Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по "Бхагавад-гите", глава 2 , стих 59.
Санкт-Петербург,19.06.96
Часть 1

Высший вкус сознания Кришны перекрывает низшие, материальные привязанности.

Б.Г.2.59:
Воплощенная душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, хотя вкус к ним остается. Но, испытав высшее наслаждение, она теряет вкус к прежнему, и утверждается в сознании.


В предыдущем стихе шла речь о том, как преданный должен отречься от происходящего в этом материальном мире. Преданный должен освободиться от привязанности к материальному счастью, он должен освободиться от беспокойств, вызванных материальными страданиями. И он должен контролировать свои чувства так, чтобы они действовали только согласно его намерениям.
Господь Кришна говорит, что, поступая таким образом, человек становится "стхитадирмуни", то есть человеком, занимающимся духовной практикой, чье сознание полностью уравновешено. В стихе, который мы прочитали сегодня, Господь Кришна объясняет, как возможно для преданного утвердиться на таком высоком уровне сознания.
На самом деле, вопрос не в том, чтобы иметь очень сильный ум, и, таким образом, обладая таким сильным умом, быть способным не поддаваться воздействию счастья и несчастья в этом мире. Человек должен ощутить более высокие уровни существования. Когда человек испытывает такие высокие вещи, тогда все, что происходит в этом материальном мире, уже не кажется ему имеющим какое-то большое значение. Это известно, как "высший вкус сознания Кришны".
В комментарии Шрила Прабхупада приводит в пример больного человека, у которого какое-то серьезное заболевание. Если человек заболеет какой-то серьезной болезнью, например тифом, тогда доктор пропишет ему очень строгую диету. Например, если у человека тиф, то ему нельзя есть никакую твердую пищу. И, когда больной пациент видит, как его друзья едят ту пищу, которая ему запрещена, он думает: "Когда же я снова смогу есть эту пищу?".

--------------------------------------------------------------------------------

Когда это желание слишком его переполнит, он может взять немного этой твердой пищи и съесть ее. Но, когда он поступает таким образом, он получает реакцию от своей системы пищеварения. Он чувствует себя очень плохо и думает: "Нет, нет, больше не буду есть этой твердой пищи". То есть смысл в том, что он вынужден насильно ограничивать себя в своей диете, и ему трудно придерживаться ее. Когда он выздоравливает, он снова начинает есть твердую пищу. Таким образом, мы можем осознать положение души, которая пытается отречься.
Шрила Прабхупада приводил также в пример ребенка. У Шрилы Прабхупады был один племянник, который был очень резвым. Весь день он бегал там и сям, крутился везде. Иногда он беспокоил кого-то. Старшие члены семьи пытались придумать какой-то способ, чтобы успокоить его, чтобы он сел, и некоторое время не беспокоил других. Но, поскольку природа его была другой, его очень трудно было удержать на одном месте.
Этот маленький мальчик очень любил качори. Кто-то из вас любит качори? Ему очень нравились качори, и один раз Шрила Прабхупада попытался подкупить его. Он сказал ему: "посиди здесь две минуты, и тогда я дам тебе все качори, которые у меня есть". Этот маленький мальчик привлекся этим и сел, но прежде, чем две минуты прошли, куда-то он снова убежал. Таким образом, находясь на материальном уровне, очень трудно насильно контролировать чувства. Как вчера мы приводили в пример Вишвамитру. На протяжении тысяч лет он практиковал хатха-йогу, но, просто услышав бренчание ножных колокольчиков Менаки, он упал со своего положения.

--------------------------------------------------------------------------------

Господь Кришна в этом стихе объясняет нам принцип, благодаря которому мы можем достичь успехов в контроле чувств и духовном продвижении. Мы должны заниматься какой-то духовной деятельностью, которая будет давать нам более высокое наслаждение. На самом деле, душа известна, как ананда-майя-бьясат. Она всегда ищет наслаждения. И где бы душа ни чувствовала высшего счастья, она всегда направляется в то место.
В преданном служении мы всегда пытаемся заниматься деятельностью, которая выполняется на трансцендентном уровне. И то наслаждение, которое человек получает на трансцендентном уровне, выше любого материального наслаждения. Когда человек, находясь на более высоком уровне, ощущает более высокое наслаждение, он, естественным образом, отказывается от более низких удовольствий.
Например, если у вас есть банкнота в 10 000 рублей, а у меня банкнота в 100 000 рублей, и я говорю: "давай поменяемся". Вы очень обрадуетесь и быстренько поменяетесь. Вы не будете думать: "как же мне расстаться с этими 10-ю тысячами?". Вы будете думать, как бы побыстрее поменяться. То есть, суть очень проста. Но, если у вас есть 10 000 рублей, а у меня ничего, то тогда ситуация другая. Тогда вы будете думать: "как я могу отдать эти 10 000? Я не могу отдать их".

--------------------------------------------------------------------------------

Сознание Кришны подобно этому. Когда человек полностью занимает свои чувства и свой ум в преданном служении, то он ощущает трансцендентный экстаз. Тогда преданного уже не заботит, как оставить свои дурные привычки. Но преданный думает: "как бы побыстрее от них отказаться, чтобы я мог больше получить трансцендентного наслаждения?".
Поэтому, когда в "Бхагавад-гите" когда Господь Кришна описывает регулирующие принципы, Он называет их "регулирующие принципы свободы". Это регулирующие принципы, посредством которых, вы можете избавиться от тех вещей, которые, на самом деле, мешают вашему наслаждению. Это не какие-то регулирующие принципы, которые предписывают вам какие-то ограничения и лишают вас наслаждения. Таким образом, преданное служение - это такой замечательный, такой естественный процесс!
Однако же, конечно, в начале человек очень обусловлен материальной природой, и влечение к материальному все еще очень сильно. Человек на этом уровне может ощущать какой-то вкус, но так же он может находиться в ловушке между материальной и духовной обителями. Поэтому Шрила Прабхупада говорит в этом комментарии о том, что, пока человек еще остается неофитом-новичком, для него пока существует определенное ограничение. Находясь на этом уровне, вам, возможно, приходится следовать каким-то ограничениям для того, чтобы дать себе шанс больше погрузиться в духовный процесс.

--------------------------------------------------------------------------------

В самом начале, в 1966 году, Шрила Прабхупада даже не говорил преданным о регулирующих принципах. Он видел, что преданные сохраняют множество своих дурных привычек. Шрила Прабхупада шел однажды по улицам Сан-Франциско, и заглянул через стекло в закусочную "Макдональдс", где продавали гамбургеры. Он увидел там нескольких преданных, и они не пили там просто молочный коктейль... Через какое-то время Шрила Прабхупада побеседовал с ними наедине. Он сказал им, между делом: " Знаете, кстати, обычно мы, Вайшнавы, мясо не едим". Они сказали: "Да?! Это в действительности так?". И потом они отказались от мясоедения.
До тех пор, пока человек не откажется от этих неблагоприятных вещей, он, на самом деле, не сможет достаточно сконцентрироваться не преданном служении, чтобы действительно ощущать этот высший вкус. Поэтому человек должен отказаться от этих вещей, он не может продолжать делать их, если он хочет хорошо начать практиковать сознание Кришны. Но через какое-то время человека уже не беспокоит желание есть мясо или принимать одурманивающие средства. Поскольку человек регулярно ощущает высший вкус сознания Кришны, то влечение, привязанность к этим низким вещам, естественным образом пропадают. Но на начальных стадиях человек должен регулировать себя, для того, чтобы утвердиться в сознании Кришны.

--------------------------------------------------------------------------------

В "Бхакти Расамрита Синдху" ("Нектаре преданности") Шрила Рупа Госвами объясняет основу - в чем суть природы бхакти. Садхана - означает практика, то есть человек еще не достаточно опытен, но он просто обучается и пытается проникнуть в суть процесса. Но если человек регулярно практикует этот процесс, то постепенно естественное желание служить Кришне пробуждается в его сердце.
Господь Чайтанья объясняет, что любовь к Кришне вечно находится в сердцах всех живых существ. Это не является чем-то таким, что нужно привносить со стороны. И далее Он говорит, что если человек практикует преданное служение, начиная со слушания, то постепенно эта любовь пробудится. Но если же человек на начальной ступени не ограничивает себя, не соблюдает этих правил и ограничений, тогда как же он сможет хорошо практиковать преданное служение? Ум и чувства будут постоянно очень возбуждены материальной природой. Поэтому в начале, чтобы более полно занять себя в преданном служении, необходимо выполнять определенные ограничения.
Когда человек начинает позитивным образом практиковать садхана-бхакти, то его спящее сознание Кришны пробуждается. И, когда это на самом деле произошло, человек испытывает спонтанное влечение к Кришне. Тогда материальная энергия не сможет принести человеку никаких беспокойств. Но для этого необходимо сосредоточенно практиковать.

--------------------------------------------------------------------------------

В "Нектаре Преданности" Шрила Прабхупада приводит пример с ребенком, который учится ходить. Конечно же, способность ходить дремлет в каждом ребенке, и, на какой-то ступени развития, она начинает проявляться. Это естественно, это не какие-то неестественные усилия. Не то, что ребенка нужно заставлять учиться ходить. Нет, просто эту дремлющую способность нужно вдохновлять, и тогда она хорошо разовьется.
Конечно же, если вы попытаетесь научить ребенка летать, то дела будут обстоять по-другому. Вы можете сколько угодно вдохновлять его махать руками, но он никогда не взлетит. Но что касается ходьбы - это происходит естественным образом. Но, несмотря на то, что это происходит естественным образом, тем не менее, этот процесс необходимо как-то воодушевлять. Если вы до 20 лет продержите ребенка в колыбельке, или в кроватке, и никогда не будите учить его ходить, не будите выпускать его оттуда...
Как вы думаете, сможет ли он пойти, если в 20 лет в конце концов достать его из этой кровати? Нет, он просто упадет лицом на пол. Таким образом, ходьба - это естественная тенденция, склонность человека, в нем она есть, но если это не вдохновлять, то в нем она никогда не проявится.
Аналогично дело обстоит с развитием преданного служения. Оно находится в сердце, оно хочет выйти наружу. На самом деле, оно проявляется косвенным образом, различными способами. Поскольку оно не получает должного вдохновения, оно не проявляется должным образом. Шрила Прабхупада объяснял, что у каждого есть склонность заниматься служением.

--------------------------------------------------------------------------------

Человек служит своему начальнику на работе, он служит мужу или жене, люди служат правительству. Таким образом, эта склонность служить - является естественной склонностью души. Но, поскольку она не получает должного вдохновения, чтобы проявиться правильным образом, она не проявляется таким образом. И человек не хочет больше никому служить. Он хочет уйти с работы, уйти из семьи, проголосовать против правительства.
Поэтому, для того, чтобы эта склонность служить Кришне проявлялась, необходимо должным образом ее вдохновлять. У каждого есть склонность любить. Но люди, которых мы любим, на самом деле не могут ответить нам взаимностью должным образом. Люди любят родителей, но затем родители умирают. Они любят страну, но потом страна может сделать с ними что-то нехорошее. Все эти склонности - склонность любить, склонность служить - являются неотъемлемой частью души. Но если их не вдохновлять, чтобы они проявились должным образом, то они будут проявляться каким-то искаженным способом. И тогда мы чувствуем сильное разочарование.
Процесс садхана-бхакти существует для того, чтобы позволить нам должным образом проявить наши естественные склонности. Мы уже упоминали, что существуют правила и ограничения. Мы должны подниматься рано утром и посещать мангала-арати. Таково ограничение. Мы объясняли, как мы просыпаемся в 4 утра и думаем, что, может быть, можно еще поспать. Но если мы спим до 7 утра, то мы теряем возможность принять участие в утренней программе. Таким образом, мы теряем возможность погрузиться в сознание Кришны.

--------------------------------------------------------------------------------

Поэтому необходимо это правило, для того, чтобы мы могли получить возможность испытать высший вкус. Однако в "Нектаре Преданности" Шрила Прабхупада объясняет, что когда преданный немного совершает духовный прогресс, то он счастлив вставать на мангала-арати. И, когда будильник начинает звенеть в 4 утра, преданный думает: "Замечательно! Сейчас я могу встать". Это довольно продвинутый уровень, не так ли? Так или иначе, мы, может быть, еще далеки от этого уровня, но если мы практикуем, то постепенно мы придем на этот уровень, к нам это придет.
Как ребенок учится ходить. Он встает и падает. Это происходит снова и снова. Встает, падает, встает, падает. Но через какое-то время он уже не падает, он остается стоять. И постепенно он учится держать равновесие. Через какое-то время он ходит, и даже не думает о том, как он это делает. Это становится естественным для него. То же самое относится к преданному служению. Если мы практикуем, то, даже если в начале нам немножко сложно, постепенно это пройдет.
В "Бхагавад-гите" Господь Кришна описывает, как преданный постепенно прогрессирует на протяжении нескольких жизней. Он говорит там о том, что когда человек практикует этот процесс уже на протяжении нескольких жизней, то в какой-то следующей жизни он обнаруживает, что его естественно привлекает практика йоги, даже, хотя он сам и не пытается искать этих принципов.

--------------------------------------------------------------------------------

Но процесс, который предлагает Господь Чайтанья, даже более эффективен, чем этот. Если вы повторяете Харе Кришна, принимаете участие в санкиртана-ягье, то за одну жизнь вы можете обрести необходимую квалификацию для возвращения домой к Богу. В одной из лекций в Швеции Шрила Прабхупада объяснял, сколько может занять этот процесс становления сознающим Кришну.
Он давал эту лекцию в университете, проповедовал студентам. Он объяснял, что, чтобы стать сознающим Кришну - для этого не нужно столько времени, как для того, чтобы получить диплом в университете. Если вы получаете диплом бакалавра, то вы знаете, что для этого потребуется 4 года. Но к преданному служению вы не можете применить те же стандарты. Вы не можете ожидать, что через 5 лет я, допустим, достигну такого-то уровня, через 10 лет я буду на уровне бхавы.
Прабхупада сказал, что весь процесс может занять лишь 1 секунду, если вы на самом деле серьезны, то этого достаточно. Но вы можете не стать сознающим Кришну и после множества жизней. Поэтому Шрила Прабхупада говорит, что нельзя это сравнить с тем, как вы получаете диплом в университете. Но потом он посмотрел на студентов и сказал: "Скорее всего, вам осталось жить лет по 50 - 60". Он сказал, что это довольно долгое время. "Если вы будете практиковать преданное служение эти оставшиеся 50 - 60 лет, то вы легко сможете обрести сознание Кришны в полной степени".

--------------------------------------------------------------------------------

Такова природа процесса, как он был дан Господом Чайтаньей. Процесс возвышения, который ранее занимал множество жизней, теперь вы можете пройти через него за одну жизнь.
Как, например, в Нью-Йорке есть очень высокое здание - Эмпайер Стейт Билдинг, и вы идете по ступенькам на его вершину. В нем 102 или110 этажей. Вы можете идти наверх по ступенькам, но идти вверх 110 этажей - это что-то! Иногда, поскольку лифты здесь, в России, бывает, не работают, нам приходится подниматься пешком на какой-то этаж. Нам нужно подняться на 7-й этаж. И кто-то что-то забывает в машине, и ему приходится спускаться и опять подниматься вверх. Представьте, вы поднялись на 110-й этаж, и потом вы поняли, что забыли что-то в машине.
Но процесс Господа Чайтаньи подобен тому, как если вы садитесь в лифт. Вы можете за одну минуту или за несколько секунд подняться на 110-й этаж, и при этом вы не прилагаете никаких усилий. Это милость Господа Чайтаньи. "Ты известен, как спаситель падших, и Ты пришел специально для того, чтобы исполнить эту миссию. И я - самый падший, поэтому я - первый кандидат на получение Твоей милости". Если мы будем помнить об этом, то мы будем очень быстро прогрессировать в преданном служении.

Есть ли какие-то дополнения или вопросы?

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru