Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Шримад-Бхагаватам, песнь 3 ,глава 12 , стих 26.

Часть1
Санкт-Петербург, 19.06.1996

"Смысл не в больших мозгах, а в искреннем сердце"

Ш.Б.3.12.26.
Вожделение и желания появились на свет из сердца Брахмы, гнев - из его межбровья, алчность - из губ, речь - изо рта, океан - из полового члена, а порочные и отвратительные формы деятельности - из его ануса, который является источником всех грехов.


Как известно, в материальной жизни очень важно обладать каким-то знанием. Если человек в материальном мире получил хорошее образование, то он сможет найти себе хорошую работу, зарабатывать большие деньги и жить по высокому стандарту жизни. Здесь же говорится о том, что независимо от того, каким материальным знанием обладает человек, это может не производить никакого влияния на состояние его сердца.
В "Нектаре преданности" Шрила Прабхупада объясняет, что сознание Кришны является всеблагоприятным. И он приводит пример с профессором из университета. Есть множество профессоров во множестве университетов и они обладают обширными познаниями. И тем не менее, у них есть очень много вредных привычек. Обычно они едят мясо, занимаются незаконным сексом, принимают разные одурманивающие средства. Может быть, их знание очень важно для того, чтобы зарабатывать деньги, но с точки зрения улучшения себя - это знание бесполезно. Поэтому, в истории человечества мы видим, как многие великие, с материальной точки зрения, люди, умирали совершенно жалкой смертью. Кто-то слышал о Дилан Томасе? Это был известный поэт, он жил лет 50 назад. Это был удивительный человек и он умер в середине своего третьего десятка, от алкогольного отравления.
Джон Китс. Очень известный английский поэт, который жил несколько столетий назад. Он был привязан к опиуму и другим наркотикам. Он умер в очень жалких условиях. И несмотря на все их так называемые замечательные качества, эти качества не смогли им помочь на личном уровне.
--------------------------------------------------------------------------------

Мы обнаруживаем, что существуют даже ученые-материалисты, которые очень хорошо знают "Бхагавад-гиту". Был один английский ученый, его звали профессор Зена. Он был главой департамента отдела изучения индийской культуры в Кембриджском университете. Он знал санскрит, он знал "Бхагавад-гиту" наизусть. Кто из вас знает "Бхагавад-гиту" наизусть? Я тоже не знаю. Он знал "Бхагавад-гиту" наизусть, и за пределами Индии он считался самым великим авторитетом по индийской культуре.
Как-то вечером он читал публичную лекцию по "Бхагавад-гите" в Кембридже. И наши преданные пришли на эту лекцию. И преданные слушали лекцию, но, как он представлял "Бхагавад-гиту", было довольно имперсонально. В конце лекции он спросил - есть ли вопросы, и один из преданных, который был санньяси, начал задавать некоторые технические философские вопросы. Профессор Зена, он увидел, что этот человек (преданный) обладает некоторым знанием "Бхагавад-гиты", и поэтому он стал чувствовать себя неловко. И он сказал: "Почему бы вам не встретиться со мной после этой лекции, и мы потом сможем с вами наедине поговорить".
И на этом он закончил свою лекцию. Вскоре после этого преданные попытались найти то место, где он жил. Они пошли в то место, где была его квартира в студенческом городке, но его там не было. И они повстречались с соседями профессора Зены, которые сказали им - куда они могут еще отправиться в этом студенческом городке, где по их предположениям, мог оказаться в это время профессор Зена. Они искали это место, и когда они нашли его, то оказалось, что это такой "лекторный бар". И там этот профессор Зена пил виски. И преданные сказали ему: "Вы говорили, что мы можем прийти позже, и обсудить с вами наши вопросы, вот мы пришли, давайте обсудим "Бхагавад-гиту". Но профессор Зена сказал: "Нет, идите отсюда, сейчас я занят, мне некогда".
Не говоря уже о каком-то материальном знании, мы видим, что даже люди, которые изучают "Бхагавад-гиту", но с материальным сознанием, не получают никакого трансцендентного результата. Поэтому вопрос заключается не в том, чтобы накапливать знания. А в чистоте сознания.


--------------------------------------------------------------------------------

Санатана Госвами процитировал в своих книгах один стих, который говорит о том, что человек никогда не должен слушать о Кришне из уст " авайшнава", непреданного. Он говорит о том, что точно так же, как молоко, которого коснулась змея, будет иметь ядовитый эффект, точно также слушание о Кришне из уст непреданного осквернит человека. Поэтому суть заключается не в количестве разума, которым наделен человек, а в его качестве, чистоте его сознания.
Именно по этой причине Шрила Прабхупада не особенно заботился о том, чтобы его ученики изучали санскрит. Он не вдохновлял преданных даже читать всю вайшнавскую литературу, которая существует. Но конечно же он хотел, чтобы его ученики поняли - в чем заключается суть послания сознания Кришны. Человек должен быть способен оставить все другие занятия и всем сердцем отдаться преданному служению Господу.
Иногда мы видим, что даже в обществе преданных некоторые преданные отклоняются в плане философии. Один из членов ДжиБиСи рассказывал мне о том, что на протяжении 20 лет он посещает собрания ДжиБиСи в Майапуре, ежегодное собрание ДжиБиСи, и каждый год какая-то группа преданных приходит и выдвигает какое-то свое новое понимание и новое видение сознания Кришны. В один год они говорят, что если вы не гопи - то вы в майе. На следующий год они говорят, что если вы не член гаудия-матха, значит вы в майе. В другой год, другие преданные говорят, что если вы не какой-то особый уттама-адхикари, то вы в майе. Это мы называем "ежегодные отклонения". Каждый год это происходит. Каждый год что-то новенькое придумываем. Ежегодные отклонения.
Поэтому смысл не в больших мозгах, а в искреннем сердце. Даже ребенок может стать совершенным, искренним преданным Господа. Но даже взрослый человек, обладающий замечательными качествами, если его сердце осквернено, он с легкостью может отклониться от чистой философии.


--------------------------------------------------------------------------------

Шрила Прабхупада дал нам эти 4 афоризма: "Проповедь - это сущность. Чистота - это сила. Книги - это основа. Практичность - это принцип". Сила заключена в чистоте, и именно эта чистота, она уполномочивает преданного распространять сознание Кришны по всему миру. И что же является сутью этой чистоты? Сутью этой чистоты является то, что человек готов сделать указания своего духовного учителя собственной жизнью и душой. Человек посвятит себя полностью выполнению указаний своего духовного учителя без каких-либо корыстных мотивов. Таковы были качества Шрилы Прабхупады.
Множество его современников обладали обширными познаниями. Но Шрила Прабхупада очень близко к сердцу принял идею об удовлетворении своего духовного учителя. И таким образом, ему удалось распространить сознание Кришны по всему миру. Но все его современники, вместе взятые, не смогли распространить сознание Кришны даже в той степени, которая соответствовала бы 1/20-й того, что сделал Шрила Прабхупада. И сутью искреннего сознания Кришны является такое правильное отношение к служению, которое мы должны развить.
Однажды очень великий индийский ученый пришел увидеть Бхактисиддханту Сарасвати. Этот человек был вице-ректором Бенаресского индусского университета. Это самый большой университет в мире, который сосредотачивает внимание на изучении классической индийской культуры. Он был великим ученым санскрита, и он хорошо знал множество писаний. Он пришел для того, чтобы задать Бхактисиддханте несколько очень технических вопросов относительно Веданты и Шримад-Бхагаватам. Он пришел, но Шрила Бхактисиддханта сказал ему: "Послушайте, вот сейчас я занят". Он сказал: "Видите, там сидят брахмачари, они чистят параферналии и делают фитильки на гхи. Идите, задайте им свои вопросы, а через какое-то время я подойду, и мы продолжим обсуждение". И этот ученый подумал: "Что-то странное, я такой великий ученый, а он меня посылает обсуждать такие серьезные вопросы с какими-то молодыми брахмачари!"


--------------------------------------------------------------------------------

Но он подумал: "Так или иначе я сделаю это". Он пошел и начал разговаривать с этими мальчиками. Он подошел к ним и сказал: "Ваш духовный учитель попросил меня задать вам вопросы, и я пришел, потому что у меня есть некоторые вопросы". Но мальчики сказали: "Знаете, мы сейчас заняты очень, крутим эти фитильки и в гхи их промачиваем. Подсаживайтесь к нам, быстро доделаем фитильки и потом поговорим". Он подумал: "Ну, это уж слишком".
Но он сел и начал чистить параферналии для арати. И в то время, как он чистил эти параферналии, он внезапно для себя неожиданно обнаружил, что ответы на его вопросы начали внезапно, спонтанно появляться в его уме. И когда они закончили, мальчики сказали: "Ну хорошо, какие у вас вопросы, давайте обсудим". Но этот человек сказал: "На самом деле я получил уже ответы на все мои вопросы, и у меня больше не осталось вопросов".
И тогда он отправился, чтобы поговорить со Шрилой Бхактисиддхантой. И Шрила Бхактисиддханта также сказал ему, что "сейчас я освободился, давайте обсудим ваши вопросы". Но он сказал: "Вы знаете, когда я чистил эти бронзовые параферналии, то все ответы на мои вопросы сами собой проявились в моем уме, и сейчас у меня не осталось вопросов". И Шрила Бхактисиддханта сказал ему: "Да, именно таков процесс".
Он процитировал этот стих из "Падма-пураны": "Как мы можем понять Кришну? Он полностью духовен, а мы погрязли в материальных условиях. Наши чувства и наш ум не способны достичь Его. Но если вы будете занимать свои чувства, начиная с языка, в служении Господу, то все само собой раскроется вам". Поэтому, в действительности развивать знание в сознании Кришны очень важно. Шрила Прабхупада настаивал, чтобы все его ученики читали все его книги. Но читать книги Шрилы Прабхупады необходимо в настроении служения.
В "Чайтанья-чаритамрите" есть один стих, который говорит о том, что если вы просто будете книжным червем, и изучите все эти книги, но в конце концов вы просто полностью будете сбиты с толку.


--------------------------------------------------------------------------------

Мы видим, что это иногда случается в ИСККОН. Некоторые преданные начинают читать очень много книг самых разных авторов, и начинают учить санскрит. И затем они пишут какую-то книгу о том, что на самом деле мы никогда не падали из духовного мира. Там очень много разных умных идей. На самом деле все это лишено какого-либо смысла. Не просто лишено смысла, но это даже опасно. Если что-то лишено смысла, то, значит, смысла в этом никакого нет, и поэтому эффекта от этого тоже нет. Но если кто-то очень умным образом, очень разумно и расчетливо представляет какую-то неправильную идею, то это может быть очень опасно.
Поэтому автор "Чайтанья-чаритамриты" говорит о том, что никогда нельзя писать какую-то книгу о сознании Кришны, преследуя какие-то личные, корыстные мотивы. Это можно делать только в очень смиренном настроении служения предыдущим ачарьям, и пытаясь представить предыдущих ачарьев. И если человек обладает этим искренним отношением служения, то тогда Кришна явит ему множество очень интересных вещей. Кришна говорит о том, что "тем, кто постоянно с любовью и преданностью служат Мне, Я даю таким преданным понимание, с помощью которого они могут придти ко Мне". Кришна пребывает в сердце каждого, и Он дает живому существу знание, память и забвение. И в зависимости от того, какое отношение вы развиваете, какое отношение у вас есть, Он соответственным образом будет все устраивать вокруг вас.
В "Шримад-Бхагаватам" Шрила Прабхупада, в одном комментарии пишет, что атеисты думают: "Как же доказать, что Бога нет?" Они думают, что "Я хочу представить много разумных аргументов против существования Бога". И Шрила Прабхупада пишет там, что Кришна из сердца такого человека дает ему необходимый разум, чтобы он сделал желаемое. И по милости Кришны он может убедить других людей в том, что Кришны не существует. Если человек имеет какие-то корыстные мотивы и он хочет какую-то философию придумать, чтобы таким образом прославиться, то Кришна даст такому человеку полномочия, чтобы он сделал то, что он хочет. Но в конце концов, к чему это приведет? Такого человека отвергнет общество вайшнавов. Кришна даст вам такой разум, что вы окажетесь в дураках.


--------------------------------------------------------------------------------

В "Чайтанья-чаритамрите" есть история о Валлабхе Бхатте. Он был известным брахманом-ученым. Однажды он повстречался с Господом Чайтаньей, и Господь привлек его. Он привлекся Господом, и поэтому он хотел присоединиться к обществу преданных Господа Чайтаньи. Но из-за того, что раньше он был ученым-брахманом, у него еще сохранилось очень большое количество гордости. Он был переполнен желанием самому проповедовать среди преданных и чтобы все изумлялись его глубоким познаниям. То и дело он вскакивал во время обсуждений и не соглашался с тем, что говорили преданные, пытался доказать что-то свое. Все, что он хотел - это добиться какой-то славы и признания, и поэтому Кришна снабдил его разумом, в котором были недостатки.
Однажды он выдвинул такой аргумент, что человек не должен слишком уж много повторять имена Господа. Он привел следующий пример: "Кришна подобен нашему мужу. А по ведической системе жена не должна называть мужа по имени". И он сказал: "Поэтому ясный вывод, что мы не должны повторять имена Кришны". Он думал, что это очень умный аргумент. Он думал, что преданным это очень понравится, и они оценят его разум.
Но на его предположение ответил Сам Господь Чайтанья. Он сказал, что "если муж говорит жене -"ты должна называть меня по имени", то жена должна так делать. И во многих местах писаний Кришна Сам говорит нам повторять Святые Имена Господа". Таким образом Валлабха Бхатта был побежден и он очень смутился этим. Но он всегда думал и размышлял над тем, как же мне что-то такое сказать, чтобы преданные оценили это? И тогда он решил сделать анализ комментария Шридхара Свами на Шримад-Бхагаватам. В те времена Шридхар Свами был главным комментатором Шримад-Бхагаватам. И во время обсуждений преданные часто цитировали Шридхара Свами, и говорили, что "по этому вопросу он говорил следующее, а по этому - следующее".
Однажды, во время подобного обсуждения Валлабха Бхатта опять встрял в разговор и сказал: "Я думаю, что есть недостатки в комментариях Шридхара Свами". Он сказал, что его комментарии больше имеют дело с местом, временем и обстоятельствами, чем с вечными философскими принципами. И все преданные сказали: "О, что же он следующее скажет?!!" И господь Чайтанья повернулся к Валлабхе Бхатте и сказал: "Тот, кто не соглашается со Шридхарой Свами - тот подобен проститутке". И все смеялись над бедным Валлабха Бхаттой, и все соглашались, что Господь Чайтанья сказал верно. И Валлабха Бхатта был настолько смущен! И так произойдет и с нами, если мы будем преследовать в своем сознании Кришны какие-то материальные мотивы.


--------------------------------------------------------------------------------

Так или иначе, даже если мы будем много изучать, или много делать - все это будет очень кислым, если у нас будут материальные мотивы. Но если человек на самом деле обладает истинным смирением, то он сможет сделать очень много для служения Господу.
В "Чайтанья-чаритамрите" говорится, что по милости Господа Чайтаньи даже ребенок может понять заключительную истину Вед. И мы видим - есть такие примеры. Например, Прахлада Махарадж. Он был маленьким мальчиком, ему было 5 лет. Но он говорил о такой глубокой философии! Сын царя Читракету… О царе Читракету описывается в шестой песне "Шримад-Бхагаватам". Он очень хотел, чтобы у него родился сын, но у него никак это не получалось. Однажды, по милости мудрецов, от одной из его жен у него родился сын. И когда его сыну было всего несколько дней, завистливые жены - другие жены царя - они отравили ребенка. И все, конечно же, особенно царь Читракету, были очень огорчены этим.
И царь стоял там и смотрел на это мертвое тело ребенка, плакал и скорбел. Но внезапно этот ребенок, он ожил и начал проповедовать ему. Он объяснил, что "я не являюсь этим телом, я умер по своей карме. Теперь я приму рождение в другом теле, и это устроено Господом. Поэтому не скорби, нет никаких причин для скорби". И это убедило царя Читракету, и он сам стал очень продвинутым преданным.
Однажды, когда Шрила Прабхупада впервые привез преданных в Индию, то с ним приехала одна супружеская пара преданных, и они привезли с собой маленькую дочь. Однажды они были в аэропорту и ждали самолета, и эта маленькая девочка, которую звали Сарасвати, ей было всего 3 года, она увидела, как один индийский бизнесмен курил сигарету. Он подошла к этому бизнесмену и спросила: "Почему это вы курите?" И этот человек не мог понять, что происходит. И Сарасвати ему объяснила: "Ты - в майе!" Она спросила: "Ты знаешь, кто такой Кришна?" Этот человек был полностью поражен. Она сказала ему: "Кришна - это Верховная Личность Бога!" И Шрила Прабхупада смотрел на все это и смеялся. Он сказал, что она более продвинута, чем он. Она более разумна, чем он.


--------------------------------------------------------------------------------

Именно об этом я хотел сказать. О качестве сознания. Мы должны читать все книги Шрилы Прабхупады. Но мы должны читать их в верном сознании. И прочитав эти книги, мы должны повторять это знание. Говорится, что если вы не передаете знание, которое вы получили, то вы утрачиваете это знание. Обычно в материальной жизни мы знаем, что если вы получаете что-то, а потом отдаете, то вы теряете эту вещь. Но в сознании Кришны, если вы получаете какое-то знание, но не даете его кому-то другому, то вы утрачиваете его. Но если вы получаете знание, и даете его другому человеку, то тогда ваше собственное знание обогатится.
В "Чайтанья-чаритамрите" описывается, как члены Панча-таттвы распространяли содержимое склада любви к Богу. Они пришли из духовного мира и принесли с собой большие запасы любви к Богу, которые должны были быть распространены. Но на протяжении какого-то времени, по крайней мере вначале, они не распространяли их. Они заперли их на складе. И через какое-то время, они начали движение санкиртаны, они открыли этот склад и все содержимое этих складов просто начало растекаться и затопило весь мир.
В "Чайтанья-чаритамрите" далее объясняется, что когда эта любовь начала затоплять планету, то все благочестивые люди утонули в этом потоке. Но все неблагочестивые - они плавали на поверхности и не могли утонуть. Таким образом, можете представить себе, был этот океан любви к Богу и все неблагочестивые люди плавали, и на поверхности были видны их головы. Члены Панча-таттвы, они плавали в этом океане и смотрели: "О, там чья-то голова торчит!" И они подплывали к этому человеку, и, так его за голову - раз, под воду! И он тоже тонул тогда, безнадежно.
Но смысл того, что я хочу сказать, в том, что, несмотря на то, что члены Панча-таттвы щедро распространяли содержимое этого склада любви к Богу, тем не менее этого содержимого никогда не становилось меньше, оно наоборот, увеличивалось. На самом деле, оно не уменьшалось, а увеличивалось. Таким образом, смысл заключается в том, что мы должны изучать все книги Шрилы Прабхупады, а потом пытаться распространять эти книги. Тогда наше собственное знание углубится и обогатится, и мы также сможем другим людям помочь стать сознающими Кришну.
Шрила Прабхупада ки - джай!
Шри-Шри Гаура-Нитай ки - джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru