Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь 6, глава 7 , стих 23.
Часть 1
Санкт-Петербург, 2001


Лекция про духовного учителя

Ш.Б.6.7.23.
О Индра, некогда демоны, враги твои, тоже проявили неуважение к своему наставнику, Шукрачарье и тоже потеряли силу, но как только они стали его ревностно почитать, к ним вернулась былая мощь. Теперь, благодаря их преданности Шукрачарье, им под силу завоевать даже мою обитель.


Это один из самых важных моментов в сознании Кришны: важность отношений с духовным учителем. Мы можем видеть, что Шрила Прабхупада подчеркивает этот момент снова и снова. Практически больше, нежели какой-либо другой философский аспект. Наряду с важностью повторения Харе Кришна, взаимоотношения с духовным учителем - один из наиболее важных моментов.
В связи с этим мы можем понять, что ни Шукрачарья, ни Брихаспати не являются чистыми преданными. И из этих двоих, очевидно, что уж Шукрачарья точно уж не является чистым преданным. В восьмой песне Шримад-Бхагаватам приводится история, как Бали Махарадж встретился с Господом Ваманой. Бали Махараджа - он тоже был из семьи демонов. И он был вовлечен во все эти сражения с полубогами, которые описаны здесь. Но тем не менее, несмотря на то, что он был рожден в семье демонов, и был вовлечен во все эти дела, в его природе присутствовал определенный благочестивый аспект. Частью его благочестивой натуры было то, что он был благосклонен к брахманам. И он был склонен поклоняться Господу Вишну.
Это достаточно длинная история, мы не будем рассказывать ее целиком. Но тем не менее, Господь Вамана, Он пришел во дворец Бали Махараджа. И он попросил милостыню у Бали Махараджа. Он попросил землю, которую можно покрыть всего тремя шагами. И вот во время этой беседы Бали Махараджа с Ваманадевой, Шукрачарья понял, что этот маленький мальчик-брахман - он не просто такой маленький брахман. Он понял, что на самом деле этот брахман - Верховная Личность Бога, заклятый враг семьи Бали Махараджа. По крайней мере, заклятый враг демонов в целом.
--------------------------------------------------------------------------------

Он отвел Бали Махараджа в сторонку и начал наставлять его: "Это Вишну, Он пришел для того, чтобы обдурить тебя, и отобрать все, что у тебя есть. И поэтому, что бы Он у тебя не попросил - не давай Ему. Не имеет значения, что ты дал свое слово". И он ему рассказал множество разных способов, которыми он может обмануть и не выполнить своего данного слова. Он сказал ему: "Только в том случае необходимо обещание выполнить, если перед этим ты добавил слог "ом". Но ты не сказал слог "ом". Поэтому не бери в голову, не беспокойся об этом обещании. Ты просто можешь извиниться за свое обещание. Ты можешь выполнить обещание, только если это будет благом для тебя. Но если это приведет тебя к разным неприятностям - то можешь забыть об этом обещании".
Вот такого рода вещами Шукрачарья наставлял Бали Махараджа и сказал, что "можешь не обращать внимание на свои обещания. Это твое преимущество, что ты можешь врать и все будет хорошо. Ты можешь принять такое положение". Но Бали Махарадж не принял подобные советы. И Бали Махарадж, он практически отверг своего духовного учителя, по крайней мере, он отверг его наставления. Он принял, что Ваманадева - это Вишну, и он был тверд в своем намерении выполнить свои обещания.
Шукрачарья был очень разозлен и расстроен тем, что Бали Махарадж не послушал его советов, и проклял Бали Махараджа. И он сказал, что "поскольку ты не послушался меня, ты оскорбил меня, ты потеряешь все". На самом деле, так оно и произошло. Шукрачарья обладает определенным могуществом. Если бы вы знали эту историю немножко, то мы бы знали, что несколькими минутами позже Бали Махарадж действительно все потерял. И даже ту одежду, в которую он был одет. Но тем не менее, он был решителен в своем намерении не совершать оскорблений по отношению к Вишну. И мы можем видеть, что Шукрачарья отнюдь не является чистым преданным. Поскольку он говорил: " Это Вишну. Не поклоняйся Ему. Не служи Ему и не давай Ему то, что он хочет". Но тем не менее, не будучи преданным, и более того, относясь оскорбительно к Вишну, он обладает могуществом.


--------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, мы можем понять общий принцип - что следование гуру очень важно. И это даже не обязательно относится к тому, чтобы следовать гуру, который является преданным. В целом, этот принцип шире. Человек должен следовать учителю. В этом следовании учителю содержится очень большая сила. Это относится даже к обычным материальным вещам. Что же говорить о применении этого в духовной науке? К духовной науке это относится во много раз больше. Более того, это относится в полной мере и абсолютной мере. И разными способами, на разных примерах, мы получаем подтверждение этому утверждению: каким образом человек должен следовать наставлениям своего учителя. И что в словах квалифицированного учителя содержится большая сила.
Недавно, я прочитал одну шутку. Есть один гуру, но он не преданный, такой - учитель-брахман. Но у него есть один ученик, который чрезвычайно ему предан. У него есть абсолютная вера в своего учителя, в своего гуру. Чтобы он ни делал, он делает это от имени своего гуру, во имя своего гуру. Что бы он ни делал, он все время повторял имя своего учителя. И он стал очень могущественным.
Однажды его учитель сидел в своем ашраме и наблюдал за рекой. Он увидел, что внизу, вдоль реки идет ученик, и повторяет его имя. И вот, с таким энтузиазмом и решительностью, его ученик повторял его имя и пошел по реке, прямо по реке! И он пересек реку, идя по воде, на другой берег.
Этот учитель, он был просто потрясен. Он подумал : "Должно быть я настолько могущественен, дай-ка и я попробую также!" Он подбежал к реке и начал кричать: "Я, я, я…" и он побежал к середине реки - но… потонул. В действительности, дело так и обстоит, что очень важно следовать наставлениям учителя. И это важно не только в отношении сознания Кришны, и уж тем более это важно в сознании Кришны.


--------------------------------------------------------------------------------

Так, Пандавов воинскому искусству учил Дроначарья. И однажды к Дроначарье пришел маленький мальчик - Эколавья. Опять таки, это длинная история. И этот Эколавья хотел стать лучшим лучником, нежели Арджуна. И он знал, что для этого лучшим учителем может быть учитель Арджуны - Дроначарья. Но Дроначарья дал обет, что во что бы то ни стало, Арджуна будет его лучшим учеником. Но Дроначарья видел, что этот Эколавья хочет быть лучшим учеником, нежели Арджуна. И поскольку Дроначарья был брахман, по крайней мере, полубрахман, он не мог отказать этому мальчику Эколавье. Хотя он хотел отослать Эколавью и не обучать его, поскольку он дал обет, что Арджуна станет лучшим учеником, но тем не менее Эколавья стал лучшим учеником. В особенности относительно стрельбы из лука.
В конце обучения ученик должен дать некую дакшину учителю. Но Дроначарья очень смышленый. И когда пришло время платить дакшину, Дроначарья сказал Эколавье: "В качестве дакшины я хочу большой палец твоей правой руки". Достаточно интересная вещь… Но суть в том, что лучнику необходим этот большой палец. У вас должны быть все необходимые пальцы . Вы не сможете как следует обращаться с луком, если у вас нет большого пальца правой руки. Но поскольку Эколавья твердо придерживался этого принципа, что ученик должен удовлетворить учителя, что невозможно оскорбить учителя, невозможно отказать учителю. Он без всяких сожалений и препираний отрезал свой большой палец и дал учителю. И поэтому его прославляют, как лучшего ученика и лучшего последователя. Но не как лучшего лучника, поскольку с тех времен он не может стрелять из лука. Таким образом, Арджуна остался лучшим учеником.
Мы видим, как этот принцип может быть проиллюстрирован. И мы можем видеть из этой истории с Индрой, полубогами, демонами и их ссор разнообразных, во всех этих историях есть много моментов, связанных с этим принципом. Демоны оскорбляют Шукрачарью, и теряют свою силу. А полубоги поклоняются Брихаспати очень тщательно, и становятся более могущественными и побеждают демонов. Затем демоны начинают понимать, что нужно повернуться к Шукрачарье и поклоняться ему замечательным образом. И они становятся могущественными. А полубоги оскорбляют Брихаспати. И теряют могущество. Демоны побеждают полубогов. И все это в обе стороны колеблется, то туда, то обратно. И таким образом, мы можем видеть, что хотя это и не относится к духовной сфере, но тем не менее, этот принцип подтверждается многократно и очень ясно.


--------------------------------------------------------------------------------

Несколько дней назад я читал, как Индра оскорбил Брихаспати. Индра очень богат. Он известен, как знаменитый царь и император. Иногда у могущественных людей в этом мире, царей, кшатриев их ум уносит их богатство, могущество. И они думают: "Ну, брахманы, они не слишком богаты, и в материальном отношении они занимают не очень значительное положение". И им приходит в голову, что "брахманы - просто такие слабаки. У них нет много имущества, частенько, чтобы просто поддержать себя, они должны просить у меня милостыню. Поэтому они зависят от меня. Я настолько более велик, нежели они. Если бы не я, то они бы уже закончили свое существование. Поэтому я гораздо более важен". И Индра оказался в такой же вот ситуации.
Он сидел на троне и множество полубогов находились вокруг него и прославляли его. И танцовщицы танцевали там для его удовольствия. И разные певцы воспевали его славу. Ему предлагали арати, предлагали цветы его стопам, предлагали ему дандаваты. Индра тоже не чистый преданный. И он подумал: "О, как здорово! Посмотрите, какой я замечательный!" Но затем пришел Брихаспати. Индра увидел Брихаспати. Но на него оказывало слишком большое влияние поклонение и молитвы. И он никоим образом не выразил то, что он увидел присутствие Брихаспати. Не говоря уже о том, чтобы спуститься с трона и предложить свои поклоны. Он вообще ничего не сказал. Он даже не сказал "доброе утро" или что-то вроде этого. Он просто проигнорировал его появление.
Но Брихаспати понимал важность принципа почтения к духовному учителю. Он просто развернулся и вышел не сказав ничего. Сразу же Индра понял: "Я сделал ошибку". Он попытался найти Брихаспати, но не смог этого сделать. И что же стал делать Индра? Еще одна не очень разумная вещь . Он подумал: "Если вы потеряли своего духовного учителя, тогда можно принять другого. Тем более, что нас окружают демоны и нам нужно какое-то брахманическое шакти".


--------------------------------------------------------------------------------


Тогда он обратился к Вишварупе. Это еще одна длинная история. Есть очень много длинных историй. Вишварупа был брахманом, но довольно необычным. Он был благосклонен к полубогам, но также у него были некоторые родственные отношения с демонами. Когда он совершал какое-то жертвоприношение и повторял мантры для полубогов, он тихонько повторял мантры и для демонов также. Он в основном старался для полубогов, но немного - и для демонов. И для того, чтобы вернуть могущество полубогам, он проводил некоторые церемонии. Но Индра понял, что "пока он повторяет мантры для нас, полубогов, он в то же время повторяет что-то и для демонов". И на Индру повлияла эта вся ситуация.
Прежде на него большое влияние оказало то, что его прославляли, это определенным образом, позитивный метод воздействия. И его ум был увлечен материальным счастьем. Но теперь его ум был увлечен материальным гневом. Он схватил меч и отсек три головы Вишварупы. И если человек делает так, то это называется "апарадхой". И поэтому мы не отрываем людям головы. Более того, это не просто какой-то человек, Вишварупа был брахманом, это брахмана-апарадха. И точно также, как и в случае с Брихаспати, буквально сразу Индра понял: "Я сделал что-то не то". Сразу же после того, как он отрубил головы, он подумал: "Пожалуй, не стоило этого делать". Но в результате этого пришло очень много разных неприятностей. И Индра был близок к тому, чтобы умереть. Мы прочитаем об этом чуть позже.
Это один из основных принципов ведической культуры в целом - уважение к учителю. Это точно также относится и к демонам, и к материалистичным учителям-брахманам. Что уж говорить в отношении сознания Кришны! Это безусловно один из самых главных и существенных принципов. Мы поем каждый день песню Нароттама даса Тхакура, что "лотосные стопы духовного учителя - единственный путь обретения чистого преданного служения. И поэтому я склоняюсь к Его лотосным стопам в великом почтении". Это утверждение сделано таким сильным образом! Это не то, что говориться : "может быть, если…" Тут говориться, что это единственный путь.
Здесь использовано слово "сарвадхан". Иногда, если вы поедете в Индию, и вы будете ехать по дороге, и местами дорога может быть испорчена, и можете попытаться отремонтировать ее. Ну, имеется в виду, если ваша машина сломалась, и вы хотите ее починить, вы ставите определенный знак, чтобы предупредить окружающих. Точно также в Индии ставятся такие дорожные знаки. На этом знаке говориться (может вы и не умеете читать, но если бы вы могли прочитать) - это надпись, предупреждающая вас о том, что идут дорожные работы и что нельзя туда ехать, чтобы вы были внимательны, звучит так: "сарвадхан".
Что и в этой песне - "бандо муи сарвадхана мате" - что вы должны с очень большим вниманием принять прибежище у лотосных стоп духовного учителя. И точно также там, где ремонтируется дорога - если вы будете продолжать ехать, как по нормальной дороге, скорее всего вы попадете в какое-то дорожное происшествие и может быть даже погибните! Поэтому используется слово "сарвадан" - вы должны быть внимательны. Необходимо все делать с очень большим вниманием, очень аккуратно, очень точно. Не стоит относится к этому, как к обычному делу в материальном мире.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru