Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Шримад Бхагаватам 7.43-35.
Часть1
Санкт-Петербург,4.07.94

"Как бы ни соприкасался человек с сознанием Кришны, он получит благо."

Ш.Б. 7.43-45.
Демоны Праламба, Дхенука, Бака, Кеши, Ашрита, Ченура, Муштика, слон Кувалайапида, Камса, Йавана, Наракасура и Паундрака, великие военачальники, подобные Шалве, обезьяна Двивида и Балвала, Дантавакра, семеро быков, Шамбара, Видуратха и Рукми, а также великие воины - Камбоджа, Матсья, Куру, Сриджая и Кекая будут яростно биться либо с Самим Господом Хари, либо с Ним же, но под другими именами: Баладевы, Арджуны, Бхимы и проч.
А когда эти демоны будут убиты, они войдут в безличное брахмаджьоти или в обитель Господа на планетах Вайкунтхи.



Шрила Рупа Госвами в самом начале "Бхакти Расамрита Синдху" ("Нектара преданности") описывает, что дно из качеств сознания Кришны - то, что оно является всеблагим. Человек, как бы он ни соприкасался с сознанием Кришны - получит благо. И эти два стиха из "Шримад-Бхагаватам" также очень ясно указывают на это. Здесь описывается, что различные демоны, которые сражались с Господом, все обрели освобождение, либо некоторые из них даже попали на Вайкунтхи.
Эта тема обсуждается в 7-й песне "Шримад-Бхагаватам". Там приводится очень интересный разговор между Махараджей Юдхиштхирой и Нарадой Муни. Этот разговор произошел сразу после того, как Кришна убил Шишупалу. Господь Кришна принимал участие в жертвоприношении Раджасуя Махараджи Юдхиштхиры, и вдруг, посреди этой церемонии Шишупала встал и при всех начал поносить и оскорблять Кришну.
Сам Махараджа Юдхиштхира, Арджуна, Бхима и другие преданные Господа сразу же встали и были готовы убить его прямо на месте. Но Господь Кришна остановил их. Он проявил огромное смирение и попросил всех этих воинов просто сесть. Господь дал Шишупале Свое благословение, что тот может оскорбить Его 99 раз, и Кришна никак не отплатит ему за это. Но на сотый раз Господь убьет его.
--------------------------------------------------------------------------------

Шишупала продолжал и продолжал критиковать Господа, и Господь Кришна просто сидел. Но потом Кришна сказал Шишупале: "У тебя уже осталось 98". Но Шишупала не потерял от этого энтузиазм. И он опять оскорбил Кришну. Это было уже 99-е оскорбление, и Кришна сказал: "Шишупала, уже 99". Но Шишупалу ничего не могло остановить, у него была большая решимость и он опять как-то оскорбил Кришну.
Тогда Господь выпустил Свою Сударшана-чакру. Сударшана-чакра отделила голову Шишупалы от тела, и когда это произошло, все собравшиеся там увидели, как душа Шишупалы медленно вылетела из его тела. И все видели, что эта душа висела в воздухе, посреди этой комнаты. Потом она постепенно начала двигаться по направлению к Господу Кришне, и она вошла в лотосные стопы Господа. Все, кто были там, они все видели, и могли понять, что Шишупала принял прибежище у Господа. Это значит, что он слился с Господом.
Конечно, это не то же самое, что делают преданные в чистом преданном служении, принимая прибежище у Господа. Чистый преданный обретает свои личные непосредственные отношения с Господом. Так что, нет вопроса о том, чтобы преданный сливался с Господом.


--------------------------------------------------------------------------------

На самом деле, для каждого, и даже для великих йогов, мистических святых, слиться с Господом - это очень редкая возможность. И, поэтому Махараджа Юдхиштхира был поражен, увидев это. Он повернулся к Нараде Муни, который сидел рядом с ним и обратился к нему: "Мой дорогой мудрец, как могло так случиться, что этот великий демон мог принять прибежище у Господа? Даже самые серьезные люди в своем отречении, даже для них этого очень сложно достичь". И Нарада Муни объяснил все это прекрасным образам, по крайней мере, начало этого объяснения можно найти в 7-й песне "Шримад-Бхагаватам", 1 главе.
Постепенно этот разговор шел дальше и вылился в рассказ об истории Господа Нрисимхадева. Одна интересная вещь, которая была там упомянута - это то, что у Господа Кришны нет материального тела, и нет материальных чувств. Поэтому у Него нет концепции друзей и врагов. На самом деле, поскольку у Него нет материальных чувств, то, в каком-то смысле, Он не видит материи, поэтому Он не чувствует боли, когда кто-то оскорбляет Его.
И Шрила Прабхупада в одном из комментариев пишет, что, поскольку у Кришны не было материальных чувств, Он не слышал этих оскорблений Шишупалы. Шишупала говорил: "Этот Кришна - Он большой негодяй. Он думает, что Он философ, но на самом деле, Он просто пастух. Он одет, как кшатрий, но на самом деле, Ему лучше бы возиться с коровами!". Итак, он говорил: "Кришна такой, Кришна сякой, Кришна эдакий, Кришна …, Кришна …, Кришна …".


--------------------------------------------------------------------------------

Шрила Прабхупада объясняет, что, поскольку чувства Кришны духовны, а не материальны, Он не слышал этих оскорблений. Все, что Он слышал - это "Кришна, Кришна, Кришна". И Он подумал: "Это замечательно!" Конечно, Кришна не находится в невежестве. Кришна знает все. Материальная энергия - тоже одна из Его энергий. Но природа Кришны такова, что если кто-то поглощен Им, даже если у него есть не очень хорошее отношение к Кришне, то все, что замечает Кришна - это "этот человек поглощен Мной".
И, по милости Кришны таким образом соприкасаясь с Ним, такие люди очищаются. И когда они очищаются, они могут достичь какого-то духовного положения. И это то, что произошло с Шишупалой. Затем Нарада приводит прекрасный стих, в котором он описывает несколько людей, которые достигли Кришны, будучи поглощенными Им, и они были поглощены разным образом.
Он говорит: "Мой дорогой царь Юдхиштхира, гопи - своими похотливыми желаниями, царь Камса - через свой страх, Шишупала и подобные ему цари - через зависть, члены династии Яду - как родственники, и вы, Пандавы - через свои близкие любовные взаимоотношения с Ним, и мы, все преданные - через практику преданного служения, и так, все мы, каким-то образом обрели милость Господа".


--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, потом он делает очень важное замечание о демонах, что демоны достигают какого-то духовного положения, если они полностью поглощены Господом, без всяких отклонений. Шишупала в предыдущей своей жизни был Раваной, а до этого был Хираньякашипу, поэтому была целая история, как он развил демоническое умонастроение.
Итак, объясняется, что Шишупала с самого момента своего рождения ни на секунду не забывал о Кришне. Он был постоянно поглощен мыслями о Кришне, но в настроении ужасной ненависти. Махараджа Юдхиштхира сказал, что как только Шишупала впервые услышал о Кришне, он был тогда совсем еще маленьким, может быть, ему тогда было всего несколько дней, как только он услышал имя Кришны, он начал кричать.
Он услышал имя Кришны и начал кричать, кричать, и никто не мог остановить его крик в течение нескольких дней. И когда он был еще ребенком, и еще только начинал учиться говорить, хотя он не умел нормально говорить (половина - были слова, а половина - какая-то чепуха), но на самом деле все, о чем он говорил - это только о Кришне. Итак, Нарада Муни говорит, что, чтобы демоны смогли обрести какое-то духовное положение, им нужно быть полностью поглощенными мыслями о Кришне.
То же самое относится к Камсе. Как только Камса узнал, что Кришна убьет его, с этого момента он не забывал о Кришне ни на секунду. Иногда он так думал о Кришне, что даже не мог спать. Он пытался забыть о Кришне, пытался выкинуть Его из своего ума, но у него ничего не получалось. Нарада говорит: "Те демоны, которые так поглощены Кришной, несомненно получают Его милость". Обычно они получают освобождение в Брахмане.


--------------------------------------------------------------------------------

Он говорит: "Например царь Вена, хотя он был очень сильно настроен против Бога, но Кришна или Бог - это было не все, о чем он думал. Он думал еще о каких-то других вещах. Когда пришел момент смерти, он не был сосредоточен в сознании Кришны. Так что он отправился в ад. И, может быть, он до сих пор еще там и остался".
Прабхупада говорит, что, может быть, можно как-то говорить о Господе в таком демоническом настроении, но он не очень это советует. В комментарии к этому стиху говориться, что если демоны обрели такое положение по милости Кришны, то что же говорить о преданных? Кто-то может подумать: "Ну, мне очень сложно вообще помнить о Кришне как-то позитивно, может быть, я как-то враждебно буду о Нем думать". Но лучше вы этого не делайте. Лучше следовать нормальному процессу сознания Кришны.
Так или иначе, были эти исключительные демоны, которые настолько находились в сознании Кришны, что когда они оставляли свои тела, они поднимались до духовного уровня. Некоторые из этих демонов - это очень интересные личности, в особенности демоны, которых убил Кришна во Вриндавана-лиле.


--------------------------------------------------------------------------------

Шрила Бхактивинода Тхакур описывает, что все эти демоны, которых Кришна убил во Вриндаване, по крайней мере те, которые описаны в Шримад Бхагаватам, каждый из них представляет определенную анартху. Бхактивинод Тхакур говорит, что если мы будем изучать игры Кришны, изучать то, как Он убил определенного демона, то эта анартха, которую он представляет, будет постепенно исчезать из нашего сердца.
Многим людям нравятся игры Кришны, но их больше интересуют Его более интимные игры - о Его взаимоотношениях с гопи, танец раса… Но Бхактивинода Тхакур говорит, что, чтобы войти в эти игры, или правильно понять их, нам сначала нужно изучать другие игры Господа, где описывается как Он убивал этих демонов. И когда наше сердце очистится от анартх, которые представляют эти демоны, то мы постепенно сможем войти в эти более интимные игры Господа.
Итак, все демоны, которых убил Кришна, начиная с Путаны и кончая Вьомасурой - все представляют очень важные препятствия на пути духовной жизни. Путана, например представляет псевдо-гуру. Мы можем понять, что это какой-то человек, который проповедует ложную философию, как мы уже говорили о Саи-Бабе. И так же этим псевдо-гуру может быть наш ум.
Мы так доверяем нашему уму в своей жизни! Наш ум говорит: "Тебе нужно это, тебе нужно то". И мы думаем: "Да, наверное, на самом деле так и есть". Мы следуем указаниям своего ума. Это все равно, что следовать указаниям псевдо-гуру. И мы направлены неправильно. Если мы будем изучать эту игру с убийством Путаны, то постепенно эта тенденция - принимать неправильные указания, будет уменьшаться.


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, Бхактивинода Тхакур говорит, что эти игры Кришны очень важны для нас, как для начинающих преданных. Мы должны как можно больше погрузиться в эти игры. И, конечно, есть еще прекрасные вещи, которые можно читать или слушать. Когда Кришна был во Вриндаване, каждый день Он убивал по демону. А с того времени, как Он начал ухаживать за телятами, Ему может было 3 года, то каждый день Он убивал по 2 демона.
Основные демоны записаны в "Шримад-Бхагаватам", те, что представляют эти различные анартхи и препятствия. Но было очень много других. Описывается, что, когда Кришна выходил с телятами и коровами, вместе со своими друзьями, то каждый день можно было часы сверять, где-то к обеду начинали приходить демоны. И Кришна, иногда Баларама тут же убивали этого демона. И все вспоминали: "Ага, время обедать". Это было каждый день, как сигнал: "Вот, убили первого демона, теперь можно обедать".
И так они обедали, а потом продолжали идти со своим коровами. Потом, чуть позже, появлялся еще один демон в нужное время. И опять Кришна убивал этого демона, и все вспоминал: "Ага, время возвращаться". Итак, убийство демонов вносило точность в игры Кришны с пастушками. Наши ачарьи объясняют, что эти демоны появлялись именно в точное время, благодаря Пурнамасье.


--------------------------------------------------------------------------------

Поскольку Пурнамасья знала, что Кришна, Баларама и мальчики - пастушки так поглощены своими играми, что если бы ничего не происходило, то они просто могли бы забыть, что и пора обедать, они просто продолжали бы играть. А в конце дня она посылала еще одного демона, как раз в точное время, потому что если не случилось бы ничего такого, действительно серьезного, то они просто продолжали бы играть, и не вернулись бы домой.
Итак, игры Кришны продолжались, Он наслаждался, убивая демонов и играя со Своими друзьями. То есть мы понимаем, что Кришне не нужно было тратить много времени, чтобы бегать за коровами, ловить их. Все коровы были так привязаны к Кришне, что они никуда не уходили от Него, и всегда оставались рядом с Ним. И все, чем занимался Кришна - это просто играл, и убивал демонов.
В "Шримад-Бхагаватам" и других писаниях есть прекрасные описания этих игр, и мы должны читать их, помнить и медитировать на них. Например игра, когда Господь Баларама убил демона Дхенукасуру. Кто-нибудь знает в какой форме был демон Дхенукасура? Да, в форме осла.
Итак, Кришна, Баларама и мальчики-пастушки пасли коров в лесу Талаван, который находился к югу от холма Говардхан, и самые близкие друзья Кришны сказали Ему: "Мы чувствуем запах прекрасных плодов". Некоторые мальчики сказали: "Нам действительно хотелось бы достать эти плоды, не мог бы Ты помочь нам?"


--------------------------------------------------------------------------------

Мы можем подумать: "Эти мальчики были чистым преданными, как же у них могло появиться желание чувственного наслаждения?". Но наши ачарьи объясняют, что все, что они хотели сделать - это предложить эти прекрасные плоды Кришне и Балараме, но они думали, что если они скажут Кришне и Балараме: "Давайте пойдем, соберем эти плоды и предложим Вам", то Кришна и Баларама сказали бы: "Ну, не стоит беспокоиться. У нас есть корзины с продуктами, так что Нам больше ничего не нужно". Но мальчики - пастушки знали, что если они скажут, что они сами хотят этого, то Кришна и Баларама немедленно помогут им.
Итак, это были плоды тала, которые растут в лесу Талаван. Но в это время в этом лесу жил демон Дхенукасура, и если кто-то приходил туда, чтобы собрать эти плоды, то Дхенукасура немедленно убивал этого человека. Дхенукасура, на самом деле, представляет анатху гуны невежества, и одно из качеств гуны невежества - зависть.
Он никогда не ел этих плодов, ему они совершенно не были нужны, но он не позволял никому другому их есть. Даже если птицы прилетали и начинали на деревьях клевать эти плоды, то он сразу же убивал их. Итак, они вошли в этот лес, и Господь Баларама взялся за одно из деревьев тала и начал его трясти. Он тряс его так сильно, что вся планета сотрясалась.


--------------------------------------------------------------------------------

А Дхенукасура в это время дремал, так что его немножко грубо так разбудили. Он подумал: "Ага, какой-то негодяй пришел а лес и пытается украсть у меня эти плоды". Он подумал: "Ну, я сейчас его убью!!!". Итак он побежал туда вместе со своими друзьями демонами, и обнаружил там Господа Балараму. Он подбежал к Господу Балараме, повернулся к Нему спиной и ударил Его задними ногами а грудь, очень сильно.
В Шримад Бхагаватам дается очень краткое описание этой битвы между Дхенукасурой и Господом Баларамой. Но в других ведических писаниях мы находим более подробное описание этого. Я расскажу вам несколько деталей. Это очень зрелищное событие.
Итак, он ударил Его задними ногами, и когда он обнаружил, что на Господа Балараму это никак не повлияло, он ударил Его еще раз. Господь Баларама схватил его за ноги и бросил. Он бросил его на 8 миль. Тот приземлился на голову. Это его очень сильно стукнуло, но не убило. Он прибежал обратно, все эти 8 миль он пробежал, но он думал: "Этот парень, на которого я напал, Он что-то опасный. Может я попробую напасть на кого-нибудь другого из Его друзей? Они вроде не такие уж сильные".
Он прибежал туда и напал на маленьких мальчиков-пастушков. Но мы знаем, что эти мальчики, благодаря тому, что они играют с Кришной и Баларамой, тоже достаточно сильны. И, хотя Дхенукасура был великий демон, он был в этой ужасной форме страшного осла, он был совершенно необычным ослом, у него было 4 рога…..(обрыв записи)

--------------------------------------------------------------------------------

И Санкаршана взял веревку (иногда мальчики - пастушки носили с собой веревки, чтобы привязывать коров), подбежал с этой веревкой и начал бить Дхенукасуру. А потом Арджуна (не тот Арджуна, который в Бхагавад-Гите, а мальчик-пастушок) и Ансу подбежали, подняли Дхенукасуру и бросили об землю. Это было так сильно, что он аж подпрыгнул.
Дхенукасура лежал там, к него был небольшой шок. Вишала и Вришабха подбежали к нему и пнули его по морде. Теждаси вскочил на него и начал его душить. А еще один мальчик, Девалпрастха, побежал и начал бить его ладонью по лицу. А еще там был маленький- маленький мальчик Аншу, он тоже хотел принять участие, но не знал даже что ему делать. У него с собой был мячик. Он подбежал туда и бросил в него этим мячиком.
Итак, Дхенукасура лежал там, как орел с распростертыми крыльями, Господь Кришна подошел и поднял его. Кришна бросил его - он пролетел из Талавана на вершину холма Говардхан, и это на час вывело его из сознания. Но потом он опять встал, подбежал и напал на Господа Кришну. Он схватил Господа Кришну и улетел с Ним на небо на 800 тысяч миль. Но Господь Кришна пересилил его, и с этой высоты Он бросил его на землю.
Дхенукасура приземлился опять на голову, но это его не убило, просто голова начала немножко болеть. Он опять встал. Потом Дхенукасура схватил холм Говардхан и бросил его в Господа Кришну. Господь Кришна поймал холм Говардхан и бросил его обратно. Дхенукасура поймал холм и опять бросил его в Кришну, но Кришна аккуратно поставил его на место.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru