Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по "Бхагавад-гите" глава 2, стихи 57-58.
Санкт-Петербург, 18.06.96.
Часть2

Преданный не подвержен влиянию добра и зла.

ВОПРОСЫ:

Харидас Тхакур - это инкарнация Брахмы. Он инкарнация нашего Брахмы, который правит нашей вселенной, или Кришны, который иногда становится Брахмой, или того Брахмы, который чистый преданный?

Он - воплощение нашего Господа Брахмы, который сейчас является чистым преданным. Шрила Прабхупада в комментарии к "Шримад-Бхагаватам" объясняет, что наш Господь Брахма является чистым преданным, но он не был таковым прежде. В "Бхагаватам" мы находим описание того, как в начале Господь Брахма привлекся своей собственной дочерью и погнался за ней. И Прабхупада говорит в этом месте, комментируя эту историю, что, очевидно, что в данный момент Господь Брахма не является чистым преданным. И что произошло? После этого случая к Господу Брахме пришли мудрецы, они проповедовали ему, и он как бы отрекся, сделал продвижение.
Он совершил некоторый духовный прогресс, и Господь явил ему Вайкунтху. И это тоже описано в "Шримад-Бхагаватам". Дела у него на этой стадии шли довольно неплохо, но затем, когда 5 тысяч лет назад на этой земле появился Господь Кришна, Господь Брахма совершил свою известную апарадху, украв пастушков и телят. И Кришна исправил Господа Брахму, и благодаря этому, он совершил еще большее духовное продвижение. Таким образом, мы видим, что Господь Брахма тоже совершает какой-то духовный прогресс, но он чувствовал себя необыкновенно плохо из-за совершенного им оскорбления по отношению к Господу Кришне.
Бхактивинода Тхакур объясняет, что после этого случая Господь Брахма обратился к Господу Кришне с особой молитвой. Он молился Ему, говоря: "Я являюсь такой великой личностью, и поэтому я начинаю гордиться все больше и больше, и совершаю все больше и больше ошибок". Поэтому он молился Господу о том, чтобы лишиться этого ложного эго и для этого принять рождение в необычайно низкой семье. Но также он молил Господа о милости всегда общаться с великими преданными и прославлять Господа.
И после этого он появился, как Харидас Тхакур. Он родился в очень низкой семье, но был очень великим преданным и общался с великими преданными. Затем он совершил еще больший духовный прогресс, и стал одним из самых возвышенных преданных Господа Чайтаньи. То есть, наш Господь Брахма тоже прошел через такой период взлетов и падений, но в конце концов сейчас он необычайно возвышенный чистый преданный.


Чувства созданы для чувственного наслаждения, и поэтому вкус, который испытывает живое существо - очень силен. И в нашем случае, если вкус к духовной практике очень слаб по отношению к вкусу к этим материальным наслаждениям, то контроль чувств затруднителен. Какие могут быть рекомендации?

Вот первый момент, о котором вы сказали, что чувства созданы для объектов чувств, их наслаждения. Это неправда, на самом деле. В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит, что в начале творения Он создал поколения людей и полубогов, и Он создал некие предметы, которые должны были использоваться в жертвоприношениях. Затем Он благословил всех людей, сказав: "Вы должны совершать жертвоприношения, и через это вы обретете все желаемое".
Поэтому мы должны понять, что все, что существует в этой вселенной, было создано Господом для того, чтобы быть использовано в жертвоприношениях. И это именно то, для чего все было создано, но проблема в том, с каким отношением мы сами к этому относимся. Проблема в нашем отношении. Мы в самом основании ошибочно смотрим на вещи. Мы расцениваем себя, как наслаждающихся, а материальный мир мы видим, как место, которое полно различных объектов, которые предназначены для нашего наслаждения.
Но на самом деле мы - слуги Кришны, и этот мир полон разных вещей, которые предназначены для того, чтобы быть занятыми в служении Кришне. Поэтому мы должны попытаться восстановить этот правильный взгляд на вещи. Если мы установим такое правильное отношение в своей голове, что я являюсь верным слугой Кришны, то это начало нашего пути.

Сколько времени отсутствовал Господь Брахма, замещал ли его кто-нибудь в это время, и кто правил вселенной, пока его не было?

Первый случай, когда он погнался за своей дочерью, произошел в самом начале творения, а сейчас нашему Брахме где-то 50 лет. Конечно, если мы посчитаем 50 лет Брахмы в наших годах - это будет где-то 150 триллионов лет. Но для него прошло где-то 50 лет. Таким образом, он обучался все эти 50 лет. И, хотя в некоторых отношениях он проявлял эти недостатки, как мы видим, тем не менее, он обладал всеми необходимыми качествами, чтобы действовать, как Господь Брахма. Поэтому, несмотря на свои ошибки в некоторых случаях, тем не менее, он всегда продолжал выполнять свое служение в управлении этой вселенной.
На самом деле в "Шримад-Бхагаватам" объясняется, что существует 4 вида Брахм. Один из них - чистый преданный. Другой вид Брахм не является преданным, он очень опытный материалист, и, хотя он является искусным карми, тем не менее, он проявляет желание сотрудничать с Господом. Поэтому он может хорошо исполнять функции Господа Брахмы.
Третий вид - тоже не является преданным, он очень большой интеллектуал или гьяни. И, хотя он не является преданным, он достаточно благочестив и готов сотрудничать с Господом. И четвертый вид - это смесь разных видов Брахм. Наш Брахма начал с того, что был смесью этих видов, но, в конце концов, он стал чистым преданным. Несмотря на эти взлеты и падения в своей практике, он всегда продолжал заниматься своим служением.
Смысл в том, что когда живое существо испытывает какие-то трудности в духовной жизни, оно не лишается сразу всех качеств, его не убирают с поста, как это происходит в материальной жизни. Очищение, или улучшение качеств, происходит через продолжения занятия преданным служением. Таким образом, несмотря на то, что в какие-то времена у Господа Брахмы были сложности в жизни, ему было позволено продолжать служение.

Бывает 2 направления санкиртаны. 1 - когда мы оттачиваем свое искусство и вынуждаем человека брать книги, и он не знает, что это за книги, и в последствии он оказывается обманутым. Этот вариант, по опыту, эффективен. Или мы должны оттачивать свое искусство, непосредственно проповедуя о том, что мы несем людям, и не гнаться за результатом, а попытаться получить результат от чистой проповеди. Какой проповеди лучше отдать предпочтение?

Да, этот вопрос касается шреяса и преяса. Шреяс - это нечто, что в начале приносит лучшие результаты, а преяс - это то, что в начале приносит не очень большие результаты, но если мы смотрим на перспективу, то это лучше. На самом деле, самый лучший способ распространять книги или проповедовать сознание Кришны - это просто прославлять Кришну. Но для того, чтобы научиться делать это, эффективно представлять Кришну таким образом, вам необходима практика.
На самом деле, Кришна всепривлекающ, поэтому в Нем есть всегда что-то, что может привлечь любое живое существо. Мы просто должны научиться представлять Кришну таким образом, чтобы люди, с которыми мы встречаемся, привлекались к Нему. Для этого необходима какая-то практика. И вот этот первый способ, о котором вы говорили, когда человек каким-то образом материально пытается использовать какие-то трюки и привлекать людей именно с материальной точки зрения, как-то представлять им это очень привлекательным - может в начале это и эффективно, но это не будет длиться так долго.

Мы должны видеть хорошее в том, что делают другие. Часто мы видим, что мы оставили материальную жизнь, но не развили хорошие качества, даже плохие развили. Как мы должны видеть хорошее?

Смысл в том, что мы должны быть мадхьяма-адхикари, по крайней мере, мы должны стараться. Мадхьяма -адхикари - это такая личность, которая видит вещи такими, как они есть. Он видит преданных, и он понимает, кто такие преданные. Он видит невинных людей, и он может оценить их положение. И он видит демонов, и он также может понять их положение. Таким образом, он очень точно может видеть положение каждого.
И он различает различные виды преданных. Он видит, что многие из них - больше неофиты, они совершают много ошибок, у них много проблем. И поэтому, в духе сострадания, он пытается помочь этим борющимся преданным. Он также видит преданных, которые находятся на среднем уровне, которые хорошо заняты и утвердились в преданном служении, и он дружит с такими преданными. Он также видит продвинутых преданных, служит им и задает им вопросы.
Шрила Прабхупада вдохновлял всех нас стать мадхьяма-адхикари. В комментарии на 5-й стих "Нектара Наставлений" Шрила Прабхупада пишет, что в ИСККОН, для того, чтобы получить вторую инициацию, авторитеты, прежде, чем дать рекомендацию, должны следить, чтобы человек находился на уровне мадхьяма-адхикари. Если мы достигнем такого уровня - мадхьяма-адхикари - как хотел от нас Шрила Прабхупада, тогда мы сможем видеть эти различные уровни, вести себя правильным образом со всеми различными видами преданных, не просто сентиментально, а именно должным образом. Удовлетворены? Харе Кришна!

Что можно добиться в движении сознания Кришны, если читаешь литературу о Кришне, читаешь мантру, и общаешься с преданными? (и продолжаешь это делать)

Он обретает большее сознание Кришны. Однажды один преданный спросил Шрилу Прабхупаду: "Каков результат от повторения Харе Кришна? Что от этого получает человек?". Прабхупада сказал: "Он получает еще больше воспевания". Немного служения приведет к еще большему служению, и большему, и большему. Таким образом, человек совершает духовное продвижение.
Как Господь Кришна говорит в "Бхагавад-гите", что даже небольшое продвижение, которое человек совершит, защитит его от всех страхов, и человек никогда ничего не потеряет на этом пути, и то чего он достиг, никогда не уменьшится. Если человек немного читает мантру, немного читает книги, немного общается с преданными, то он должен продолжать это делать, и тогда все будет увеличиваться, увеличиваться и увеличиваться, и увеличиваться. О'кей?

Если преданный инициирован, но у него не все получается в преданном служении, как он может продвинуться, чтобы у него все получалось?

Обычно, когда человек получает инициацию, он дает определенные обеты, что он будет следовать этому процессу, выполняя определенные правила. Если у человека по тем или иным причинам не так все хорошо получается, у него есть какие-то проблемы, тогда он должен принять еще большее прибежище у своего духовного учителя. Отношения с духовным учителем являются основой нашего продвижения в духовной жизни, а не так, что человек, который получает инициацию, получает некий сертификат, который он может повесить на стенку, и всем говорить: "Я - инициированный преданный".
На самом деле, инициация означает, что человек принимает прибежище у этой личности, у духовного учителя, и теперь духовный учитель является его проводником по жизни. Если человек сбивается, отклоняется с пути, тогда он должен снова попытаться принять прибежище у духовного учителя, на этот раз более твердо. Человек должен открыть свой ум духовному учителю, рассказать о собственном положении и получить наставления от духовного учителя, что ему делать.
Шрила Прабхупада показал однажды, что нужно делать. Конечно же, Шрила Прабхупада был всегда очень возвышенны преданным, но он имел такие отношения со своим духовным учителем, как будто он был смиренным неофитом. Незадолго до ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати из этого мира, Шрила Прабхупада написал ему письмо, в котором он объяснил ему свое положение и открыл ему свой ум. Он написал Шриле Бхактисиддханте о том, что "я являюсь домохозяином, у меня есть жена, дети, поэтому мне трудно служить вам с такой же отдачей, как служат вам ваши другие ученики".
Он попросил у Шрилы Бхактисиддханты наставлений - "как мне быть в моем положении?". И Шрила Бхактисиддханта ответил Шриле Прабхупаде в своем письме, что тот должен проповедовать в англоязычных странах. Мы также должны открывать свой ум духовному учителю, и просить его о том, чтобы он дал нам наставления, как нам следует идти по этому пути в нашем определенном положении. И он даст нам программу, он скажет нам, что нам нужно делать в нашем определенном положении.

Не могли бы Вы нам что-нибудь рассказать о том, как праздновалось столетие Шрилы Прабхупады в других странах.

Я располагаюсь в Южной Африке. Один из наших планов - закончить год столетия Шрилы Прабхупады большой ратха-ятрой. Мы хотим, чтобы на ратха-ятру пришел Нельсон Мандела. Вы слышали это имя? И Табо Амбеки. Слышали о нем? Он - вице-президент. Он приходил на прошлую ратха-ятру. Там у нас был большой Фуд-фо-лайф, мы распространяли много прасада.
Обычно за 4-5 дней ратха-ятры мы распространяем более 150 тысяч порций. Приходит множество людей, и Табо Амбеки увидел, что люди получают прасад. Он спросил: "Могу ли я раздавать пищу?". Преданные сказали: "Конечно, конечно". И он стал раздавать прасад. Раздавал, раздавал, и все больше и больше переполнялся энтузиазмом. Он смеялся, улыбался и в экстазе раздавал прасад. Он занимался этим где-то 20 минут.
У него там был особый телохранитель. Это был такой человек, из которого получился бы хороший агент КГБ. Он был очень отвратительной личностью. Он был настолько неприятен, вы просто не можете себе представить. Он все продолжал говорить Табо Амбеки: "Нам уже пора ехать отсюда". Табо Амбеки сказал ему: "Отстань, не беспокойся об этом", и продолжал раздавать прасад. В Южной Африке есть программа по улучшению страны (программа возрождения), то есть попытка наладить все так, чтобы в стране все шло должным образом, так как там был некоторый беспорядок. Затем он поднялся на сцену и стал говорить речь: "Это истинная программа по возрождению!".
Так или иначе, этот вице-президент приедет на ратха-ятру в этом году, должен приехать Нельсон Мандела, и еще несколько выдающихся людей. Так мы запланировали закончить этот год. Еще мы пытаемся сделать так, чтобы у нас ежемесячно было 10 тысяч подписчиков на журнал "Обратно к Богу". Мы подошли к цифре 5 тысяч. Этот журнал - "Обратно к Богу" - замечательная проповедь. Это также значит, что деньги сами приходят к преданным, не нужно выходить и собирать их. То есть, преданные убеждают человека подписаться на журнал, и все устроено с банком так, чтобы он сам переводил деньги. Вот некоторые вещи, которые мы пытаемся сделать.

В нашей семье есть человек, который довел нас с дочкой до того, что и я, и она потеряли надежду не только служить Кришне, но и жить. Мы обе на грани самоубийства. Наверное, это крамольные вещи, но это факт. Что можно сделать и можно ли? Мы изо всех сил держимся и цепляемся за прославление и тому подобное, но сил уже не осталось, и это не слова.

Простой ответ на этот вопрос таков, что почему бы вам не расстаться с этим человеком? Вы можете сказать, что, возможно, вы зависите от этого человека в отношении денег, или что-то такое, но мы должны научиться зависеть от Кришны и от преданных Кришны. Если вы находитесь в таком необычайно сложном положении, то вы просто должны выбраться оттуда, уехать оттуда. Мы не привязаны к каким-то материальным людям. Мы привязаны к Кришне. Поэтому мы должны привязаться к Кришне и выбраться из этого положения. Если это сложно сделать, тогда мы должны продолжать терпеть эту ситуацию и молиться Кришне о милости. Это простой ответ на этот вопрос.

Во время распространения книг иногда задают вопрос: "Зачем строить храмы, если Господь и так в сердце?". Как правильно ответить на этот вопрос?

Смысл в том, что Господь на самом деле находится в сердце каждого, но Его присутствие не проявляется так ясно. Храм - означает такое место, в котором присутствие Господа как бы "на виду", и каждый может ощущать его, и на этом фокусируется внимание каждого. Обычно Кришна прячется в сердце. Если вы посмотрите кому-то очень внимательно в грудь, и попытаетесь увидеть там Кришну, наверняка у вас ничего не получится.
Но вы приходите в храм, высмотрите на алтарь, и видите, что там стоит Кришна. Это хорошо, в этом и прелесть. Без всяких больших усилий, вы можете увидеть Господа прямо перед вами. Вам не нужно представлять себе что-то, но Божества там, так хорошо украшены, Им так замечательно поклоняются! Поэтому, поклонение в храме - это замечательная вещь.

Расскажите какой-нибудь случай Вашей личной встречи со Шрилой Прабхупадой.

Я думаю, я может быть рассказывал об этом. Так или иначе, я, на самом деле, был достаточно удачлив, чтобы много раз встречаться со Шрилой Прабхупадой, видеть его. Однажды, это было в Шотландии, вы слышали о лезвиях "Жилетт" ? Они уже дошли до Петербурга? О'кей. Они совершают хорошие успехи.
Шрила Прабхупада был в некоем городе, и он хотел побрить себе голову. Он попросил принести какую-нибудь бритву, но никаких бритв рядом не оказалось. Кто-то изо всех сил куда-то рванулся, побежал искать лезвия, с огромной скоростью полетел и принес. Шрила Прабхупада начал бриться. Сначала Шрила Прабхупада побрил лицо, он пытался вести бритву, но она с трудом шла. Он вел, вел, очень было сложно. Он посмотрел на лезвие, опять немножко попытался, и опять посмотрел на лезвие. Через несколько раз, когда это произошло и дела шли не так-то хорошо, он все смотрел, смотрел на это лезвие. Он открыл лезвие и сказал: "это не Жилетт, это подделка", и выбросил его. Харе Кришна!
Другой случай со Шрилой Прабхупадой демонстрирует то, как он был так же мягок, как роза, и также тверд, как удар грома. Жил-был один преданный, он жил в Бомбее, в Индии, и он решил, что "я обязательно должен принять санньясу". Шрила Прабхупада в это время был в Дели, и преданный подумал: "все, еду в Дели, пойду к Шриле Прабхупаде, и буду молить его дать мне санньясу". Он сел на поезд, проехал весь этот долгий путь, зашел в комнаты Шрилы Прабхупады, предложил свои поклоны, и еще не успел и слова произнести, он лишь поднялся с поклона, только оторвался от земли, Прабхупада сказал: "Ты должен принять санньясу. Ты готов, и я хочу, чтобы ты сейчас принял санньясу".
Он думал: "О, удивительно!". Он сидел в полном экстазе вместе со Шрилой Прабхупадой, и Прабхупада сказал: "Ну, как дела в Бомбее?". Он ответил: "Ну, дела идут не так хорошо. Руководители храма не могут поддерживать прядок в храме, чистоту". Прабхупада сказал: "О, в храме не поддерживается чистота?!". Прабхупада показал пальцем на этого преданного: "Это вы, американцы, не чисты! И вы не чисты, потому что вы не повторяете свои круги! Не так ли?".
Прабхупада кричал на него и показывал пальцем. "Правда, ты не повторяешь свои круги? Так?". Этот преданный за одну минуту из экстаза уже плакал. Таким образом мы видим, что Прабхупада иногда мягок, как роза, а иногда тверд, как удар грома. Но в том и в другом случае он действовал исключительно ради блага преданного.
Харе Кришна!
Шила Прабхупада ки - джай!

Шрила Бхакти Чайтанья Свами Махарадж ки - джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru