Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Бхагавад-Гите, глава 4, стих 36.
Санкт-Петербург, 2003


Преимущества практики преданного служения, милость бхакти-йоги.

Б.Г.4.36.
Даже если ты самый грешный из всех грешников, взойдя на корабль духовного знания, ты сможешь пересечь океан страданий



Прежде всего, очень замечательно быть снова с вами здесь. Надеюсь, что каждый из вас счастлив в сознании Кришны. Надеюсь, что никто из вас не в майе. Никого в майе! А, нет, один, или два…
Это один из тех глубоких и сладких стихов Бхагавад-Гиты. Кришна открывается в сердце преданного. Это именно то, чем является Бхагавад-Гита. Кришна обыкновенно проявляет свои чувства. Как мы можем развивать отношения с ним? Во-первых, Он очень открыто показывает правду. Он просто говорит каждому: "Приходи, я тебя люблю! Я хочу установить с тобой близкие взаимоотношения! Давай познакомимся!"
Обычно люди не поступают таким образом, не так ли ? Это может быть воспринято неадекватно. Но Кришна очень открыто проявляет свои чувства. И Ямуначарья говорил об этом. Он говорит, что стихи, которые Кришна дает в Бхагавад-Гите и другой ведической литературе - это мысли, переживания и чувства, которые находятся в глубине сердца Кришны. Но Он очень доверчиво говорит нам, что "Я вас люблю". Это не так-то часто случается, не правда ли? Как часто это случалось с вами? Кто-то проходит мимо вас, а вы бросаетесь и кричите: "Я вас люблю! Я хотел бы установить отношения с вами!"
А это именно то, что Кришна пытается сделать в Бхагавад-Гите. Иными словами, Бхагавад-Гита - это не просто книга по философии. Это не просто книга, в которой говорится о разных путях йоги, и разных методах, с помощью которых можно прогрессировать в духовном отношении. Здесь Кришна, Он открывает Своё сердце! И Шрила Баладева Видьябхушана, один из наших ачарьев по цепи ученической преемственности, написал комментарий на Бхагавад-Гиту. И Шрила Прабхупада, в начале Бхагавад-Гиты, он написал посвящение, что этот труд посвящен Шриле Баладеве Видьябхушане.


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, когда Шрила Баладева Видьябхушана завершал свой комментарий к Бхагавад-Гите, когда он писал комментарий к самому последнему стиху, и заканчивал Бхагавад-Гиту, то он говорит, что "преданные попросили меня писать этот комментарий на Бхагавад-Гиту, и я подумал, что Бхагавад-Гита - она просто философия. Она не настолько изобилует историями игр Кришны, как Шримад-Бхагаватам. Всё, что вы видите в Бхагавад-Гите - это йога, медитации, покаяния, епитимьи".
И Шрила Баладева Видьябхушана, он говорит, что "преданные попросили меня, но я подумал, что мне не очень интересна Бхагавад-Гита, возиться с этой философией…Но преданные, они не оставили меня, и я согласился с ними: "Ну ладно, хорошо, я напишу комментарий." Я начал комментировать Бхагавад-Гиту, стих за стихом, погружаясь всё глубже и глубже. И вдруг Бхагавад-Гита превратилась в океан! И Кришна посадил меня на корабль, и обмакнул этот корабль прямо в Бхагавад-Гиту. Но вдруг корабль начал давать течь. Погружаясь, он превратился в подводную лодку. И чем больше погружался этот корабль в океан Бхагавад-Гиты, я находил все больше и больше драгоценных камней. И теперь я не хочу выбираться наружу".
Поэтому Бхагавад-Гита - это очень удивительная книга. Вишванатха Чакраварти Тхакур тоже писал комментарии к Бхагавад-Гите. Но на последние 5 стихов он не написал никакого комментария. Он закончил свой комментарий на 18.73. Но Вишванатха Чакраварти Тхакур сказал, что он дал правильный комментарий на последние 5 стихов. А Господь Ганеша послал одну крысу, и она украла комментарий на последние 5 стихов.
"Ну, - сказал Вишванатха Чакраварти Тхакур, если Он хотел сделать это, то пусть так и остаётся. Я завершу свои комментарии 73-м стихом. Но как бы то ни было, этот стих очень замечательный. Кришна описывает, насколько прекрасен процесс сознания Кришны.


--------------------------------------------------------------------------------

Недавно, в прошлом году, мы уже обсуждали этот момент. По-моему, кто-то из вас помнит. Несколько историй из трудов Шрилы Дживы Госвами. Одна мышка жила в храме. И в храме не было электричества, они создали освещение масляными лампами. И мышка, она поднялась к этой лампе, и склонилась, чтобы попить немножко масла. И её нос подтолкнул кончик фитиля. И поскольку она сделала это, то фитилёк смог гореть дольше для удовлетворения Божеств. Но потом мышка потеряла равновесие и свалилась в масло. И утонула там. Что же произошло с мышкой? Она вернулась к Богу. Лишь потому, что она случайно задела фитилёк носом, и он смог прогореть на 2 часа больше!
Ещё одна история Дживы Госвами. Жил-был один вор. Он ходил и вытаскивал кошельки из карманов. И он подыскивал подходящие места, где было побольше народу. Он проходил мимо храма и увидел, что там было много людей. И он встал у Божества, сложив ладони, и молился, может, в течение одной минуты. И когда другие люди стояли так, то легко можно было вытащить у них из кармана кошелёк. Хорошее место! И он решил: " Замечательно, останусь-ка я здесь".
Он сел в сторонке, в ожидании людей. Но там было не очень чисто, и прежде чем усесться, он вымыл кусочек пола, - куда он собирался приземлиться. И он мыл этот небольшой участок пола для себя, и так это продолжалось несколько дней. И он однажды там совершал хорошую санкиртану, просто так, для души. И что же произошло с вором? Он тоже вернулся к Богу. Потому что он мыл храм.
И у Дживы Госвами много таких историй - как много людей, у которых практически не было никакой квалификации и качеств, но так или иначе, они получили эту милость и вернулись к Богу. Здесь Кришна говорит о том же самом. Даже если ты самый грешный из всех грешников, взойдя на корабль духовного знания, ты сможешь пересечь океан страданий.


--------------------------------------------------------------------------------

Кто самый грешный из всех грешников? Нет, не вы. Вы не так квалифицированы. Может быть, Хираньякашипу? Однажды один преданный высказался таким образом Шриле Прабхупаде: "Шрила Прабхупада, я самый падший. Я самый грешный. Самый деградированный…" Шрила Прабхупада сказал: "Нет, ты вообще не самый какой-то. Ты просто незначительный".
Но где-то должна быть личность, которая является самой греховной. Может быть, это Хираньякашипу, или Равана, или другие большие демоны. Есть ли у вас в России большие демоны? Да? О'кей. Чтобы быть самым плохим, нужно хорошенько постараться. Только и делать, что грешить.
Подобно Джагаю и Мадхаю. И в Чайтанья-Бхагавате описано, как Ямарадж ежедневно сохранял заметки об их греховной деятельности. Знаете ли вы, что у Ямараджа есть отдельный секретарь на каждого из нас? И этот один, он присматривает за вами: "Что он делает, например, сейчас? Ага, пьёт чашечку кофе. А что она сейчас делает? На улицу отправилась.… А что он делает сейчас? О-о-о.… Этот покупает запись Киркорова…"
Но на Джагая и Мадхая потребовалась целая команда секретарей. Десять или даже двадцать, которые только этим и занимались. И эти секретари так быстро двигали руками, просто чтобы записывать грехи этих двоих, они писали: "Здесь он сделал так, а здесь так, так и так" , что у них возникло профессиональное заболевание писарей. Знаете? И они объявили забастовку: "Мы не можем всё это писать так быстро!" И вот эта запись, которую они делали постоянно, заняла множество книг, которые бы заполнили это помещение.
И вот что мы имеем в виду, когда говорим: самый грешный из всех грешных. Но это не имеет значения, даже если кто-то с таким чрезвычайным опытом. Даже на него достаточно совсем немного милости Господа. Есть утверждение, что если человек произносит имя Кришны один раз чисто, то это освободит вас от такого количества грехов, которые вы можете совершить за всё время существования вселенной, и даже больше. Для этого достаточно всего лишь раз произнести Имя Кришны! Таким образом, мы можем видеть, что практика сознания Кришны очень удивительна! Она гораздо более величественна, нежели любой другой процесс.


--------------------------------------------------------------------------------

Вчера мы говорили о Вишвамитре. Вишвамитра следовал другой практике, он следовал аштанга-йоге, хатха-йоге, делал физические упражнения. Он сидел там, закрыв глаза, и туда пришла прекрасная небесная девушка. И вначале он даже её не увидел. Он услышал только звук её ножных колокольчиков. И даже просто услышав этот звук, он полностью потерял своё духовное сознание. Он полностью забыл о своей духовной жизни. Он просто женился на ней, у него была потом дочь. Он пошёл работать на фабрику.… Да, стал обычным семьянином. Но через некоторое время он понял: "Да я, похоже, пал!" И всего лишь - он услышал звук её ножных колокольчиков! Этого было достаточно, чтобы оставить всё!
Но из истории практики сознания Кришны мы знаем историю о Харидасе Тхакуре. И один "добрый" человек захотел опорочить Харидаса Тхакура. Его звали Рамачандра Кхан. Он послал одну проститутку. И она пришла вечером и стала вести себя достаточно привлекающим образом. А он был молодой привлекательный юноша. И наедине с девушкой! Она сказала: "Вот, я - молодая девушка, я так хотела с тобой насладиться" .
Но Харидас Тхакур, он не сделал так, что просто отказал ей. Он не сказал ей: "Уйди прочь, майя, мне всё это не интересно". И он затеял с ней своего рода игру. "О, сказал он - звучит великолепно, но есть одно препятствие. Я не закончил ещё свои круги. Но как только я закончу их - мы с тобой вместе насладимся". И она подумала: "О, всё оказалось не так сложно!" Она уселась в ожидании - когда он закончит свои круги. Но он повторял один час, другой час, три часа уже была полночь и она задремала.
А когда она проснулась - было уже утро. И что же делал Харидас Тхакур? Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе! Он повторял свои круги. И она спросила: "Ну и как, ты собираешься закончить свои круги?" Он сказал: "Да, я уже закончил, но это были вчерашние круги, а сегодня я повторяю сегодняшние круги. Но ты не беспокойся, я полон воодушевления! Просто присядь здесь, и я скоро закончу свои круги".


--------------------------------------------------------------------------------

И она сидела там и слушала весь день, как он повторяет свои круги: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это проникало в её уши, и в её сердце. Её сердце изменилось. И она стала великой преданной. Она отреклась от всего, стала жить в лесу, и повторять Харе Кришна.
Таким образом, мы на этих примерах можем видеть, что практика преданного служения, она гораздо более могущественна, чем другие процессы, в частности, мистическая йога. Допустим, вы сидите, и совершаете духовную медитацию на Невском проспекте, утром, в субботу. Машины ездят туда-сюда, люди снуют. Достаточно сложно сосредоточиться.
Но когда преданные выходят с харинамой на Невский - в воскресенье, не так ли? - то они полностью погружаются на трансцендентный уровень. И всё равно - в Нью-Йорке, Москве или Лондоне - ужасные города, в которых всё отвлекает внимание. Они настолько погружены в воспевание Харе Кришна, что они поднимаются над всем этим. Это очень практичный пример. Вы можете испытать это на своём опыте завтра. Вы собираетесь завтра на харинаму? Кто из вас пойдёт? Вот вы завтра и испытаете на практике это.
Ещё один пример. Был человек, и он был вором. Однажды он выпрыгнул перед одним человеком с ножом: "Гони деньги, или я тебя убью!" А тот человек начал вопить: "Кришна, помоги!" Вор начал оглядываться по сторонам - где этот Кришна, который должен помочь? Он стал спрашивать: "Кто этот Кришна?" А человек сказал: "Он -Господь, и всё здесь - Его царство!"
Тогда грабитель спросил: "Должно быть, Он достаточно богатый?" - поскольку он не знал, кто такой Кришна. А преданный сказал: "Конечно же! Это самая богатая личность". И грабитель подумал: "Неплохо. Надо бы Его потрясти….". "А где же Он живёт?" Преданный сказал: "Во Вриндаване". И этот вор, он понёсся во Вриндаван. И единственное, о чём он думал - "Кришна, Кришна! Я должен найти тебя, Кришна!"


--------------------------------------------------------------------------------

Он пришёл во Вриндаван. И он спрашивал у всех: "Где Кришна? Где Кришна?" - как очень воодушевлённый преданный. И кто-то сказал: "А, Кришна? Он, наверное, на холме Говардхане!" И этот вор прямо отправился к холму Говардхану. И он бегал-бегал вокруг холма Говардхана. И всё время кричал: "Кришна! Кришна! Где ты?" Он не мог Его найти.
Он припал к стопам другого преданного и спросил: "Пожалуйста, скажи мне - где я могу найти Кришну?" А тот сказал: "О, наверное, Он на Ямуне!" И вор бросился к Ямуне. И он бегал по берегу Ямуны вверх-вниз и кричал: "Кришна, где Ты, Кришна?" И вы знаете, что произошло с ним? Его сердце стало абсолютно чистым. Это перестало быть подражанием. Но сам метод настолько могущественен, что через какое-то время он стал чистым преданным.
Однажды, он бродил по Вриндавану, восклицая имена Кришны. И Кришна появился перед ним - с браслетами, серьгами, ожерельем, усыпанными драгоценными камнями. И Он сказал: "Вот и Я, ты звал Меня? Ты хочешь этот драгоценный камень?" И вор сказал: "Нет, сейчас я увидел Тебя, и больше мне ничего не нужно".
Мысль такова, что даже если вы очень и очень опустившийся человек, но если каким-либо образом вы предались Кришне, вы вернётесь домой, к Богу! В Шримад Бхагаватам есть один текст, где гопи возвращаются к Богу. Но их привязанность к Кришне наполнена вожделением. И Яду вернулись к Богу. Но они считали Кришну всего лишь своим родственником. И даже Камса, он постоянно боялся Кришну - и он очистился! И Шишупала, который ненавидел Кришну, он постоянно со злобой думал о Кришне.


--------------------------------------------------------------------------------

Камса всегда думал: "Где Кришна? Может, Он за углом? Может, за этой дверью? Он сейчас выскочит оттуда и просто убьёт меня!" И он постоянно был в полном ужасе. А когда он ложился вечером отдыхать в кровать, то в его мозгу было: "Кришна! Кришна! Кришна!" Он не мог спать. Он старался забыть о Кришне, и подумать о чём- нибудь приятном - о деньгах, о женщинах, о власти. Но он не мог забыть Кришну. В каком-то смысле, Кришна был смерти подобным. Но нам не стоит подражать ему. 24 часа в сутки - думал о Кришне! Он не мог забыть Кришну, даже если старался. Если мы постараемся думать о Кришне, то не очень быстро это удастся сделать…
Шрила Рупа Госвами приводит один текст. "Тем образом или этим образом, или как бы то ни было - сосредоточьте свой ум на Кришне". Не имеет значения, как вам это удастся - просто делайте это. Просто думайте о Кришне, и если вы будете это делать - вы очиститесь. И не имеет значения - кто вы. Если вы незначительны, или как-то важны (царь Санкт-Петербурга…) - независимо от того, кто вы - вы вернётесь к Богу. Даже если вы из мафии. У вас тут есть мафиози-преданные? Они приходят иногда.
В Сибири я встретил одного молодого человека. И преданные сказали: "Он - мафиози". Но он, кроме этого, ещё и преданный. И я так, просто, спросил его: "Чем ты занимаешься? Где ты работаешь?" Он сказал: "А-а, ну-у, я занимаюсь транспортировкой грузов…" - "Да? Интересно! А что же ты грузишь?" - "Ну, разные вещи…." - "Но я тебя вижу целыми днями, и смотрю, ты не очень-то напрягаешься." - "А-а, я работаю по ночам!" Но он преданный.
Даже если вы самый грешный из всех грешников… У меня был один денёк. Я распространял книги в Лондоне. Ко мне подошёл мальчик 10-12 лет, и у нас завязался разговор. И я не надеялся, что он купит книгу, решил угостить его сладостью. Он ушёл и через несколько минут возвратился с этой же сладостью, он ещё не съел её. И он сказал: "Моя мама сказала, чтобы я вернул шарик вам". Я спросил: "Что такое, это вкусная вещь! Съешь её!" Но он сказал: "Мама сказала, что я не должен это есть! Моя мама сказала, что мы - сатанисты. Мы едим только мясо. Поэтому я не могу это съесть". Очень искренно!


--------------------------------------------------------------------------------

Как бы то ни было, кем бы ни был человек, самый отвратительный, самый греховный из всех грешников, типа Хираньякашипу… Шрила Прабхупада сказал, что Хираньякашипу - основатель-ачарья материалистов. Изначальный авторитет. Все остальные следуют по его стопам в какой-то незначительной мере.
Но это не имеет значения. Если человек получает немного сознания Кришны, если так или иначе оно входит в его сердце, то сердце меняется, и он возвращается домой, к Богу. Подобно Путане. Она пришла, чтобы убить Кришну, но когда она увидела Кришну в кроватке, в ней проснулись какие-то материальные материнские чувства. Всего лишь мгновение она думала: "О, какой симпатичный ребёнок!" Но затем её демоническое настроение вернулось, и она попыталась убить Кришну. Но Кришна убил её.
И что же с ней произошло? Она вернулась на Голоку Вриндавану. Она и сейчас там, она - кормилица Кришны. И когда вы вернётесь на Голоку Вриндавану, держите свои глаза широко раскрытыми. И вы увидите её среди женщин, присматривающих за Кришной. И вы увидите - вот она, Путана! Можно подойти и поговорить с ней. "Ты была раньше Путаной?" - "Да, я была Путаной".
Почему же всё так происходит? Почему для преданных всё так легко? Почему для остальных всё так сложно? Потому что все остальные не связаны с Кришной. Но бхакти-йога, преданное служение связано с Кришной, оно наполнено милостью Кришны. Оно наполнено любовью, наполнено привязанностью к Кришне, и Его заботой, которую Он проявляет к людям, и говорит: "Позвольте мне привести вас снова к Себе".


--------------------------------------------------------------------------------

В конце Бхагавад-Гиты, в 18 главе, Кришна говорит, что "имперсоналисты после многих жизней могут прийти ко Мне. Но Мои преданные очень быстро достигают Меня". И Арджуна спрашивает Кришну: "Как такое может быть? Эти имперсоналисты, они стараются, работают "на всю катушку", чтобы освободиться. Они очень настойчивы. Но ты говоришь, что они должны пройти множество жизней. Но твои преданные быстро и очень просто достигают Тебя". И Арджуна спрашивает Кришну: "Где логика?" И Кришна отвечает: "Логика в том, что нет никакой логики. Логика в Моей милости. Моя милость очень могущественна".
И поскольку преданное служение - оно очень тесно связано с сердцем Кришны, тогда если кто-то хотя бы немножко занят преданным служением, он сразу же обретает сильную связь с Кришной.
Подобно Аджамиле. Какие у него качества и достоинства? Никаких качеств. Он просто назвал своего сына Нараяной. Он просто звал своего сына каждый день: "Нараяна, подойди ко мне, Нараяна, садись покушай". И так он звал своего сына. Ну, вы знаете эту историю - он вернулся домой, к Богу. Санатана Госвами поясняет: "Если даже Аджамила, который был столь греховен, такой падший, и в такой малой степени занимался сознанием Кришны, если он вернулся к Богу, какие же могут быть сомнения в том, что серьёзные преданные вернутся домой, к Богу? Которые воспевают так много, так внимательно и осторожно, искренне стараясь служить Господу. Какие могут быть сомнения в том, что они вернутся к Богу? Никаких сомнений". Этот текст делает это совершенно ясным.
Таким образом нам необходимо следовать наставлениям, стараясь быть занятым в преданном служении. Стараясь повторять Святые Имена без оскорблений. Стараясь следовать всем регулирующим принципам. Стараясь принять на себя какие-то обязанности, какое-то служение для удовлетворения Кришны. Если мы всё это делаем и стараемся наилучшим образом, то в конце жизни мы вернёмся к Богу, без сомнений.
Харе Кришна! Какие-то вопросы или комментарии?


--------------------------------------------------------------------------------

ВОПРОСЫ:

Что нужно сделать, чтобы Кришна вошёл вглубь нашего ума, сердца?

Слушайте о Кришне. Очень внимательно. Ухо - это прямая связь с сердцем. Вы можете это ощутить. Если кто-то говорит что-то приятное, какие-то хорошие вещи о нас, то мы сразу думаем: "О, как он прекрасен, замечательный человек". Всё, что вам сказали - попадает прямо в сердце. А если кто-то поносит вас, то вы думаете: "Он просто дурень набитый! Говорит всякие гадости!" И это тоже попадает прямо в сердце. Вы будете смотреть на него косо.
Таким образом, язык - очень мощное оружие. А ухо - очень доступная цель. Всё, что нам необходимо, это чтобы ваш язык находился в зоне досягаемости от уха. Даже если вы не делаете ничего непосредственно, вы достигните цели. Точно так же и с трансцендентным звуком. Трансцендентный звук проникает прямо в сердце, и производит очень сильное воздействие. Очищает сердце. А когда сердце чисто - Кришна привлекается этим. Он приходит и усаживается там, и очень счастлив.

Шрила Прабхупада ки - джай!

Шрила Бхакти Чайтанья Свами Махарадж ки - джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru