Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Санкт-Петербург, 5.07.94.
Часть 1

Джаганнатха Ратха-Ятра.

Итак, через несколько дней здесь будет проходить фестиваль Ратха-ятры Господа Джаганнатхи. К сожалению, мы последний день здесь, поэтому я не смогу присутствовать на этом событии. Но мы могли бы обсудить подробности истории фестиваля Ратха-ятры.
В Мадхья-лиле "Чайтанья-чаритамриты" прекрасным образом описывается, как Господь Чайтанья танцевал на фестивале Ратха-ятры. Господь Чайтанья - это, конечно, сам Кришна, но он очень сильно находится в настроении Радхарани. На фестивале Ратха-ятры Господь Чайтанья полностью проявляет свое положение, как Шримати Радхарани.
Во время процессии Ратха-ятры Господь Чайтанья и Господь Джаганнатха обменивались трансцендентными чувствами. Господь Чайтанья действовал и говорил подобно Шримати Радхарани. Подобно Шримати Радхарани, в том настроении, в каком она была, когда встретила Господа Кришну на Курукшетре.
Это произошло через много лет после того, как Господь Кришна оставил Вриндаван. После стольких лет разлуки Господь Кришна и Шримати Радхарани снова встретились во время солнечного затмения на Курукшетре. Вся Ратха-ятра в большей или меньшей степени предназначена для того, чтобы увековечить эту встречу Господа Кришны и Шримати Радхарани. И как Шримати Радхарани и другие гопи смогли увезти Кришну обратно во Вриндаван.
Итак, когда Господь Чайтанья танцевал на фестивале Ратха-ятры, Он находился именно в этом настроении Шримати Радхарани, которая увозит Кришну обратно во Вриндаван. Мы прочитаем несколько стихов из Мадхья-лилы "Чайтанья-чаритамриты". Эта глава называется "Танец Господа на фестивале Ратха-ятры".
--------------------------------------------------------------------------------

"Когда Шри Чайтанья Махапрабху танцевал, Его экстаз изменился. Подняв обе руки вверх, Он начал повторять следующий стих громким голосом: "Та личность, которая похитила Мое сердце во время моей юности, теперь снова стала Моим Господином. Это те же самые лунные ночи месяца Чайтра, Я чувствую тот же запах цветов маталли, и тот же сладкий ветерок дует из леса кадамба. В Наших близких взаимоотношениях, Я также осталась той же возлюбленной, и все же Мой ум несчастен. Я хочу вернуться в то место, на берегу Ревы, под деревом витаси. Таково Мое желание".
В прошлом все гопи Вриндавана были очень удовлетворены, когда они встретились с Кришной в святом месте Курукшетра. Подобно этому, увидев Господа Джаганнатху, Шри Чайтанья Махапрабху пробудил в себе экстаз гопи. Поглощенный этим экстазом, Он попросил Сварупу Дамодару петь.
Шри Чайтанья Махапрабху так сказал Господу Джаганнатхе: "Ты тот же самый Кришна, а Я - та же Радхарани. Мы опять встретились, точно также, как мы встречались в начале нашей жизни. Хотя Мы остались такими же, Мой ум все же привязан к Вриндавана-дхаме. Я бы хотела, чтобы Ты опять проявился во Вриндаване.
Курукшетра наполнена людьми, их слонами и лошадьми, и шумом колесниц. Однако во Вриндаване есть цветочные сады, жужжание пчел, модно слышать щебетание птиц. Здесь, на Курукшетре, Ты одет, как принц, Тебя сопровождают великие воины, но во Вриндаване ты находишься в образе простого мальчика-пастушка, и с Тобой только твоя прекрасная флейта. Здесь нет даже капли из океана трансцендентного счастья, которым я наслаждалась с Тобой во Вриндаване Поэтому я прошу тебя вернуться во Вриндаван, и наслаждаться вместе со Мной. Если ты сделаешь это - все мои желания будут исполнены".


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, эта тема о том, как Господь Кришна покидает Вриндаван, какие чувства испытывают жители Вриндавана в разлуке и как они затем встречаются на Курукшетре. Именно этим был постоянно поглощен Господь Чайтанья. Кришнадас Кавирадж Госвами в "Чайтанья-чаритамрите" говорит, что Господь Чайтанья постоянно говорил на эти темы со Сварупой Дамодарой Госвами. Днем и ночью. Итак, это очень глубокая тема. А фестиваль Ратха-ятры - это как бы основной момент во всем этом.
Мы знаем, что сначала Господь Кришна жил в Гокуле, Он жил там где-то 3 года и 4 месяца. Потом Он и все Вриджаваси перебрались во Вриндаван. И там они тоже оставались 3 года и четыре месяца. И через 6 лет и 8 месяцев после рождения Кришны они все перебрались в Нандаграм. Потом Кришна оставался в Нандаграме еще 3 года и 11 месяцев. Потом приехал Акрура и Господь Кришна уехал из Вриндавана в Матхуру. Это означает, что Господь Кришна оставался во Вриндаване 10 лет и 7 месяцев.
Он оставил Вриндаван в месяц Чайтра, в безлунную ночь. Интересно заметить, что в первой из этих молитв Господа Чайтаньи, которые мы прочли, Он говорит Господу Джаганнатхе, что "это та же самая безлунная ночь месяца Чайтра", "Я чувствую тот же запах цветов и то же дуновение ветерка. Ты тот же самый Кришна, а Я - та же самая Радхарани. Но поскольку Мы не находимся во Вриндаване, Наша встреча отличается от тех".


--------------------------------------------------------------------------------

В этих стихах из "Чайтанья-чаритамриты" мы видим, что Шримати Радхарани просит: "Кришна, пожалуйста, вернись во Вриндаван!" Такова истинная суть фестиваля Ратха-ятры. Кто из вас читал "Чайтанья-чаритамриту"? Она еще не переведена, да? Вы должны к преданным ВВТ обратиться очень серьезно, потому что вы теряете очень много нектара.
Там описывается, как Господь Чайтанья принимал участие в фестивале Ратха-ятры и это очень зрелищное описание. Сначала Господь Чайтанья танцует в настроении разлуки. И в этом настроении разлуки Шримати Радхарани, Он танцует очень драматично. Итак, в этом своем танце, Он проявлял все эмоциональные признаки - очень открыто. Слезы текли из Его глаз, но они не текли по щекам, как обычно. Слезы прямо струями выливались, том было так много слез, что все люди, стоявшие вокруг - они полностью промокли.
И когда Он танцевал таким образом, то вся планета сотрясалась и качалась туда-сюда. Иногда ноги и руки у Него удлинялись и становились очень-очень длинными от чувства разлуки. Иногда в Своем экстазе Господь Чайтанья терял сознание и падал на землю с огромным шумом. И он полностью прекращал дышать. Все преданные были в шоке, они думали, что может быть Он оставил тело?


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, таков был Господь Чайтанья в настроении Шримати Радхарани, в настроении очень сильной разлуки. И тело Господа Чайтаньи, конечно же, не было материальным, но если бы кто-то в материальном теле ощущал бы такие эмоции, то его тело несомненно бы разрушилось. Потом, через какое-то время, в процессе Ратха-ятры настроение Господа Чайтаньи изменилось. Он прекратил свой необузданный танец и стал немного более умиротворенным. И мы должны понимать, что Господь Чайтанья таким образом сначала чувствовал разлуку с Кришной, а теперь Он начинал чувствовать то, что Он снова встретился с Кришной. Поскольку Шримати Радхарани, когда Она встречается с Кришной, то Она полностью успокаивается, умиротворяется.
Итак, Госпдь Чайтанья предлагал эти молитвы Господу Джаганнатхе, это те же молитвы, которые Шримати Радхарани возносила Кришне, когда Они встретились на Курукшетре. Эта встреча на Курукшетре произошла незадолго до самой битвы на Курукшетре. Битва на Курукшетре произошла, когда Кришна уже был на этой планете 90-94 года. А встреча Радхарани с Кришной на Курукшетре произошла за три или четыре года до этого.
Итак, это было где-то около 90 лет с того момента, как Кришна появился на этой планете. И мы знаем, что Господь Кришна покинул Вриндаван через 10 лет и 7 месяцев после того, как Он появился здесь. Так что, если посчитать, то получится, что эта разлука между Кришной и Радхарани с того момента, как Он уехал из Вриндавана и до Их встречи на Курукшетре, длилась где-то около 80 лет! И все это время Шримати Радхарани и все остальные жители Вриндавана чувствовали эту очень сильную разлуку с Кришной.


--------------------------------------------------------------------------------

Господь Чайтанья, в настроении Радхарани, в Своей молитве "Шикшаштаке", произносит такие слова: " Чувствуя разлуку с Тобой, о Говинда, каждое мгновение кажется мне двенадцатью годами или даже больше". И люди могут подумать, что это такое поэтическое выражение, чтобы передать нам очень сильные эмоциональные чувства. Но никто не подумает о том, что это действительно могло быть так, что Радхарани чувствовала одно мгновение, как двенадцать лет.
Но на самом деле, мы знаем, что это действительно так, что Шримати Радхарани и остальные жители Вриндавана, их разлука с Кришной была настолько сильна, что они ощущали на самом деле одно мгновение, как двенадцать лет.
Когда Господь Кришна совершал танец раса с гопи, этот танец пришел на ночь полнолуния на месяц Картика. Итак, они встретились ранним вечером, и танцевали всю ночь, и все это вместе, может, заняло часов восемь. Но гопи были так поглощены этим танцем с Кришной, что эти восемь часов показались им несколькими минутами. И когда они увидели, что начало вставать солнце, они очень забеспокоились.
Они думали: "Что произошло с ночью?! Мы только несколько минут назад начали танцевать и вдруг уже солнце встает?" И когда они были в экстазе встречи с Кришной, несколько часов казались им несколькими минутами.


--------------------------------------------------------------------------------

Мы понимаем, что это было на самом деле даже больше. Мы знаем, что Господь Кришна, чтобы увеличить наслаждение гопи и Самому провести с ними больше времени, Он несколько удлинил эту ночь. Вместо восьми часов Кришна увеличил эту ночь до периода дня Брахмы. Это означает примерно 4 миллиарда 320 миллионов лет… Так что Кришна и гопи танцевали вместе именно это время. Но когда, наконец, это время закончилось и наступило утро, то гопи почувствовали, как будто прошло всего несколько секунд. Таков эффект общения с Господом Кришной.
Итак, когда человек общается с Кришной, он настолько поглощен этим, что уже не замечает никаких внешних обстоятельств. И гопи считали, что эта ночь, которая длилась миллиарды лет, прошла за несколько мгновений. Когда Кришна уходил пасти коров в течение дня, то это, может, занимало несколько часов, но гопи и другие жители Вриндавана, которые оставались там они чувствовали эти несколько часов, как будто это был день Брахмы. Они постоянно думали: "Вообще я доживу до того момента, когда Кришна вернется в конце дня?" Итак, этот относительно короткий промежуток времени превратился в огромное время.
Когда Шримати Радхарани была с Кришной, Она жаловалась на Господа Брахму, на то, что он не умеет творить. Она говорила: "Господь Брахма считает себя великим творцом, но он ничего не понимает в творении. На самом деле, он - тупица. Он создал эти тела, но глаза у этих тел - они моргают! И когда мы моргаем - мы не можем видеть Кришну".


--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, мы знаем, что когда наши глаза моргают - это происходит так быстро, что мы даже не замечаем этого. Но гопи Вриндавана настолько привязаны к Кришне, что когда их глаза моргают и они не могут видеть Кришну в этот крохотный промежуток времени, они чувствуют очень сильную боль разлуки! И Шримати Радхарани сказала: "Я хотела бы в следующей жизни принять рождение в теле рыбы, в реке Ямуне. Потому что рыбы никогда не моргают. И так я смогу видеть Кришну постоянно".
А когда Кришна вместе с мальчиками-пастушками пас коров, иногда Он прятался за дерево. Может быть, они играли, и он спрятался за дерево на несколько секунд. Но когда Кришна так исчезал из поля их зрения, может быть на несколько секунд, некоторые мальчики-пастушки теряли сознание.
Так что нам сложно представить, как можно быть так привязанным к кому-то, чтобы испытывать такие чувства. Но у нас должна быть вера в то, что Кришна является такой личностью, такой удивительной личностью. Когда мы наконец обретем наши взаимоотношения с Кришной, это будет очень удивительно.
Это невозможно будет сравнить ни с какими обычными взаимоотношениями, с обычными людьми. Обычные люди в течение какого-то времени могут казаться привлекательными. Но когда мы постепенно начинаем узнавать какого-то человека все лучше и лучше, то мы начинаем понимать, что кроме хороших качеств у него есть и плохие качества. Через какое-то время мы уже больше знакомы с этим человеком, уже больше устаем от его общения.


--------------------------------------------------------------------------------

Но к Господу Кришне это не относится. Господь Кришна - настолько уникальная, необычная личность, что можно общаться с Ним постоянно, 24 часа в сутки, в течение всей вечности, и вы никогда не устанете, и вам никогда это не надоест.
Итак, эти игры, о которых мы говорили, они могут показать нам - насколько удивителен Кришна, и какая привязанность может быть к Нему. Когда Кришна покинул Вриндаван, вся жизнь во Вриндаване замерла. Все остановилось. Никто не сдвигался с места, все оставались там же, где они были, когда уехал Господь. Когда Уддхава приехал туда через какое-то время, он увидел, что все находятся в тех же положениях, сидят или стоят все там же. И даже те же самые горшки стояли на тех же самых печах, и та же самая пища в них готовилась.
Вообще очень сложно как-то правильно объяснить, насколько сильное опустошение чувствовали эти жители Вриндавана. Мы можем лишь немного понять это. Мы знаем, что в "Шримад-Бхагаватам" есть одна глава, история, где Шримати Радхарани разговаривает со шмелем. И Уддхава был свидетелем этого. И Уддхава видел, что эти жители Вриндавана - они были настолько привязаны к Кришне, что в своей разлуке они просто сошли с ума. Но в своем безумии они все больше и больше углубляли свою привязанность к Кришне. И тогда Уддхава оценил, что это, действительно, самые продвинутые преданные, которые только могут быть. Хотя Уддхава сам был великим преданным, но он молил о том, чтобы просто стать пучком травы во Вриндаване.


--------------------------------------------------------------------------------

Он думал: "Может быть, эти Бриджабаси, кто-нибудь пойдет и наступит на меня. И если у меня нет достаточной квалификации, чтобы стать пучком травы во Вриндаване, может тогда я смогу стать пучком травы рядом с Вриндаваном. Иногда они будут проходить мимо, и может быть пыль с их стоп как-то попадет ко мне".
Мы понимаем, что не только жители Вриндавана чувствовали эту разлуку с Кришной, но и Сам Господь Кришна тоже чувствовал разлуку с жителями Вриндавана. Это не так подробно описывается в "Шримад-Бхагаватам", но наши предыдущие ачарьи объясняют, что Господь Кришна , на самом деле, находился в том же состоянии, настроении, чувствуя разлуку с жителями Вриндавана.
И его женам в Двараке приходилось терпеть то, что Он не называл их по их именам, а называл именами различных гопи Вриндавана. И хотя Кришна общался со своими женами в Двараке и с другими приближенными, Он постоянно, постоянно плакал. Иногда Он был в таком горе, чувствуя разлуку с жителями Вриндавана, что преданные в Двараке не знали, что и делать.
Санатана Госвами описывает, что Нарада Муни однажды отправился в Двараку, чтобы увидеть Господа Кришну, но Господь в это время находился в том состоянии, что испытывал очень острое чувство разлуки с жителями Вриндавана. Итак, Нарада Муни пришел в Двараку и спросил у преданных: "Где Господь Кришна?" Они сказали: "К сожалению, Господь Кришна лежит сейчас на полу в Своей комнате. И Он там плачет и скорбит и выкликает имена Бриджабаси. И мы даже не знаем - что делать".


--------------------------------------------------------------------------------

И Нарада Муни зашел и действительно увидел Господа Кришну, который просто лежал на полу. Они никак не могли помочь Господу Кришне. Он оставался лежать там. И Нарада Муни, который очень разумен, затем решил позвать Господа Брахму, чтобы тот создал некое подобие Вриндавана на одном из мест на острове Двараке. И там были статуи Нанды Махараджа, матери Яшоды, мальчиков-пастушков, гопи, телят, коров…
И когда они доставили Господа Кришну к этому некоему подобию Вриндавана, Кришна увидел, что Он как будто снова вернулся во Вриндаван и Он опять стал счастлив. Он подбежал к статуе матери Яшоды и закричал: "Мата, мата, как замечательно!" Он говорил с матерью Яшодой, но поскольку она была просто статуей, она ничего не отвечала Ему.
И Нарада Муни забеспокоился, что сейчас Господь Кришна поймет, что это не настоящий Вриндаван. И когда Кришна спрашивал у матери Яшоды: "Где мой завтрак? Я хочу пойти пасти коров!" - Нарада Муни схватил какой-то прасад, который был под рукой, подбежал туда и сказал: "Вот, вот, вот, он у меня". И так он отвел Господа Кришну от статуи матери Яшоды. Так Господь Кришна счастливо наслаждался этой трансцендентной иллюзией. Пока Он не спросил: "Где же Ямуна?"
Господу Брахме очень трудно было создать подобие Ямуны, и он решил, что "ну, давайте назовем вот это море Ямуной". И Нарада Муни подвел Господа Кришну к морю и сказал: "Вот, вот тебе Ямуна". Но Господь Кришна увидел большие морские волны, которые были в "Ямуне" и Он удивлялся: "Откуда же взялись такие большие волны?" И вдруг Он посмотрел за угол и увидел Свой дворец в Двараке. И тогда Он понял: "А, меня обманули".


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, не только жители Вриндавана чувствовали разлуку с Кришной, но и Сам Господь Кришна очень сильно переживал разлуку с жителями Вридавана. Итак, через много лет, они наконец встретились на Курукшетре. Это было большое солнечное затмение, и во время солнечных затмений все люди собирались в Святых местах, чтобы принять там омовение.
Например, во время явления Господа Чайтаньи также было затмение, и все отправились совершать омовение в Ганге. И также жители Двараки вместе с Господом Кришной отправились из Двараки в Курукшетру, чтобы принять там омовение. А все жители Вриндавана тоже отправились из Вриндавана на Курукшетру. И тогда Господь Кришна, через столько лет разлуки, вновь увидел всех обитателей Вриндавана. Конечно, это было чудесное событие, они все были очень счастливы увидеть снова друг друга.
И, конечно, Шримати Радхарани и все гопи - они были больше всех счастливы, поскольку им опять удалось встретить Господа. И Шримати Радхарани возносила удивительные молитвы Господу. Она говорит: "Хотя так замечательно, что мы опять вместе с Тобой, но это на самом деле не то же самое, что было во Вриндаване". И Она настаивала: "Ты должен, ты должен снова вернуться во Вриндаван". И Господь Кришна сказал: "Да, конечно, я вернусь". Так они обсуждали это и решили: Кришна согласился: "Да, Я вернусь".


--------------------------------------------------------------------------------

Из-за этого солнечного затмения там было много религиозных ритуалов и они все в этом были заняты. В конце концов, Нанда Махарадж собрал всех жителей Вриндавана и сказал: "Ну что ж, собираем вещи и уезжаем". Жители Вриндавана сказали: "Да, конечно, действительно нам надо ехать сегодня утром, но может быть мы подождем до полудня, а пока сходим и еще раз встретимся с Кришной".
Итак, они опять пошли к Кришне, опять наслаждались общением друг с другом. И пришел полдень, Нанда Махарадж сказал: "Ну что ж, мы договорились, что надо идти, давайте собирайте все вещи и пошли". А жители Вриндавана сказали: "Ну, а почему бы нам не подождать до завтрашнего утра, может быть, мы завтра утром поедем? А сегодня вечером мы уже в последний раз будем общаться с Кришной".
Нанда Махарадж сказал: "Ну хорошо". И следующее утро пришло, и Нанда Махарадж сказал: "Ну все, решили - давайте собираться". И все сказали: "Да, да, ты, конечно, прав, надо ехать, но давай подождем до полудня. Еще разок увидим Кришну!" Нанда Махарадж сказал: "Да, да, конечно, давайте подождем". И тут пришел полдень, и Нанда Махарадж снова сказал: "Ну все, пора". И жители Вриндавана сказали: "Да, ты прав, пора ехать, но может еще подождем до завтрашнего утра? Просто еще раз увидим Кришну…" И так продолжалось три месяца.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru