Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Болезнь может быть проявлением милости
БГ 18.55


Добро пожаловать на нашу программу. Сегодня мы будем читать "БГ как она есть" с переводом и комментариями Его Божественной Милости Абхая Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Глава 18. Совершенство отречения. Текст 55.


бхактйа мам абхиджанати
йаван йаш часми таттватах
тато мам таттвато джнатва
вишате тад-анантарам



Давайте повторим вместе. Повторяйте за мной.


Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога.

КОММЕНТAРИЙ. Умозрительные рассуждения непреданных не дают им возможности постичь Верховную Личность Бога, Кришну, и Его полные воплощения. Тот, кто хочет постичь Верховного Господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае истинная природа Верховной Личности Бога ему никогда не откроется. Как уже говорилось, нахам пракашах сарвасйа (БГ, 7.25). Господь не открывает себя всем и каждому. Его нельзя постичь, опираясь только на обширные познания или философские рассуждения. По-настоящему постичь Кришну может только тот, кто обладает сознанием Кришны и занимается преданным служением. Ученые степени тут не помогут. Тот, кто в совершенстве знает науку о Кришне, получает право войти в духовное царство, обитель Кришны.
Стать Брахманом -- не значит утратить свою индивидуальность. На уровне брахма-бхуты остается преданное служение, а там, где есть преданное служение, должны быть Бог, преданный и служение Богу. Наука преданного служения неуничтожима и продолжает существовать даже после того, как человек получает освобождение. Обрести освобождение – значит освободиться от материальной концепции жизни; в духовной жизни продолжают существовать различия, продолжает существовать индивидуальность, но в чистом сознании Кришны.

Не следует заблуждаться, думая, что слово вишате (“входит в Меня”) подтверждает теорию монистов о полном слиянии живого существа с безличным Брахманом. Нет. Вишате – значит, что живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя индивидуальность, что оно вступает в общение с Ним и служит Ему. Когда зеленый попугай скрывается в зеленой кроне дерева, он делает это не для того, чтобы стать деревом, а для того, чтобы насладиться его плодами.
Имперсоналисты часто приводят пример реки, впадающей в океан и сливающейся с ним. Эта перспектива может тешить сердце имперсоналиста, но персоналисты всегда сохраняют свою индивидуальность, подобно рыбам, живущим в океане. Опустившись в океанские глубины, мы обнаружим, что его населяет множество живых существ. Поверхностного знакомства с океаном еще не достаточно, чтобы составить полное представление о нем. По-настоящему знает океан только тот, кто знает все об обитателях его глубин.

Тому, кто занимается чистым преданным служением, открываются подлинные духовные качества и совершенства Верховного Господа. В одиннадцатой главе уже говорилось, что обрести знание можно только в процессе преданного служения. То же самое подтверждает данный стих: занимаясь преданным служением, человек постигает Верховного Господа и входит в Его царство.

Поднявшись на уровень брахма-бхуты и освободившись от материальных представлений о жизни, человек начинает заниматься преданным служением Господу, слушая рассказы о Нем. Но тот, кто уже слушает о Верховном Господе, не прилагая особых усилий, достигает уровня брахма-бхуты и очищается от материальной скверны: алчности и желания чувственных удовольствий.

По мере того как сердце преданного освобождается от алчности и вожделения, его привязанность к служению Господу еще больше усиливается, помогая ему полностью очиститься от материальной скверны. На этом уровне он получает возможность постичь Верховного Господа. Об этом говорится также в “Шримад-Бхагаватам”. Процесс бхакти, трансцендентного служения, продолжается и после освобождения. “Веданта-сутра” (4.1.12) подтверждает это: а-прайанат татрапи хи дриштам. “Шримад-Бхагаватам” определяет истинное освобождение в преданном служении как обретение живым существом своей истинной природы, его возвращение в свое естественное состояние.

Мы уже говорили, что по природе каждое живое существо является неотъемлемой частицей Верховного Господа. Поэтому его предназначение -- служить Всевышнему даже после освобождения от материального рабства. Обрести истинное освобождение – значит избавиться от ложных представлений о жизни. (Когда человек, страдающий от желтухи, излечивается от нее с помощью сахарных леденцов, к нему возвращается способность наслаждаться вкусом сахара. Таким образом, преданное служение -- это одновременно путь к совершенству и само совершенство.)


--------------------------------------------------------------------------------

Я надеюсь, что у всех все в порядке. Что все счастливы в Сознании Кришны.

Здесь, в этом стихе, который очень важен и известен в БГ, Господь Кришна объясняет в действительности ключ к тому, как мы можем быть постоянно счастливы. Счастливы в жизни. Несмотря на обстоятельства, в какой бы ситуации мы не оказались. Если человек постоянно полностью погружен в преданное служение Кришне, Верховной Личности Бога, он будет ощущать с Господом постоянную связь. Очень близкую тесную связь. И эта близость с Господом будет приносить ему вдохновение. И такой человек будет получать милость и чувствовать, что по милости Господа его жизнь меняется, и как Кришна утверждает в этом стихе, человек сможет постичь Господа. Человек сможет постичь Господа. И сможет понять, как приблизиться к Нему, как восстановить с Ним свои утраченные отношения. И, развивая их, руководствуясь этим пониманием, пробуждая свои подлинные утраченные отношения с Кришной, по словам Кришны, человек постепенно вступает в Царство Бога, несмотря на то, что пока еще живет здесь, в материальном мире.

Этот опыт доступен очень продвинутым преданным. По мере прогресса они начинают испытывать этот опыт как реальность, а не просто теоретически как философские идеи. Живая связь, живые отношения с Кришной, живой обмен с Кришной, Верховной Личностью Бога.

Кришна хочет, чтобы мы это поняли. В другом месте БГ, даже в нескольких местах, Кришна объясняет ту же самую или очень близкую мысль. В 10 главе Господь Кришна говорит практически то же самое. 10.10.

тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам
дадамибуддхи-йогам там
йена мам упайанти те

"Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне".

И он продолжает мысль в следующем стихе. Глава 10, текст 11.

тешам эванукампартхам
ахам аджнана-джам тамах
нашайамй атма-бхава-стхо
джнана-дипена бхасвата

"Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания."



--------------------------------------------------------------------------------


Такова особая милость Кришны к своим преданным. Такова Его особая милость. Конечно, у разных людей могут быть самые разные представления о том, что такова милость Бога. Однако Его милость проявляется именно в этом. Величайшая милость Кришны состоит в том, что если Он расположен к человеку, то дает ему такое понимание, с помощью которого тот сможет прийти к Нему. Кришна не дает ему деньги или нечто в этом роде. Естественно, мы знаем, что обычные люди считают, что именно деньги или нечто подобное является проявлением милости Господа.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур духовный учитель Шрилы Прабхупады делает в этой связи интересное замечание. Вдруг случается, что обычный человек, материалист, очень сильно заболел. Он прикован к постели, его кладут в больницу, и он во всех отношениях становится ограничен и недееспособен. И в таком состоянии человек может обратиться к Богу: "Пожалуйста, исцели меня! Пожалуйста, помоги мне вылечиться, и это будет здорово. Это будет Твоя милость, особая милость".

Через какое-то время ему становится лучше по той или иной причине. И что же происходит, когда ему становится лучше? Что происходит, когда он выздоравливает? Ну, как правило, он пускается безудержно удовлетворять свои материальные чувства: есть, пить, веселиться. Не правда ли? Он думает: "Я получил милость, теперь мне лучше, и пора срочно приступать к делу!" А дело, как правило, заключается в том, чтобы наслаждаться удовлетворением чувств.

Однако Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, описывая и анализируя данную ситуацию, говорит, что для такого человека подлинным проявлением милости было бы, если бы он остался болен. Для него было бы лучше, если бы он не выздоровел. Тогда он не мог бы пить, гулять и веселиться. Другими словами, совершать греховные поступки и этим зарабатывать массу плохой кармы, которая приведет его к жутким страданиям, о каких он и не подозревает. Он не знает об этом. Он считает, что все это просто источник удовольствий. Однако в БГ Кришна объясняет, что стремление к чувственным удовольствиям – не тот метод, чтобы сделать человека счастливым. Человек думает: "Сейчас я болен, но по милости Бога я могу выздороветь и тогда я вновь обрету счастье с помощью чувственных удовольствий. Таким образом я стану счастливым. А лежа в постели я больной, я очень несчастен.



--------------------------------------------------------------------------------

Однако в БГ во 2-й главе Кришна говорит:

Дхйайато вишайан пумсах
сангас тешупаджайате
сангат санджайате камах
камат кродхо'бхиджайате

Кришна говорит, что, созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним. Из этой привязанности рождается вожделение...

Итак, мы смотрим вокруг и видим так много всего, и вдруг что-то привлекает наше внимание: “Ага, это выглядит привлекательно. Я хочу это получить”. Итак, мы созерцаем, оглядываясь вокруг себя, потом выделяем какую-то вещь, и нам она кажется привлекательной. Это значит, что мы к ней привязались. После начального созерцания идет следующая стадия – вожделение.
Шри Шри Нитай Гаура Хари! Шри Шри Нитай Шачи Сута ки, джай!

Итак, следующая стадия – это вожделение. Другими словами, человек сильно привязывается к какой-то вещи и пытается использовать ее для собственного наслаждения. И каков результат такого счастья? Я был прав? Я получил его? Я не получил его! Созерцание, привязанность, вожделение, и потом Кришна говорит: камат кродхо 'бхиджайате.

Из вожделения рождается гнев, разочарование, а вовсе не счастье. Причина этого в том, что мы – духовные создания, и наши потребности духовны, а всевозможные чувственные удовольствия, материальная деятельность – все они относятся к сфере мертвой материи. Мы духовны, а это всё материально, так что наша природа не соответствует этому. Хотя в уме мы считаем, что такова формула обретения счастья, в действительности же это не так, мы ошибаемся.

И когда мы занимаемся непосредственным удовлетворением чувств, факт того, что это не приносит удовлетворения, по сути, становится очевидным. В реальности человек не становится удовлетворенным, радостным, счастливым, а вместо этого испытывает разочарование. Он начинает сомневаться, а стоило ли это делать? Такова закономерность. Именно это происходит на материальном уровне. Но, к сожалению, люди не понимают, что последовательность такова: созерцание, привязанность, вожделение или погружение в удовлетворение чувств, и потом, шаг четвертый –разочарование. Они думают, что будет так: созерцание, привязанность, вожделение, наслаждение, попытки наслаждаться и наконец счастье! Но, к сожалению, они неправы.



--------------------------------------------------------------------------------


В философии рассматривается такое понятие, как “ложный довод”. Это последовательность аргументов, приводящая к определенному выводу, который неверен. Это значит, что в аргументах есть слабое место. Один из примеров: 15 млн. французов не могут ошибаться. Убедительно звучит? Если все французы согласятся, значит, это истина. Нормально? Нет! Это неправда. Лишь из-за того, что люди так считают, это не значит, что так и должно быть. Так что все пребывают в огромной галлюцинации. В массовой галлюцинации. В том, что последовательность: созерцание, привязанность, удовлетворение чувств и что 4-я стадия – счастье.

Однако, к сожалению, это ошибка, в аргументы прокралось слабое звено. Но они его не замечают. Кроме того, в БГ Кришна описывает реальность. В 5-й главе, кажется, стих 22.

йе хи самспарша-джа
бхога духкха-йонайа эва
те адй-антавантах каунтейа
на тешу рамате будхах

Разумный человек сторонится источника страданий. Он не занимается деятельностью, которая приводит к страданиям. Услышав об этом, мы можем подумать: "Ну, разумеется! Конечно!” Не только разумный человек, но даже самый безмозглый, будет избегать источника страданий. Это очевидно.
Разрыв текста



--------------------------------------------------------------------------------


Санскритский термин, который здесь употребляется, Прабхупада переводит как “источник страданий”. Разумный человек держится подальше от источника страданий. Это слово звучит как дукха-йона. Дукха - это страдание, а йона Прабхупада переводит как источник, и это верно.

Но буквально йона означает лоно. То место, где появляется ребенок. В прямом смысле это означает место рождения. Т.о. можно увидеть, что Кришна выражает эту мысль очень образно и ярко. Разумный человек сторонится лона, которое дает рождение страданиям, которое рождается из контакта с материальными чувствами. К сожалению, в целом в понятиях людей существует слабое звено в аргументах, в их представлении о жизни существует огромная дыра, однако они ее не замечает. Они старательно, с энергией и энтузиазмом бросаются в удовлетворение чувств, полагая, что 4-й ступенью будет счастье. Они не замечают, что счастье не приходит. А приходят лишь проблемы и страдания. Так много страданий. Не любой человек, далеко не каждый, способен это увидеть, это требует определенной подготовки. Все это часть того, о чем Кришна говорит в данном стихе, а в другом стихе, который мы упоминали (10.10) говорится:

Тешам сатата-йуктанам
бхаджатам прити-пурвакам

Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, дадами буддхи-йогам там. Дадами означает "Я даю им". Буквально дадами означает “Я даю пожертвование”. Таково значение. Вы можете подать человеку его очки, но это не будет пожертвованием. Мы можем использовать слово “давать”. Но буквальный смысл слова дадами "Я даю пожертвование". И что это за пожертвование? Буддхи. Я жертвую им разум. Буддхи йогам. Я наделяю их разумом, который помогает им прийти ко Мне.

Это замечательно. Кришна так добр к тем, кто постоянно служит ему с любовью. Таков секрет. Как говорится в комментарии Шрилы Прабхупады, что если вы учитесь в университете, пытаясь получить ученую степень, или уже получили ее... ну, сами знаете, небуду комментировать.



--------------------------------------------------------------------------------


Прабхупада говорит: “Ученые степени тут не помогут”. Ваши ученые степени ничего не стоят. Можно выбросить их в форточку. Простите. Но это правда! Это не тот метод, которым мы можем постичь Кришну. Кришна не говорит: ”Вы можете постичь меня, поступив в университет Витватерслэнд, или РАУ тоже подойдет. А УНИСА еще лучше”. Он так не говорит. Вы получаете свое звание ... Как мы говорили на днях? ДБЗ. Диплом (доктор) бесполезного знания. Есть разные звания. НАД -- я забыл, как расшифровывается. Что-то в том же роде. Но в любом случае ученые степени не помогут. А как насчет того, чтобы попытаться самому додуматься? Нет. Просто представьте. Кришна огромен. Всё находится внутри Него. Он безграничен. И теперь своими ограниченными мозгами мы пытаемся постичь Его. Наш мозг примерно такой в длину, такой в ширину (показывает). Мы имеем дело с Богом, который безграничен. Какова же вероятность постижения? Никакой. Не то, что вероятность маленькая, просто нет абсолютно никакой надежды, что любое наше предположение окажется очевидным или близким к очевидному, и человеку без труда удастся что-то понять. Так каким же образом можно постичь Его? Кришна отвечает, что только с помощью преданного служения Меня можно постичь таким, как Я есть, Верховной Личностью Бога, только с помощью преданного служения. Причем это не происходит механически, когда мы вбиваем себе в голову какую-то информацию и потом позже можем ее выплюнуть. Или просто нажимаем на кнопку и получаем нужный ответ. Не так. Мы занимаемся преданным служением и этим самым, так сказать, нажимаем на кнопку.

Но, как мы упомянули, дадами. Это акт пожертвования. Это отличается от того, как вы просто передаете мне мои очки. Вы не просто даете мне то, что и так принадлежит мне, то, что я в определенном смысле заслужил. Нет, это пожертвование. А пожертвование означает, что вы не просто платите деньги за какой-то товар, человек, который его дает, не обязан делать пожертвование. Пожертвование означает, что это его инициатива. И вам просто повезло, что вы получили. Вот и все. Это и является вашим правом.

Если мы занимаемся преданным служением, Кришна становится милостивым и дает нам это понимание. Именно так работает механизм. Он дает понимание, с помощью которого мы можем прийти к Нему. Он дает его как пожертвование. Он не обязан. Потому что вы так тяжело трудились для Кришны, что теперь Он обязан дать вам знание и милость. А если даст, то я устрою забастовку, потому что Он обязан мне дать, и не сделал этого. Все не так. Преданное служение – это процесс. Мы должны культивировать настроение служения. Мы должны стараться погрузиться в преданное служение. И мы делаем это в подлинном настроении служения, не как обычную работу. Ведь все мы знаем, что такое отношение к работе. У меня есть работа, я ее делаю, потому что мне за это платят. Если мне не будут платить, я не буду работать. Нет. Настроение служения означает, что мое предназначение – просто доставить удовольствие Кришне. И все. Он может дать, а может не дать, это не имеет значения. Мое дело просто доставить удовольствие, с этого оно начинается, и на этом заканчивается. Такова моя задача.



--------------------------------------------------------------------------------


Раньше Кришна объясняет этот момент. карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана Ты имеешь право выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Они принадлежат Кришне. Так что наше дело служить. А все, что дает Кришна, это дадами, это зависит от Него. И это его дар, он это дает, хотя не обязан. Однако, поскольку Кришна такой замечательный, то нам крупно повезло. Кришна очень хороший. Некоторые люди, когда вы им служите, говорят: "Большое спасибо". Или даже могут не поблагодарить. Но, к счастью, Кришна очень хороший. И если мы служим Кришне, Он нам отвечает. В этом суть служения Кришне. Мы должны культивировать, развивать настроение служения. Пытаться доставить удовольствие Кришне, не заботясь о собственном благе, о личной выгоде или даже благополучии. Просто доставлять удовольствие Кришне. Если мы будем действовать в таком настроении, мы получим удивительный опыт. По милости Кришны. Поскольку Он прольет на нас милость. По этой причине преданные всегда счастливы, занимаясь служением.

Есть интересный момент, думаю, многие слышали об этом. В ЧЧ Кришна рассуждает сам с собой, только что вернувшись на Голоку Вриндавана после игр на Земле 5 тысяч лет назад. Он обдумывает и вспоминает, какой удивительный опыт Он получил, находясь здесь, на земле, во Вриндаване, обмениваясь любовными отношениями с преданными. Кришна вспоминает, как это было здорово: "Я был так счастлив! Безгранично счастлив! Все преданные служили Мне, и было так замечательно! Так замечательно получать их служение и обмениваться любовью".

И когда Он размышлял в таком духе, его осенила одна мысль. Он подумал про себя: "На самом деле не только Я испытывал огромное счастье, огромное-огромное счастье, когда они служили Мне. Они тоже были счастливы, служа мне. Я был счастлив, когда они служили Мне, а они счастливы, служа Мне". И тогда Кришна подумал: "Служа Мне, они были даже более счастливы, чем я, принимая их служение". И это навело Кришну на определенные размышления. Он начал обдумывать, что же преданные испытывали, когда служили Ему? Они испытывали нечто необычное, еще больше, чем испытывал Я. Хотя Я получал такое огромное насаждение. И затем Кришна подумал о гопи, лучших из всех преданных.

Кришна подумал: “Они наслаждались, служа Мне, намного больше, чем Я, получая их служение, хотя Я тоже получал небывалое наслаждение. Насколько больше они наслаждались? Я подсчитал, что они наслаждались в 10 млн. раз сильнее, чем Я”. И Он поразился. “Они наслаждались настолько сильнее, служа Мне, чем Я Сам, хотя получать их служение было так приятно!”

И тогда Кришна подумал: "Точно! Придумал! Я стану преданным. Мне надоело принимать служение. Ха! Я получу настоящий нектар. Я стану слугой, я стану одним из преданных.” И из этих соображений Кришна явился как Господь Чайтанья, Он пришел как преданный. Хотя иногда преданные догадывались: "Ага! Он на самом деле Кришна, я-то знаю. Я раскусил тебя. Я знаю, Ты Бог, я могу подтвердить". И они говорили Ему: "Ты – Кришна! Да, мы знаем, что Ты Кришна". Господь Чайтанья затыкал уши и убегал. Ему это не нравилось. Он чувствовал: "Я – преданный, это супер! Это самое лучшее".



--------------------------------------------------------------------------------


Итак, это правда. Быть слугой Кришны – самое лучшее положение. Самое чудесное положение, приносящее величайший экстаз. И во всех отношениях Господь Кришна получает больше всего милости, если занимает положение слуги. Как однажды Прабхупада сказал: "Есть две категории преданных: одна любит вкушать прасад, а другая – раздавать прасад. Обе категории хороши. Однако те, кто любит раздавать прасад, лучше.”

Итак, вы должны стараться культивировать преданное служение. Постарайтесь найти возможности оказывать служение. Вместо того, чтобы выискивать, что тут есть хорошего для меня? Или что я получу, если все хорошо продумаю? Нет, просто пытайтесь найти возможность послужить. Где есть возможность, служите Кришне, преданным. Тогда мы увидим, что получили милость, понимание и привязанность, и наши отношения с Кришной постепенно будут развиваться. Это происходит даже на начальном этапе. И, развивая преданное служение, мы укрепляем свою связь с Кришной. Хорошо? Постараемся делать это? Да? Один согласен. А остальные еще не решили? Мы будем продолжать наслаждаться. ОК, давайте постараемся следовать этому.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru