Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Литва 2003г.
Часть 1

Уборка храма Гундича. Тонкие анартхи.

Сегодня мы будем говорить об уборке храма Гундича. Это очень интересная игра. В этой игре много интересных и глубоких уроков, о которых надо бы услышать. В 12-й главе Мадхья-лилы "Чайтанья-чаритамриты"описывается эта игра. И проходила эта игра перед самым началом фестиваля Ратха-ятры.
Вы знаете, что в процессе Ратха-ятры Божества Джаганнатхи помещаются на большие колесницы и провозятся на этих колесницах вдоль по всей центральной улице, центральной аллее, до самого ее конца, где находится вот этот храм Гундича. И там Божества остаются целую неделю, а через неделю у Них происходит вторая Ратха-ятра. Вся процессия теперь направляется в обратную сторону - из храма Гундича в храм Джаганнатхи.
В течение недели, когда Божества находятся в храме Гундича, там происходит много всяких игр. Одна из них, по крайней мере, описана в "Чайтанья-чаритамрите". Там описывается, как после того, как Господь побыл немножко в этом храме ...
--------------------------------------------------------------------------------

Я должен вам сразу объяснить, что основной храм Джаганнатхи сравнивается с Дваракой, а храм Гундича сравнивается с Вриндаваном, он не отличен от Вриндавана. И, когда Господь Джаганнатха покидает Свой храм, или Двараку, тогда Его супруга, богиня удачи, спрашивает: "Куда Ты направляешься?". И Господь отвечает: "Я собираюсь посетить Вриндаван". Тогда Она спрашивает: "А когда Ты вернешься?". И Господь тогда отвечает: "Я вернусь завтра".
Супруга спрашивает Его: "А Я с Тобой могу поехать?". Господь говорит: "Нет, Тебе лучше остаться дома. Посмотри за хозяйством, за домом. Я вернусь уже завтра, Тебе нет надобности ехать со Мной".
То есть как бы намек такой, что: "Ты не очень нужна там, на самом деле. Не очень к месту Твое присутствие". Итак, Господь Джаганнатха направляется туда, но Он вовсе не возвращается домой на следующий день. Он не возвращается даже послезавтра и послепослезавтра.
И на пятый день терпение богини удачи конается, Она отправляется Сама туда, чтобы вернуть домой супруга. Она берет Своих подруг-спутниц туда, и они, на самом деле, нападают на колесницу, начинают бить палками по колеснице. Они собирают месте всех слуг Господа Джаганнатхи и начинают ругать Господа. В конце концов, Она находит Джаганнатху и устраивает небольшие скандалы Господу: "Ты обещал, что приедешь завтра! И пять дней Я Тебя жду, день за днем!".


--------------------------------------------------------------------------------

Джаганнатха в замешательстве, Ему как бы стыдно перед Ней. Он говорит: "Ой, извини, пожалуйста, Я совсем забыл, но Я завтра вернусь". Богиня удачи, она очень властная женщина, и поэтому Господу нелегко. Тогда Она возвращается обратно, взяв с Собой Его прислугу, и, предполагается, что Господь, как и обещал, вернется на следующий день домой. Но Он не возвращается. Но послезавтра Он возвращается, через день.
Все это, на самом деле, описано в "Чайтанья-чаритамрите", поэтому Господь Чайтанья и Его спутники принимают участие во всех этих сопутствующих играх, которые разыгрываются параллельно самому действию фестиваля Ратха-ятры. Весь фестиваль буквально полон всяких событий и игр. И одно из таких праздничных событий, которое предшествует самому шествию, когда начинают тащить колесницы с Божествами, водруженными на них - это именно уборка храма Гундича, потому что Божества там будут находиться целую неделю. Поэтому все должно быть подготовлено лучшим образом - убрано, и все должно блестеть. В особенности чистота должна быть безупречная.
И здесь, в 12-й главе Мадхья-лилы, очень подробно и живописно рассказывается о том, как Господь Чайтанья подготавливал, и как он Сам проводил эту уборку. Прабхупада говорил, что когда вы убираете храм, вы, на самом деле, чистите свое сердце. Когда я присоединился, то храм убирали каждый день. Иногда не хотелось это делать, или мы чувствовали усталость, и тогда нам авторитеты говорили: "Когда вы моете храм, вы моете свое сердце". И это правда.


--------------------------------------------------------------------------------

Перед тем, как присоединиться, я просто посещал храм. Мне тогда был 21 год, у меня был отпуск от работы на всю жизнь, и это была пустая трата времени. Когда я пришел однажды посетить храм, у меня спросили: "Вы бы не согласились вымыть туалеты?". Я подумал: "Чего это я буду делать это, я же в отпуске".
И я поклялся, что никогда больше не буду работать, я отошел от дел. Мне был 21 год и я уже ушел на пенсию. И потом я сказал: "Что за дела такие? Я - гость, а меня просят такие вещи сделать! Они не должны заставлять меня работать!". Ну, тем не менее, я согласился и сказал: "Пожалуй, я сделаю это". И я убирал душевые, убирал туалеты. Прошла минута, две, три, и я вдруг подумал: "Чего-то здорово это как-то все". И, через несколько минут буквальнее: "О, здорово! Да это просто экстаз какой-то!". Я понял, что эта работа не имеет ничего общего с обычной мирской работой. Она действительно очень привлекательна!
Это один опыт из пережитого мной, который убедил меня: правда, сознание Кришны - это что-то особенное. И я поверил, что мыть храм, означает мыть свое сердце. Когда ты свое сердце чистишь, то ты чувствуешь благо от этого.


--------------------------------------------------------------------------------

Итак, за пару дней, несколько дней до начала фестиваля, Господь Чайтанья собрал всех преданных, а было их немало - сотни преданных рядом с Господом Чайтаньей. И все они отправились вместе в храм Гундича. С собой они несли щетки, ведра, тряпки - все, что необходимо для уборки храма. Для того, чтобы воодушевить преданных, Господь Чайтанья устроил своего рода состязание - кто соберет больше грязи.
Они чистили, драили этот храм, и стены тоже чистили, и также потолки. Господь Чайтанья ходил по храму и смотрел, как у них идут дела. Он смотрел и сравнил кучи грязи возле каждого из преданных, и если кто-то не очень хорошо старался - у него маленькая совсем кучка рядом была - Он подходил к такому преданному и косвенно так ругал его: "О, ты такое удивительное служение совершаешь", и преданному становилось стыдно.
Так они убирали, убирали, и, в конце концов, должны были принести весь свой мусор. И Господь Чайтанья (у Него куча грязи, на самом деле, была больше, чем у всех остальных преданных вместе взятых, когда собрали весь мусор), и тогда Господь Чайтанья сказал: "Ну что ж, давайте теперь по-новой будем все чистить".
А преданные говорят: "А что тут мыть-то, чистить? Вообще все блестит, ни одного пятнышка. Мы ведь просто время зря тратить будем". И все-таки Господь Чайтанья их снова завел в храм, и они стали все снова убирать и мыть. И самое потрясающее, что во второй раз они собрали больше даже грязи и мусора, чем в первый.


--------------------------------------------------------------------------------

Они были уверены, что все чисто - так все выглядело, они не моги видеть никакой грязи. Они искренне были уверены, что сделали хорошую работу, и все уже в идеальном состоянии. Но, на самом деле, во второй раз они собрали даже больше грязи, чем в первый.
Разные происходили вещи, когда они чистили храм. Господь Чайтанья был на алтаре. Он на коленях убирал Сам алтарь, а Его стопы были видны и доступны, и через край алтаря можно было дотянуться до них. Туда-сюда сновали преданные с ведрами, тряпками, щетками. И один преданный, проходя мимо, увидел Господа Чайтанью, стоящего на коленях, и увидел Его стопы. Из-за края алтаря были видны Его стопы.
И он, в такой невинной совершенно форме, как бы так непринужденно, "мы просто убираем храм...", он с ведром воды шел мимо, и поливал воду, и налил на стопы Господу… типа совершенно нечаянно, т.е. "мы моем храм, разлилось немного воды, чуть-чуть. Ой, Господь Чайтанья же!".
Второй преданный, он тоже так все тщательно убирал и в это время следил - не смотрит ли Господь Чайтанья. Он быстро подставил свои ладони и набрал воды, которая стекала со стоп Господа, и тут же выпил эту воду. И все преданные увидели и как ринулись туда! А этот преданный - льет себе, по сторонам смотрит, типа "уборка происходит, все в порядке", и льет на стопы Господу. А преданные - один за другим подходят, подставляя быстро ладони, раздавая тем, кто стоит рядом, и все пили эту воду.


--------------------------------------------------------------------------------

И вдруг Господь Чайтанья заметил, и… Господь не понял этого… И один преданный, который как раз в этот момент собирал в ладошки воду, и тот, который с ведром был - они просто такие - "Ой, извиняемся, то есть нечаянно получилось, не заметили просто, простите пожалуйста…" Этот, который с ведром стоял, говорит: "Прости, Господь, я просто нечаянно, мол, на стопы налил".
А который ладошки держал, ему и сказать-то нечего было, он же не мог сказать, что он нечаянно их подставил. И вот этому преданному Господь Чайтанья сказал: "Ты убирайся отсюда". Очень строго обошелся с ним.
И этот преданный, который в ладони пытался собрать воду, он был преданным из Бенгалии. А Сварупа Дамодара Госвами - он был лидером, который привел бенгальских преданных туда. И Господь Чайтанья просто вышвырнул этого бенгальского преданного из храма, потом он приказал позвать Сварупу Дамодару. "Ты знаешь, что один твой бенгалец-вайшнав сделал только что?" - спросил Господь Чайтанья его, в таком тоне, что "ты виноват, ты недосмотрел!"
"Он пил воду, которая стекала с Моих стоп!" И Сварупа Дамодара подумал: "Разумный преданный, на самом деле! Жалко, что меня там не было - на его месте". Но внешне он сказал: "Да, в самом деле, он такое сделал? Не может быть! Нет, нет, это ужасно - то, что он сделал! Просто кошмар какой-то!" Господь Чайтанья говорил, как будто с гневом. И Сварупа Дамодара такой серьезный стал: "Боже мой! Не могу поверить в это! Как он мог! Ужасно! Я ему устрою, ну, устрою ему!"


--------------------------------------------------------------------------------

Сварупа Дамодара думал: "Ужасно не то, что он сделал, ужасно, что я не был там вместо него!" На самом деле, Господь Чайтанья был счастлив. Что преданный настолько благодарен им, настолько признателен. Он знал, конечно, Господь Чайтанья, каковы правила, и согласно правилам, внешней стороне дела - ни в коем случае преданный не должен был делать этого. И Господь подумал: "Я ведь должен поддерживать правила, все должно делаться по правилам. Поэтому я должен его отругать".
Итак, как мы уже говорили, после второй уборки, грязи набралось больше, чем те кучи грязи, которые в первый раз были собраны. И господь Чайтанья и в этот раз не отстал, Он собрал больше грязи, чем весь мусор, который собрали все преданные.
Итак, в этой главе есть стих - 135-ый. И этому стиху Шрила Прабхупада дает очень обширный комментарий - на три страницы, примерно. Вы знаете, что обычно комментарий Шрилы Прабхупады к каждому стиху где-то в среднем одна страница, может - две страницы, но это не так часто. Но к этому стиху, по крайней мере, три страницы комментарий занял.
Другими словами, мы можем сделать вывод, что это очень важная тема - которая рассматривается в этом стихе.
И в этом комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что эта игра, связанная с уборкой храма Гундича, на самом деле символически обозначает очищение сердца преданного. Процесс очищения нашего сердца происходит как бы в два этапа.


--------------------------------------------------------------------------------

Первый уровень очищения, когда мы только приходим в сознание Кришны. Мы начинаем практику преданного служения, стараемся следовать регулирующим принципам. Вы все прошли через это, я думаю. И в начале бывает немного сложно следовать всем принципам. Есть одна история, когда один из братьев в Боге Шрилы Прабхупады посетил Англию в 30-е годы.
Он встретился там с одним представителем английской аристократии, который до этого уже какое-то время провел в Индии. И поэтому он был знаком с индийской культурой и стандартами их жизни со многих сторон. Ему хорошо было известно, что высшим сословием в индийском обществе являются брахманы.
Тогда тот английский аристократ спросил у преданного: "Не могли бы вы сделать меня брахманом". Преданный сказал: "Конечно, совершенно никаких проблем! Первое, что надо сделать - это отказаться от мясоедения, алкоголя, азартных игр и незаконного секса. Очень просто. В первую очередь, по крайней мере, сделай эти 4 вещи, и тогда мы уже перейдем к следующему шагу".
Когда этот человек услышал об этих 4-х принципах, он был просто шокирован. Он сказал: "Что! Вы хотите, чтобы я этого больше никогда не делал?! Да я лучше умру!". Мы тоже, когда приходим в сознание Кришны, можем подумать: "Я? Чтобы я прекратил это делать? Ну-у... да я не знаю, смогу ли я".

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru