Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по "Бхагавад-гите" глава 2, стихи 57-58.
Санкт-Петербург, 18.06.96.
Часть1

Преданный не подвержен влиянию добра и зла.

Б.Г.2.57: В этом материальном мире тот, кто не слишком радуется, случись с ним хорошее, и не слишком не слишком переживает, если случается плохое, обладает истинным знанием.


Поскольку этот стих продолжает то, что мы обсуждали вчера на лекции, я почитаю следующий 58 стих.

Б.Г.2.58:Совершенно сознание того, кто способен отвлечь свои чувства от их объектов, подобно тому, как черепаха втягивает в панцирь свои конечности.


Итак, в конце обоих прочитанных нами стихов Господь Кришна говорит, что такой человек, обладающий данными качествами, обладает совершенным сознанием, или истинным знанием. В первом стихе говорится о том, что на человека в сознании Кришны, или человека, обладающего истинным знанием совершенно не производит впечатление, не оказывает никакого влияния ни плохое, ни хорошее, что случается с ним в этом мире.
Это происходит потому, как объясняет здесь Шрила Прабхупада, что полностью утвердившись в сознании Кришны, человек не подвержен влиянию добра и зла, ибо его мысли сосредоточены на Кришне, который есть добро в абсолютном смысле. Такой преданный, утвердившийся в сознании Кришны, считает, что хорошие вещи - хороши, и плохие вещи - тоже хороши. Поскольку такой преданный сосредоточен на Кришне, он убежден, что Кришна устраивает все таким образом, чтобы это несло духовное благо преданному, и если преданный достигает чего-то хорошего, то это очень хорошо, а если преданный встречается с какими-то трудностями, благодаря которым Кришна пытается научить его чему-то, то это также хорошо.
Таким образом, преданный превосходит различные условия материального существования, не просто поднимаясь до такого положения, когда нет ничего хорошего и плохого, и все находится в равновесии, но достигая уровня, на котором все хорошо.

--------------------------------------------------------------------------------

Как в начале "Бхагавад-гиты" Арджуна протестовал, он говорил, что "все плохо". Он думал, что "если я проиграю эту битву - это будет плохо, потому что я потеряю таким образом все, а если я выиграю это сражение, то это тоже будет плохо., потому что все члены моей семьи, и все люди, которые мне дороги, будут убиты в этой битве, и как же я смогу наслаждаться жизнью, если мне не с кем будет наслаждаться жизнью?". Поэтому он думал, что "если я проиграю эту битву, то таким образом я буду в проигрыше, и если я выиграю, то я тоже буду в проигрыше".
Но Кришна сказал, что "Если ты проиграешь эту битву, если тебя убьют в этой битве, то, по крайней мере, ты отправишься на райские планеты, а если ты выиграешь, то ты завоюешь огромное царство, и это будет замечательно". Другими словами, Кришна говорит ему, что если он проиграет - это хорошо, и если он выиграет битву - это тоже хорошо.
Но материальный мир - это место, где если вы выигрываете, то вы теряете, и если вы проигрываете, то вы тоже теряете. Но, как мы упоминали, Кришна объяснил, что если вы находитесь на духовном уровне, то все, что происходит внешне - плохое или хорошее - все хорошо. Кришна является добром в абсолютном смысле. Как, например, когда Кришна убивает какого-то демона, то демон получает благо. Все демоны, которых убил Кришна, получили освобождение. Таким образом, мы можем видеть, что Кришна - это только добро, в Кришне нет никаких отрицательных качеств.

--------------------------------------------------------------------------------

Конечно, мы знаем, что Кришна известен под именем Маканчор - Он ворует масло, и ворует йогурт, но в этом нет ничего плохого. Каждому нравится то, что Кришна ворует. Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает историю, в которой он описывает, как однажды, одна из старших гопи поймала Кришну, который воровал масло. Она поймала Его, схватила Его за руку и сказала: "Сейчас я отведу Тебя к Твоей матери Яшоде, и Ты увидишь, что Ты попал в неприятное положение".
И в то время, когда эта старшая гопи тянула Кришну за руку к маме Яшоде, Кришна принял облик ее собственного сына. Я знаю, что вы знаете эту историю, не так ли? Это очень известная история. И, в конце концов, она добралась до дома матери Яшоды и постучалась в дверь. Когда мама Яшода открыла дверь, эта гопи сказала: "Только взгляни. Вот, я привела твоего воришку, и я хочу, чтобы ты немедленно выругала Его прямо на месте".
Мама Яшода посмотрела, и увидела, что эта гопи держит за руку своего собственного сына. Она сказала: "Может, ты ошибаешься, посмотри, кого ты привела". Гопи посмотрела, и сильно смутилась. Совершенно ничего не понимая, она отправилась восвояси, таща за руку своего ребенка. На обратном пути Кришна опять принял форму Кришны. Он начал дергать ее за руку, она посмотрела, и увидела: "О, это Кришна!".
Кришна сказал ей: "Смотри, чтобы больше этого не повторилось! Не пытайся больше причинить Мне беспокойства. Если ты еще раз такое сделаешь, то Я приму облик твоего мужа, и тогда ты на самом деде будешь выглядеть по-дурацки!".

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, что бы ни делал Кришна - это всегда замечательно, и всегда приносит благо. Как иногда старшие гопи ловили Кришну за воровство, и отводили Его к матери Яшоде. Мама Яшода начинала ругать Кришну, эти гопи смотрели на Кришну, на Его прекрасное лицо, на Его очень сладкую и привлекательную внешность, и думали: "Нет, нет, такого мальчика нельзя ругать". Они говорили матери Яшоде: "Пожалуйста, не говори так с Кришной", но мама Яшода говорила: "Ну как же! Вы же привели Его, поймав за то, что Он воровал, и вы попросили меня отругать Его".
И мама Яшода говорила: "Ну, ладно, так или иначе, я позабочусь о том, чтобы Он больше не приходил к вам и не беспокоил вас". Но другие гопи, посмотрев в лицо прекрасного Кришны, говорили: "Нет, нет, не беспокойся. Пусть приходит". Таким образом, когда Кришна хороший - это хорошо, а когда Он делает что-то плохое - это тоже хорошо. Для искреннего преданного, как бы Кришна с ним ни обходился, все, что происходит хорошего - это хорошо, и все, что происходит плохого - это тоже хорошо.

--------------------------------------------------------------------------------

Как говорит Господь Чайтанья в Своих молитвах, что если Господь сожмет Меня в Своих объятьях так, что это будет причинять мне боль, или отвергнет меня, Он всегда останется Моим Господом. Процесс сознания Кришны - это такой процесс, который позволяет нам прийти на такой уровень понимания. В одном из своих комментариев Шрила Прабхупада объясняет, что обусловленные души в очень значительной степени находятся в рамках, оковах двойственности. Для них очень ясно, что что-то является хорошим, а что-то плохим. Так или иначе, они пытаются свести к минимуму плохие вещи, и увеличить число хороших вещей.
Но, как говорит Господь Чайтанья, что независимо от того, как Господь будет обходится с Ним, Он остается Его Господом навсегда. И во втором стихе, который мы сегодня прочитали, Господь Кришна объясняет, что является препятствием для достижения подобного сознания.
У нас есть чувства, которые обладают большой чувствительностью. Безусловно, слова "чувства" и "чувствительность" тесно связаны. С помощью своих чувств, вы воспринимаете различные вещи, которые происходят. И так вы ощущаете, что что-то является хорошим, что-то плохим, и соответствующим образом реагируете на происходящее. Преданный должен научиться вбирать свои чувства, для того, чтобы перестать быть чувствительным на материальном уровне.

--------------------------------------------------------------------------------

Господь Кришна приводит в пример черепаху. Черепаха способна управлять своими чувствами, согласно своим собственным намерениям. Она может втягивать их, и обратно выпускать, то есть, она может управлять частями своего тела, согласно своим собственным намерениям. И преданный должен подняться на такой уровень. Он не должен больше выполнять планы чувств, но он должен занимать чувства в своих собственных планах и намерениях. Другими словами, он должен занимать свои чувства в преданном служении Господу. Таким образом, те же самые чувства, которые до этого были полностью поглощены различной внешней деятельностью, пребывают в очень спокойном и безопасном положении.
Шрила Прабхупада рассказывает историю о Нараде Муни и змее, которая стала его ученицей. Прежде эта змея была очень ядовитой, но позже, став преданной, она уже не жалила людей. На самом деле, ей удалили ядовитые зубы, и возникла такая проблема - местные дети, жившие в той деревне, где была эта змея, перестали бояться ее. Иногда они приходили и бросали в нее камни, и она объяснила Нараде Муни: "Я пытаюсь быть преданной, я пытаюсь вести себя должным образом, но эти дети приходят и беспокоят меня".
Нарада Муни сказал: "Ну, тогда ты должна время от времени раскрывать свой капюшон, и делать вид, что ты сейчас их ужалишь, как ты делала это раньше. Таким образом, ты напугаешь этих детей, и они не будут бросаться камнями".

--------------------------------------------------------------------------------

Смысл этого в том, что если преданный занимает свои чувства в преданном служении, то они утрачивают свои ядовитые качества, и те же самые чувства, которые представляли собой необычайную опасность, становятся совершенно безобидными. Такова природа процесса преданного служения, трансцендентного процесса, который очищает чувства. Если мы искренне и всем сердцем занимаем свои чувства в преданном служении, то они очистятся, и перестанут представлять для нас опасность.
Шила Баладева Видьябхушана говорит о том, что решимость в преданном служении является самой важной вещью. Они настолько важна, и настолько ценна, как драгоценный камень. Но чувства подобны шайке разбойников, которые постоянно крутятся вокруг и ищут возможность украсть эту драгоценность. Поэтому необходимо продолжать занимать их и не давать им шансов украсть этот драгоценный камень.
Есть одна история о джинне из бутылки. Вы слышали об этой истории? Так или иначе, я расскажу ее. Жил был один царь, и у него был слуга, которого звали Будхи. Каждый день царь отправлял своего слугу на базар, чтобы он скупил все товары, которые купцы не могли продать в течение дня. Однажды Будхи отправился на базар, обошел все, купил все, что там было, и потом подошел к одной женщине, у которой стояло что-то типа кувшина или бутылки.

--------------------------------------------------------------------------------

Он сказал: "Царь послал меня для того, чтобы я скупил все оставшиеся товары у купцов, и поэтому я хочу купить у тебя эту бутылку". Но она сказала: "Нет, нет, ты не можешь купить ее, это очень опасно. Внутри этой бутылки живет джинн, и этот джинн необычайно опасен. Если ты не будешь с ним осторожен, то он убьет тебя". Но Будхи сказал: "Нет проблем. Я просто должен это сделать, поэтому не мешай мне, не препятствуй, и позволь мне забрать ее".
Будхи принес эту бутылку царю, и они натерли ее, как обычно вы делаете с бутылками, в которых есть джинны. Оттуда вышел джинн и сказал: "Вы должны меня как-то занять, иначе я убью вас". Царь и Будхи подумали: "Ну, ладно, хорошо! Пойди и убери весь дворец". Будхи с царем думали, что они придумали очень замечательный выход из положения, и, что, по крайней мере, он будет чистить этот дверец минимум неделю.
Он через 5 минут он вернулся и начал настаивать: "Займите меня немедленно, иначе я убью вас". Тогда они сказали: "Хорошо, надо что-то быстренько придумать. Отправляйся, и вычисти все сады, придворные помещения, поля вокруг дворца и т.д.". Они думали: "Ну, вот, хорошее решение. Теперь он будет месяц убираться!". Но через 10 минут джин вернулся. "Займите меня чем-нибудь, иначе я убью вас".

--------------------------------------------------------------------------------

Тогда они сказали: "Иди к каждому гражданину страны, и выполни все желания каждого". Царь с Будхи облегченно вздохнули: "Ну, все! Великолепно! Навсегда ушел!". Но через 15 минут джин вернулся: "Я все сделал, желания все исполнены". Будхи и царю ничего больше не приходило в голову.
Будхи впал в панику, но чуть позже он вспомнил, чему в детстве учила его мать. Она говорила, что "если у тебя возникнут какие-то проблемы, повторяй Харе Кришна". Он просто закричал: "Харе Кришна!". Немного с большим чувством, и джинн тоже закричал: "Харе Кришна". Будхи подумал: "Ну вот, кажется я что-то придумал". Тогда он сказал джинну: "Хорошо, повторяй за мной: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе".
Джинн повторил Харе Кришна мантру, и сказал: "Ну, ладно, хорошо, повторили. А что следующее? Говори, а то я убью тебя". Будхи сказал: "Ну, повтори еще раз, а когда закончишь - начни сначала. А когда у меня появится к тебе что-то еще, я приду и скажу". Таким образом Будхи додумался, как занять этого джинна.
Подобно этому, наши чувства в точности похожи на этого джинна. Если вы дадите им возможность, предоставите им шанс - они убьют вас! По меньшей мере, они уничтожат вашу духовную жизнь, но, если вы будите продолжать занимать их в преданном служении Кришне, то все будет хорошо. На самом деле, они очистятся, подобно тому, как этот джинн стал очень хорошим преданным. Такова природа процесса преданного служения. Мы не пытаемся остановить что-либо, мы просто пытаемся очистить наши жизни.

--------------------------------------------------------------------------------

Некоторые люди, такие, как йоги, например, имперсоналисты, пытаются остановить деятельность своих чувств и деятельность ума, но чувства иногда накидываются на них и лишают их результатов всех их хороших поступков. Шрила Прабхупада приводит в этой связи пример с Вишвамитрой. Вишвамитра практиковал хатха-йогу. Он сидел, ничего не делал, и просто пытался вобрать в себя свои чувства. Он занимался этим где-то около 40 тысяч лет.
Затем Господь Индра начал беспокоиться, потому что он заметил, что Вишвамитра начал накапливать необычайное могущество. Индра подумал: "Похоже, он набирает столько сил, что он может вышвырнуть меня с моего положения, и занять его сам". И он послал Менаку - прекрасную девушку с райских планет, общественную девушку. Другой способ сказать - проститутку.
Менака пришла и увидела, что Вишвамитра сидит с закрытыми глазами и медитирует. В начале он даже не заметил ее, он лишь услышал звон, бренчание ее ножных колокольчиков. И лишь благодаря тому, что он услышал звук этих колокольчиков на ее ногах, всему его духовному продвижению пришел конец, и все результаты были потеряны. Он оставил практику йоги и женился на Менаке. И у них родился - кто у них родился? Шакунтала.

--------------------------------------------------------------------------------

Через какое-то время Вишвамитра очнулся. Он подумал: "Что со мной случилось? Я должен был практиковать йогу, а здесь я запутался в семейной жизни!". Он ушел из дома, и решил, что на этот раз будет заниматься медитацией под водой для того, чтобы избежать возможности снова привлечься чем-то. Он медитировал под водой на протяжении многих тысяч лет, и у него все шло о'кей. Однажды он открыл глаза под водой, и увидел, как совокуплялись две рыбки. И снова он полностью был сбит с толку, и окончательно упал. Я даже не знаю, что с ним случилось после этого. Дела у него шли не совсем хорошо.
Прабхупада проводит параллель между этим случаем с Вишвамитрой и тем, что случилось с Харидасом Тхакуром. Харидас Тхакур повторял Харе Кришна мантру. Однажды пришла одна проститутка, и она сделала все, на что она была способна, для того, чтобы отвлечь его от его практики. Но, как вы наверняка знаете эту историю, на него это не произвело никакого воздействия.
Каждую ночь она приходила и говорила: "Я хочу наслаждаться с тобой", и он говорил: "Замечательно, нет проблем, но только я должен закончить круги". И он не заканчивал читать мантру до следующего утра. Так продолжалось на протяжении нескольких ночей. Эта проститутка ждала и ждала, а Харидас продолжал повторять. И через какое-то время она заметила, что она сама начала повторять. Она стала замечательной преданной и перестала поступать так, как она делала это раньше.

--------------------------------------------------------------------------------

Сама Майя деви пришла к Харидасу Тхакуру. Представьте, вся совокупность материальной энергии пришла! И, несмотря на это, Харидас, тем не менее, продолжал повторять и изменил даже ум самой Майя деви. Она сказала ему, что "Раньше Господь Шива научил меня повторять имя Рамы. Я повторяла имя Рамы, и мне это очень нравилось. Но сейчас я слышу, как ты повторяешь имя "Кришна", и я ощущаю какой-то новый экстаз, который я никогда раньше не ощущала". Таким образом, сознание Майя деви поднялось на более высокий уровень, благодаря общению с Харидасом. Таким образом, если мы занимаем свои чувства служением Господу чувств, то склонность чувств к деградации полностью пропадает.
Есть ли какие-то комментарии или вопросы?

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru