Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Бхагавад-Гите, 4.11.
Улан-Уде, 1994.

"Как человек предается Мне, так я и вознаграждаю его."

Б.Г.4.11.
Как человек предается Мне, так я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи.

Итак, Шрила Прабхупада здесь отмечает тот момент, что в своей жизни каждый себе ставит определенные цели. Но то, что на самом деле ищет человек - это Кришна. Например, кто-то может искать лучшего друга, кто-то ищет идеального сына или дочь, кто-то хочет иметь идеальную жену или мужа. Но Кришна, на самом деле, является единственной личностью, которая может быть, способна быть названа - идеальным другом, ребенком, супругом.
То есть кто-то может пытаться стать нашим другом, но он не может быть совершенным другом. Или в каких-то других видах взаимоотношений люди пытаются самым совершенным образом исполнять свою роль. И даже если они остаются хорошими друзьями или родителями, все равно время смерти придет. И тогда дружба или любые другие взаимоотношения будут сломаны, то есть они прервутся.
Но если Кришна становится нашим другом, нашим родителем или кем-то во взаимоотношениях с нами, то только Кришна может исполнить Свой долг в этой роли совершенным образом. И когда люди ищут подобные виды взаимоотношений, то они думают так, что "я хочу получить совершенный вид этих отношений". Как в сказках. И обычно эти сказки кончаются: "И в течение всей своей оставшейся жизни они жили счастливо". Но это неправда.

--------------------------------------------------------------------------------

Как, например, вы могли слышать историю про Синдереллу, Золушку. Эта Золушка встретила своего Принца, и так была завязана вся эта история. А в конце этой книги было сказано: "Они потом стали жить очень счастливо". Но то, что вам не сказали, это то, что ввиду того, что их привязанность была исполнена вожделения, то Принц с Золушкой имели по одному ребенку в год. И через како-то время у них было 20 детей. Да, и они постоянно плакали, визжали, кричали и т.д. Золушка через какое-то время очень растолстела. А Принц начал пить, и стал алкоголиком. На самом деле, они не жили счастливо потом.
Но так или иначе, каждый человек в своем уме надеется на эти совершенные отношения. Но на самом деле, только Кришна может быть таким идеальным партнером во взаимоотношениях. Итак, каждый человек ищет совершенства, но они ищут не там, где нужно. Эти совершенные взаимоотношения не могут быть найдены в материальном мире. Они могут быть найдены только в духовном мире, или в чистом сознании Кришны.
Был один человек, который загнал машину в гараж, и потерял ключи от нее в гараже. Ночью уже было темно в этом гараже. Он смотрел везде, но не мог найти ключи. Он посмотрел наружу и увидел там уличный фонарь. И он сказал: "Какой прекрасный свет там, нужно пойти и посмотреть - может я там их потерял?"
Когда он там искал, вблизи от фонаря, рядом проезжал друг и спросил у него: "Что ты здесь делаешь, ты потерял что-то?" И этот человек сказал: "Да, я потерял ключи от своей машины, я пытаюсь найти их". И друг вышел, и сказал: "Где ты потерял их? Давай я помогу тебе найти их!" А человек сказал: "Я потерял их в гараже, рядом с машиной где-то". А друг спросил: "Так, а почему ты ищешь здесь?" А он говорит: "Да потому что свет здесь хороший, я все прекрасно могу видеть, так здорово!"

--------------------------------------------------------------------------------

Мы ищем что-то в этом материальном мире, но на самом деле, вот эта вещь, которую мы ищем, она недостижима здесь. У нас могут быть какие-то дружеские отношения с кем-то, но позже мы обнаруживаем, что друзья нас оставляют. Или наш муж, или жена могут просто уйти с каким-то другим человеком. На самом деле, эти вещи происходят каждый день. Но если у нас есть отношения с Кришной, то мы будем полностью удовлетворены.
Этот принцип приложим ко многим путям, ко многим обстоятельствам. Прабхупада писал о различных людях, которые пытаются достигнуть различного уровня духовного самоосознания - пытаются осознать Брахман, Параматму или Бхагаван. И когда человек начинает думать, что Брахман - есть проявление Абсолютной Истины, Высший Абсолют, но они не относятся серьезно к Параматме и Бхагавану…
На самом деле, имперсоналисты обычно думают, что персоналисты заблуждаются, что они не правы. Но Прабхупада объясняет здесь, что то, что ищут имперсоналисты, или Брахман, это и то, что ищут преданные, персоналисты. В принципе, та же самая вещь, просто на нее существуют разные углы зрения. Итак, в Бхагаватам говорится, что ученые-трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, знают, что она не двойственна.
"Двайам" означает "два", а "адвайам" означает "не два" или "один". В этом стихе говорится, что это недвойственное знание постигается в трех стадиях, в трех аспектах - Брахман, Параматма и Бхагаван. И для того, чтобы проиллюстрировать значение этого утверждения, Шрила Прабхупада приводит несколько примеров. Он приводит пример, когда какой-то поезд первый раз появляется в какой-то деревне, на станции. Когда, особенно в индийских деревнях, появляется что-то новое, в первый раз, то вся деревня приходит, стоит и смотрит на это.

--------------------------------------------------------------------------------

Я помню, как мы с некоторыми преданными первый раз приехали в какие-то индийские деревни, и мы были первыми белыми, которых видели в этих деревнях. Каждый пришел, встал и смотрел на нас. Они стояли час или два так.
Когда все в деревне узнают, что поезд, первый поезд приезжает в нашу деревню, то все отправляются на эту станцию. Они стоят там, ждут и ждут, пока не увидят, что на расстоянии от них появляется, подъезжает поезд. Но время было - ночь, и все, что они могли видеть - это свет, исходящий от поезда. И некоторые люди, видя этот свет от поезда, говорят: "А, так это и есть поезд," и они разворачивались и уходили. Когда на следующий день они встречались с друзьями, они говорили: "Да, мы видели поезд, этот поезд есть не что иное, как большой свет."
Другие люди, которые стояли чуть подольше, они увидели контуры непосредственно самого поезда. Они увидели, что поезд - это большая серьезная машина, состоящая из вагонов, прикрепленных к паровозу. И тогда они говорили: "А, да теперь мы поняли, что такое поезд", и они разворачивались и уходили. Когда они встречали своих друзей, они говорили: "Да, мы видели поезд, поезд - это большая машина, и там много вагонов, находящихся за паровозом".
Но все остальные люди - они ждали, пока поезд не подойдет непосредственно к самой станции. И тогда они смогли непосредственно воспринять все, они видели, как работают все механизмы, как работает сам поезд, как устроены вагоны, как там расположены сиденья, где находятся люди и т.д. И таким образом, они получали полное представление о том, что такое настоящий поезд.

--------------------------------------------------------------------------------

И Прабхупада приводил этот пример, чтобы описать эти концепции - осознание Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Брахман - означает удаленное восприятие Абсолютной Истины, просто восприятие сияния Ее. Параматма означает, что за сиянием существует форма. А Бхагаван означает реальное понимание того, какова эта личность, что она из себя представляет, кто это.
Прабхупада приводил в пример также восприятие горы с разных расстояний. С какого-то очень удаленного расстояния гора может показаться каким-то облаком, каким-то туманным образованием. Но когда вы подходите ближе, то вы можете видеть непосредственно контуры самой горы. Когда вы подходите к самой горе, то вы можете видеть сами скалы, деревья, которые там растут, животных, которые там обитают, то есть все в деталях.
Итак, осознание Брахмана, осознание Параматмы и осознание Бхагавана - это на самом деле осознание одной и той же вещи. Осознание Брахмана означает, что мы осознаем Кришну, но без Его формы, и без осознания Его, как личности. Вы просто видите Его телесное сияние.
А Параматма означает, что вы видите через это сияние, и вы видите, что у Бога есть форма. И хотя вы можете воспринимать эту форму, нет такого уж явного восприятия личности Кришны через эту Сверхдушу. На самом деле, Сверхдуша - она просто контролирует и следит за деятельностью в материальном существовании. Параматма следит за тем, чтобы каждый получал плоды своей кармы. Но она не имеет любовных взаимоотношений с преданными.

--------------------------------------------------------------------------------

Любовные взаимоотношения между преданными и Господом существуют только в аспекте Бхагавана. В различных аспектах - Кришна, Баларама или Нараяна, но так или иначе - это апекты Бхагавана, или Абсолютной Истины. Так, люди пытающиеся достичь осознания Брахмана, Параматмы или Бхагавана, на самом деле, пытаются приблизиться к одной и той же вещи. Так или иначе, Кришна отвечает нам во всех отношениях и вознаграждает нас в соответствии с тем, насколько мы обращаемся к Нему.
Сегодня утром мы приводили пример матушки Драупади. Когда матушка Драупади не была всем сердцем предана Кришне, тогда Кришна - Он как-то не ответил ей, как это было необходимо. Но когда она абсолютно предалась, то Кришна предоставил ей всю помощь, которую мог. И мы должны быть осторожны и внимательны, мы должны стараться понимать - как мы обращаемся, как мы относимся к Кришне, ибо мы должны понимать, что Кришна отнесется к нам, в свою очередь таким же образом.
Иногда мы можем думать, что мы можем немного обмануть Кришну. Мы можем думать: "Я буду практиковать преданное служение, и Кришна удовлетворится этим. Но в то же самое время, в своем сердце я буду поддерживать какие-то материальные желания. И я надеюсь, что Кришна не заметит эти вещи". Когда мы так обращаемся к Кришне: "Кришна, пожалуйста, помоги мне, я хотел бы прогрессировать, но в то же время у меня есть какие-то свои интересы, свои собственные желания". Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что "Я являюсь азартной игрой…" (обрыв записи)

--------------------------------------------------------------------------------

Когда Господь Чайтанья был маленьким мальчиком, два вора пришли, чтобы украсть Его драгоценные украшения. На самом деле, они просто хотели схватить Господа Чайтанью, увести Его в удаленное место, там убить Его, и собрать, снять с Него все украшения - ожерелья, браслеты и т.д. Но приблизились они к Нему в очень дружелюбном настроении. Они вели себя так, как будто Он был их собственным ребенком, но так или иначе убежал из дома.
Они подошли и сказали: "О, наш маленький мальчик, наконец-то Он нашелся! Давай пойдем домой!" И Господь Чайтанья сказал: "Да, пойдемте домой!" Он просто играл с ними, потому что знал, что находится прямо рядом со Своим домом. Они обращаясь к Нему, как к своему собственному ребенку, взяли Его и повели с собой, разговаривая и шутя с Ним. Но в своих умах они постоянно помнили о том, что как только они придут в какое-то темное место, они смогут убить Его, и забрать все эти драгоценности.
Но благодаря устройству Господа Чайтаньи, они сбились с толку и просто потерялись. Они думали, что идут в правильном направлении, но они на самом деле ходили кругами. В конце концов, они подумали: "Прямо за этим углом находится наш дом, и мы приведем Его туда, и там убьем этого ребенка". Но когда они зашли за угол, вдруг ни с того ни с сего, они увидели дом родителей Господа Чайтаньи. Эти воры - они поразились: "Что происходит? Как мы оказались здесь в конце концов?"
И в это время родители Господа Чайтаньи как раз обнаружили, что Он пропал. Они были в великом беспокойстве, разыскивая Его везде. И вдруг они увидели двух больших людей, которые несли их маленького ребенка - Нимая. Они подбежали к этим ворам и сказали: "А, так это у вас наш ребенок!" И эти воры подумали: "Все, теперь нам конец, теперь нас отведут в полицию". Но родители Господа Чайтаньи, наоборот, решили вознаградить этих воров за то, что они вернули их сына.

--------------------------------------------------------------------------------

Так или иначе, мы должны быть очень внимательными, очень осторожными, когда мы имеем дело с Верховной Личностью Господа. Ибо, как бы мы не относились к Нему, то же самое отношение у Него будет к нам. Когда Господь Кришна пришел на борцовскую арену в Матхуре, то различные люди воспринимали Его различным образом.
Борцы, которым в будущем пришлось сражаться с Баларамой и Кришной, они видели Их, как олицетворенную смерть. Но более старшие люди, взрослые, которые смотрели на Кришну и Балараму, видели в них таких деликатных трогательных юных мальчиков.
Там также были имперсоналисты, и они воспринимали Кришну и Балараму как сияющие огни. Также там были молодые девушки, которые воспринимали Кришну и Балараму, как очень красивых, утонченных юношей. Итак, различные люди, в одно и тоже время, но по разному воспринимали Кришну и Балараму, в соответствии с их положением и уровнем сознания.
Мы практикуем этот процесс преданного служения, и мы пытаемся развить в себе чистую любовь, чистую преданность Кришне. И если мы сможем развить в себе это умонастроение отношения чистого преданного к Господу, то такое же преданное отношение проявится у Господа по отношению к нам. Так как чистый преданный чувствует, что он готов все сделать для Кришны, так и Кришна чувствует, что Он готов все сделать для Своего чистого преданного. И когда чистый преданный наслаждается вкусом взаимоотношений с Кришной, также и Кришна наслаждается вкусом взаимоотношений со своим чистым преданным.

--------------------------------------------------------------------------------

Однажды Господь Кришна посетил Хастинапуру. Когда Он передвигался по улицам, Он встретил Дурьодхану. Дурьодхана был там главным принцем. Дурьодхана сказал: "Пожалуйста, приходи к нам во дворец, и прими с нами обед, мы приготовим большой пир для Тебя". Конечно же Дурьодхана не был преданным, он - демоническая личность. Кришна согласился, что Он пойдет, но в сердце у Него не было интереса делать это.
Через очень короткий промежуток времени после этого Кришна встретил Видуру. Видура, будучи великим преданным Кришны, также пригласил Кришну на обед, в то же самое время, что и Дурьодхана. Конечно же, Видура был очень беден, и он не мог предложить Кришне большой пир. Но все-таки, из-за того, что он был Его преданным, Кришна принял его предложение.
Когда Кришна пришел к Видуре, Он увидел, что все, что мог предложить Видура Ему, было несколько бананов. И когда Видура увидел, что Господь Кришна пришел в его собственный дом, он был просто в великом экстазе. Он был в таком экстазе, что даже не мог осознать полностью - что он делал. Он чистил для Господа Кришны эти бананы, но получалось так, что сам плод он выбрасывал, а отдавал Кришне только кожуру.
А Кришна, в свою очередь, был в таком экстазе, который возник из-за такого любовного взаимообмена с Его чистым экстатическим преданным Видурой, что Он даже не замечал, что Он ест не сам фрукт, а его шкурку. И Видура предлагал Ему эту кожуру, а Кришна ел ее. Кришна сказал в конце концов Видуре, что "это были самые прекрасные бананы, которые я когда-либо ел!"

--------------------------------------------------------------------------------

На самом деле то, что вкушает (пробует) Кришна - это преданность. Кришна говорит, что "если ты предложишь Мне с любовью и преданностью листок, плод, воду или цветок - Я приму это".
Итак, по всему миру люди приготавливают пищу, предлагают ее Кришне, как вы делаете здесь, также. В Индии, например, существует много-много тысяч храмов, в которых Кришне раз, два, три или четыре раза в день предлагают подношения. И Кришна, на самом деле, Он не голоден, Он хочет вкусить преданность. Преданность своих преданных. Именно таким образом преданные обмениваются своими чувствами, своей чистой привязанностью с Кришной.
И все мы, пытающиеся практиковать сознание Кришны, все мы должны периодически анализировать себя и пытаться понять - каково же мое настоящее отношение, как я отношусь к Кришне? Пытаюсь ли в действительности просто удовлетворить Господа Кришну, или же я пытаюсь сделать что-то ради удовлетворения самого себя? В одном из стихов "Бхагаватам" говорится, что совершенством жизни является преданность Кришне. Но это преданное служение должно быть ничем не мотивировано и не прерываемо, и только тогда оно сможет принести удовлетворение нашей сущности.
Но когда мы пытаемся поддерживать в себе все вот эти материальные интересы и корыстные желания, то это сравнивается с грязью. У вас может быть прекрасная комната, подобная этой, но если здесь будет очень много грязи, то это не очень хорошо.

--------------------------------------------------------------------------------

В этой связи Бхактисиддханта Сарасвати однажды обратился к истории, рассказывающей об уборке храма Гундича. Господь Чайтанья и Его спутники отправились в храм Гундича для того, чтобы подготовить его к приходу Господа Джаганнатхи. И они очень тяжело работали, убирая его во всех уголках, везде. И когда было видно, что они все закончили, Господь Чайтанья сказал: "Хорошо, а теперь давайте сделаем это еще раз".
Когда они снова сделали это, то они увидели, что извлекли грязи даже больше, чем в первый раз. Так или иначе, мы из-за нашей материальной обусловленности может, не настолько ясно знаем о том - сколько грязи у нас в сердце. Но если мы совершаем наше преданное служение искренним образом и молимся Кришне: "Пожалуйста, дай нам знать о том, какие анартхи у нас в сердце", то Кришна милостиво явит это знание нам.
И когда мы увидим ту грязь, которую Кришна явит нам в нашем сердце, то мы можем быть даже немного удивлены. И мы можем подумать: "На самом деле, я не такой уж и плохой, как кажется". В материальной жизни люди привыкли думать, что "я - хороший человек, у меня очень много хороших качеств". И когда мы приходим в сознание Кришны, мы приносим эти настроения вместе с собой. Но на самом деле мы приносим с собой бремя великого осквернения, которое мы собрали за многие-многие жизни.
Если мы служим Кришне и молим Его, чтобы Он проявил все наши загрязненности в сердце, то Кришна так или иначе позволит нам увидеть их. И когда мы узнаем о том, какие осквернения есть в нашем сердце, то тогда мы сможем добровольно начать избавляться от них. И тогда мы придем к этой платформе - немотивированного и непрекращающегося преданного служения. И тогда, как это говорится в этом стихе, в Бхагаватам, мы можем достичь полного удовлетворения в сознании Кришны. Какие-либо комментарии или вопросы?

--------------------------------------------------------------------------------

ВОПРОСЫ:

Что такое наша сварупа?

Буквально слово "сварупа" означает: "сва" - ваше собственное, а "рупа" - форма. И "сварупа" означает ваша самая настоящая, самая изначальная, ваша собственная природа или форма. Или другими словами - ваша истинная природа сути.
(Обрыв записи)

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru