья Свами Нанда-байтак. Сюда, на берег Нанда-кунды, часто приходил отец Кришны Нанда Махарадж. На находящейся здесь в храме картине он сидит, держа на коленях маленьких Кришну и Балараму. И по милости Гуру Махараджа преданные смогли почувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу, пропитанную сладостью отношений родителей и Кришны. Здесь Нанда Махарадж спорил со своим старшим братом Упанандой о Кришне. Упананда заявил, что Кришна – полубог или сам Всевышний, и что к нему надо относиться с огромным почтением. Однако Нанда Махарадж возразил, что никто не знает Кришну, лгуна и воришку масла, лучше него, отца. Таким образом он показал превосходство ватсалья-расы над чувством благоговения и почтительности, которые испытывают преданные в других низких расах. Здесь в храме Нанды находятся божество Нрисимхи, а также древняя фреска с Вишну, Лакшми и мудрецами. Разумеется, было свое особое место и у мамы Йашоды, и на берегу Йашода-кунды парикрама сделала очередную остановку. Здесь есть два каменных изваяния Хау – мифических чудовищ, которыми мама пугала непоседливого Кришну. Каково же было ее изумление, когда эти Хау действительно появились! Впрочем, иначе и быть не могло, ведь Кришна твердо знает: все, что говорит Его мама – настоящая правда, пусть даже она говорит про Хау. Местные мальчишки охотно провожают всех желающих к каменным фигуркам Хау и показывают, как положить тем руку на лоб, чтобы получить благословение. Нандаграм День четвертый. В этот день парикрама перешла в Шри Нандограма дхаму. Пройдя по узким длинным улицам и поднявшись по крутым лестницам на вершину холма, мы оказались в одном из самых величественных мест – дворце Нанды Махараджа. Хотя сначала нельзя не сказать несколько слов о самом этом холме, ведь это ни кто иной, как сам Господь Шива. Еще в начале творения он попросил о служении во Врадже, и Кришна предложил стать ему холмом Нандишвара, сказав, что будет жить на нем. И действительно провел здесь время в возрасте с 6 до 11 лет, уехав отсюда в Матхуру. Дворец поражает своими масштабами и красотой, а также открывающейся от него панорамой. Мы удобно расположились под навесом в том самом месте, где была кухня, на которой мама Йашода и Радхарани готовили для Кришны. И смогли вкусить нектар повествований о проходивших здесь играх. Одна из них была связана с Господом Шивой. Он пришел получить даршан маленького Кришны, но Йашода не пустила в дом странного садху с посыпанной пеплом телом и змеями вокруг шеи. Тогда Кришна начал плакать и не успокаивался до тех пор, пока Господа Шиву, великого преданного, не вернули и не пригласили в дом. Он до сих пор пребывает в пристройке дворца в форме Нандишвара Шивы, и ему ежедневно предлагают чаранамриту от Кришны. Затем мы посетили несколько кунд. Сначала – Моор-кунду, кунду павлинов, где Радха и Кришна танцевали, как эти красивые птицы. Затем была Лалита-кунда, где проходила любопытная лила с участием Нарады Муни. Однажды, когда речь зашла об этом мудреце, Кришна назвал его хитрым, с чем не согласилась Радхарани. Однако в тот же день Нарада, пока Радхарани отсутствовала, попросил Кришну и Лалиту сесть вместе на качели. Охваченный после этого духовными эмоциями, мудрец пришел на Варшану и стал петь «Лалита Говинда». Тут его и услышала Радха. Она поняла про игру Кришны и Лалиты, и Ей не осталось ничего другого, как признать, что Нарада действительно может быть коварен. И в этот же день мы в первый раз (через пару дней снова вернулись сюда) посетили одно из самых святых мест во Вселенной, Павана-саровару. Нанда Махарадж собрался в паломничество в Праяг, желая очиститься от неблагоприятной кармы, полученной за время выполнения семейных и государственных дел. А Кришна хотел получить прасад, который мама Йашода собрала супругу в дорогу. И вот на берегу Павана-саровары они увидели странных прабху и матаджи, которые оказались Праягом и святыми реками. Все они приходили именно сюда, чтобы в водах Павана-Саровары смыть грехи, оставленные в них паломниками. Разумеется, после этого Нанда Махарадж остался дома, а Кришна получил заветный прасад. В трансцендентных и очень соленых водах Павана-саровары мы смогли принять омовение. А перед этим получить даршан божеств в находящемся на берегу храме Паван-Бихари. Здесь же находится бхаджан-кутир Санатаны Госвами. День пятый. И вот мы оказались там, где берут начало все трансцендентные игры Враджа. Это Вринда-кунда и храм Вринда деви, которая является лила-шакти, энергией игр Господа и Его спутников в этом мире. Как рассказал Шрила Бхакти Чайтанья Свами, ее особая милость к преданным проявляется в том, что она приняла в этом мире образ Туласи деви, в котором принимает от нас непосредственное служение. Это одно из самых сокровенных, сакральных мест Вселенной. Сюда, на берег кунды, каждое утро приходит Пурнамасья, воплощение Йога-майи во Вриндаване. Вместе со своей помощницей Вриндой деви они планирует здесь игры Кришны и гопи на предстоящий день. Помогают контролировать им эти игры 100 тысяч попугаев, которые служат Вринда деви. Они следят за участниками лил и сообщают обо всем происходящем своей хозяйке. Этих больших пестрых птиц можно увидеть на деревьях у храма. А если приобрести духовное зрение, то можно увидеть и Радху с Кришной – они каждый день встречаются у Вринда-кунды около 10 утра. К сожалению, сейчас Вринда-кунда была пересохшей, как и находящаяся рядом Гупта-кунда. Зато нам удалось пройти по их изрезанному причудливыми трещинами и усыпанному цветами дну. А вот Моти-кунда, Жемчужная кунда, была полна воды. Здесь произошла лила, в которой Кришна и гопи сажали жемчуг. Это случилось после долгих споров между девушками Враджа и их возлюбленным. В ходе лилы из посаженного Кришной жемчуга выросли деревья с жемчугом, а у гопи – деревья с колючками. И поскольку родители гопи требовали вернуть им взятый жемчуг, гопи ничего не оставалось, как просить прощения у Кришны. Еще одним удивительным местом, наполненным духовными эмоциями, является Бидж-вари. Это название означает «падать как молния». И так поступали гопи, когда Акрура увозил Кришну в Матхуру. На этом участке дороги они преградили путь колеснице и молили и требовали оставить Кришну во Вриндаване, падая под колеса. Это событие можно увидеть на картине в расположенном здесь храме. А рядом раскинулась необычная Нена-кунда, которую образовали слезы гопи. На ее берегу участники парикрамы смогли погрузиться в воспевание Святых Имен. День шестой. В этот день мы сошли с проторенных парикрамных троп и оказались в очень необычном и нечасто посещаемом месте, Чаран Парей. Здесь находится отпечаток стопы Кришны на камне. Его увидел Акрура, направившийся по приказу Камсы забрать Кришну из Вриндавана, и, охваченный трансцендентными чувствами, стал кататься в пыли. Как рассказал Гуру Махарадж, еще десять лет назад здесь не было ничего кроме камня с отпечатком. Сейчас заканчивается возведение храма с высоким куполом. Следующая остановка, храм Кокилаван Бихари (Какилаван - лес кукушек), получили свое название от проходившей здесь игры, в которой Кришна подражал голосу кукушки, а гопи приходили на этот зов. Несколько неожиданным было посещение храма Сатурна, Шани-дева, полубога, неблагоприятно влияющего на здоровье. Его единственного не пустили на даршан к новорожденному Кришне, но несколько лет спустя он, являющийся преданным Господа, все же смог получить Его даршан. Сюда приезжают и приходят сотни тысяч индусов, желающих умилостивить Сатурна и снизить его неблагоприятное влияние. Вайшнавы же просят его, как преданного Кришны, даровать такую же преданность. День седьмой. Утром мы достигли Уддхава-кери, и здесь погрузились в слушание лил разлуки Кришны и гопи. Когда Кришна не вернулся из Матхуры во Вриндаван, все бриджабаси без своего Господа впали в оцепенение. Чтобы поддержать их, Кришна написал им различные послания, и Уддхава доставил их во Вриндаван. В этом месте расположено Божество Уддхавы, которому ведется поклонение, хотя, по словам Махараджа, еще 20 лет назад здесь были только лес и кунды. Следом мы отправились в сокровенное, нечасто посещаемое место – Пурнамасья-гуфа, пещеру, где живет отрешенная и аскетичная Пурнамаси. В небольшом здании-храме в одной комнате можно увидеть занавешенный тканью вход в пещеру, в соседней – божество Пурнамасьи. Затем, пройдя вглубь полей, мы оказались в еще более удаленном и безлюдном месте – Даманаване, что означает «лес двух умов». Здесь жили две гопи, Ринка и Джинка, тут же устраивавшие игры Радхи и Кришны. Здесь находятся только два маленьких строения, в одном из них на алтаре расположены Божества Радхи и Кришны, чаранамриту и прасад от которых нам посчастливилось получить. День восьмой, последний. В этот день, перед переездом во Вриндаван, мы отправились к сердцу Варшаны – храму Шримати Радхарани, возвышающемся на большом холме. Это очень красивый, большой храм-дворец, в котором жила семья Радхарани. Они переехали сюда из Равала, где родилась Радха, после того, как Нанда с Кришной перебрались в Нандаграм. Гопи же поселились в деревнях вокруг дворца. Храм посещают очень много паломников. К сожалению, фотографировать расположенные здесь Божества Радхи и Кришны пуджари не разрешают. Однако преданным все же удалось это сделать, и будет здорово, если сюда будет добавлена фотография. На этом наша парикрама по Варшане, Нандаграму и их окрестностям закончилась, оставив неизгладимое впечатление от удивительной духовной атмосферы этих мест, наполненных милостью Радхарани. Говорится, Она еще более милостива, чем Сам Кришна, и по Ее благословению преданные могут легко погрузиться в трансцендентные игры Враджа и найти прибежище у лотосных стоп Господа. Вриндаван Парикрама по Вриндавану была очень насыщенной и продолжительной. За 9 дней мы посетили десятки удивительных мест, услышали десятки лекций и рассказах об играх Господа. Пересказывать все это можно бесконечно. Помимо главных, знаменитых мест Вриндавана-дхамы, таких как семь главных храмов, холм Говардхан со Шьяма-кундой и Радха-кундой, гошала ИСККОН и других, нам посчастливилось побывать и в малоизвестных, находящихся в стороне от парикрамных маршрутов, очень сокровенных и важных местах. Одно из них – сад 64-х самадхи. Здесь находятся полные, пушпа- или нама-самадхи Господа Чайтаньи, Господа Нитьянанды, Шриниваса, Гауридаса, шестерых госвами Вриндавана, 12 главных спутников Нитьянанды. Покой этого места нарушают лишь обосновавшиеся здесь бесчисленные обезьяны. Также мы посетили очень сокровенную и тихую Даванала-кунду – место, где Кришна поглотил лесной пожар, а также кунду, где Он и все бриджабаси отдыхали после этой игры. Эти места находятся непосредственно в самом Вриндаване, но не в центре, в стороне от парикрамной дороги, и поэтому посещают их нечасто. Ниже можно увидеть фотографии с парикрамы по Вриндавану. А добавить остается лишь то, что на следующий год Шрила Бхакти Чайтанья Свами планирует ретрит с парикрамой по Навадвипа-дхаме. Он пройдет с середины ноября по начало декабря, и это будет уникальная возможность посетить места игр Господа Чайтаньи и его спутников и погрузиться в нектар повествований о пребывании на Земле самого милостивого воплощения Господа. Ваш смиренный слуга,
|
|