Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по "Шримад-Бхагаватам",1.19.20
Красноярск 23.05.03

Отношение преданного к смерти

Ш.Б. 1.19.20. [Мудрецы сказали:] О главный среди святых царей династии Панду, сторого следующих Самому Господу Шри Кришне! Нет ничего удивительного, что ты отказываешься от своего трона, украшенного шлемами многих царей, ради того, чтобы обрести возможность вечно общаться с Личностью Бога.

До сих пор мы читали о том, как Махараджа Парикшит выражал свои чувства по поводу ожидающей его смерти. Он выражает настроение, отличное от настроения, которое выражает обыкновенный человек в преддверии смерти. Обычный человек паникует и находится в глубоком горе. Он будет сильно беспокоиться о том, как он сможет все оставить. Так или иначе, он хочет просто продолжать жизнь и не умирать.
Шрила Прабхупада рассказывал о своем собственном опыте.
Когда он был молод, однажды по делам бизнеса он путешествовал в поезде. В одном купе с ним ехал один пожилой бизнесмен. Во время этого путешествия у пожилого бизнесмена случился сердечный приступ. Он пытался бороться за жизнь. Шрила Прабхупада побежал искать в поезде врача. Врач вошел в купе и пытался помочь этому умирающему человеку выжить. Бизнесмен так не хотел умирать, он сказал врачу: "Пожалуйста, спаси меня, мне необходимо еще 4 года. У меня столько планов, которые я должен воплотить в жизнь, но для этого мне нужно 4 года. Если ты спасешь меня, я дам тебе миллион долларов". Врач так вдохновился. У него есть возможность получить миллион долларов ни за что. Он пытался изо всех сил спасти его, но, к сожалению, они были в поезде, и у врача ничего не было под рукой. И хотя он так старался спасти бизнесмена и получить свой миллион долларов, он не смог этого сделать. Шрила Прабхупада объясняет, как он сам видел борьбу материалиста за жизнь.

--------------------------------------------------------------------------------

Но мы видим, что Махараджа Парикшит ведет себя иначе. Как только он узнал, что умрет через 7 дней, он немедленно оставил все. Хотя он не был стар, и впереди его ожидало хорошее, с материальной точки зрения, будущее. Махараджа Парикшит был великим царем всей планеты, и потому в его распоряжении находились все ее ресурсы. У него были прекрасные члены семьи: красивая жена - чистая преданная, дети - также чистые преданные Господа. Таким образом, и с материальной и с духовной точки зрения он находился в выгодном положении.
Тем не менее, когда он узнал, что умрет через 7 дней, он немедленно все оставил. Он не сокрушался и никто не устраивал прощальный вечер, не было последних объятий и искренних слов напутствия. Он просто ушел.
В "Шримад-Бхагаватам" приводится пример с Махараджей Бхаратой. Он точно так же покинул дом, совершенно неожиданно. Он был царем всего мира, имел семью и мог наслаждаться чем угодно. Но "Шримад-Бхагаватам" описывает, что когда он решил, что настал момент покинуть дом, то просто встал и ушел. Он оставил семью, дом, свое могущество, подобно тому, как человек покидает туалет, после того, как опорожнился. Никто не прощается со своими испражнениями: "До свидания! Приятно было познакомиться".

--------------------------------------------------------------------------------

Есть одна маленькая шутка. Самоса смотрела на испражнения и говорила: "Ну вы только посмотрите, какая грязь! Посмотрите на меня, я - самоса". Испражнения ответили: "Да ты не гордись-то особо. Несколько часов назад я тоже была самосой и твоей подругой".
Махараджа Бхарата оставил дом именно так. Он не подходил ни к кому и не говорил: "Спасибо за все! Приятно было познакомиться! Ты мне сильно помог, но сейчас я должен уйти, мне очень жаль ". Он просто встал и ушел. Его родственники заметили, что его нет. Вначале они подумали, что, возможно, он пошел прогуляться или пошел к кому-то в гости, но им ничего не сказал. Но после они поняли, что он оставил их.
В этом стихе мудрецы отмечают высокую квалификацию Махараджа Парикшита. Без всякой задней мысли, ради достижения высшей цели он все оставил. Они прославляли его: "Пример отречения, который ты продемонстрировал, соответствует членам твоей семьи. Ты из этой же династии, что и Господь Кришна. Все другие цари этой династии поступали точно также. Они были царями, и можно было ожидать, что они материалистичны. Но за всей этой внешней мишурой, могуществом находились сердца истинных святых. Поэтому, когда приходило время, все остальные цари этой династии поступали также". Это проявление великого отречения, которому мы можем поучиться у этих святых.

--------------------------------------------------------------------------------

Таким образом, эти великие святые были так отрешены и привязаны к Кришне, что покидали дом, не думая о том: "Как мои родственники? Все ли у них хорошо без меня?". Они просто забывали о прошлом и шли к лотосным стопам Господа Кришны. Женщины этой династии также святые. Когда подходило время, они с легкостью могли войти в погребальный костер своего мужа. Это не было для них ужасной аскезой: "Я должна войти в огонь и умереть". Чувство разлуки с мужем было сильнее, чем обжигающий огонь. Ожоги огня они воспринимали, как облегчение.
Итак, здесь в комментарии Шрила Прабхупада спрашивает: "Где же теперь такие цари?". Политические лидеры держаться за свои посты до самой смерти. Например, Ельцин - предыдущий президент был таким. Он не оставлял пост. Политические лидеры не оставляют пост, либо пока не умрут, либо пока их не положат в гроб. Или же их выгоняют с этого поста с помощью силы. Где же эти святые лидеры сегодня? И где же эти святые женщины, которые по собственной воли оставляли жизни, входя в погребальный костер мужа. Как матаджи смотрят на это? Можно снова ввести? Конечно, муж должен этого стоить. Если муж - обычный глупец, то он того не стоит.
Махараджа Парикшит является возвышенной личностью. Ему не составляет труда оставить все. И в действительности он был счастлив это сделать. Когда он вышел за пределы дворца, то вздохнул с облегчением: "Наконец-то я оставил эти проблемы".

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, Шрила Прабхупада здесь цитирует несколько стихов, произнесенных Прахладой Махараджем. Прахлада Махарадж - еще один святой царь. И в этих стихах он выражает свои чувства по поводу того, что положение царя со всеми его деньгами, могуществом не привлекает его. Он говорит: "Я имею плохой опыт. Единственное, что я хочу, найти прибежище Твоих лотосных стоп, вернуться к Тебе, оставив все это. Это действительно опасность в моей жизни. Возникает столько проблем: деньги, люди, которые хотят их и пытаются выгнать меня с этого поста". Многие люди думают, что здорово быть могущественным, богатым и успешным. Прахлада Махарадж: "Но, что касается меня, то это подобно водовороту, когда тебя постоянно бросает из стороны в сторону, вверх, вниз. Нет умиротворения и покоя". Он молит: "Пожалуйста, защити меня от материального образа жизни".
В 5-й песне "Шримад-Бхагаватам" есть важный стих, который произнес Прахлада Махарадж. Ом намо бхагавате нрисимхайа... Это знаменитая мула-мантра. Она означает: "Мой дорогой Господь Нрисимха, своими клыками и когтями уничтожь демонов моих желаний к кармической деятельности. Избавь меня от невежества, чтобы я был бесстрашен в борьбе за существование в этом мире".
Интересно, что в этой молитве Прахлада Махарадж не молит Господа, чтобы Он защитил его от врагов, от Хираньякашипу. "Защити мои богатства от тех, кто хочет их украсть, а если кто-то попытается, убей их". Нет, он говорит: "Своими клыками и когтями разорви на части мои материальные желания. Убей мое материальное сознание и изгони невежество".

--------------------------------------------------------------------------------

Когда мы касаемся примера с Прахладой Махараджей, то понимаем важность этой молитвы. Его демонический отец Хираньякашипу преследовал его. Хираньякашипу пытался убить его много раз, но найдем ли мы молитвы Прахлада Махараджа, где бы он молился: "Мой дорогой Господь, защити меня от моего отца". Вы встречали такие молитвы в 7-й песне "Шримад-Бхагаватам"?
"Мой отец хочет убить меня, а я не хочу умирать, поэтому, пожалуйста, спаси меня". Таких молитв вы там не найдете. Но вы можете найти такую молитву: "Пожалуйста, уничтожь мои материальные желания и изгони невежество". Это и есть настоящая опасность, а не так называемые материальные враги. Что эти враги могут сделать? В худшем случае, они могут убить тело. Но мы знаем первый урок Бхагавад-Гиты: "Мы не есть это тело, но вечные души". Поэтому, не важно находимся ли мы в этом теле или переходим в другое. Если вы обладаете Сознанием Кришны, то это даже хорошо, т.к. вы отправитесь в духовный мир.
В "Брахма-вайварта" Пуране приводится пример с Дхенукасурой. Это пример из прошлой кальпы. В этом случае он был убит не Баларамой, а Кришной. В соответствии с Пураной, Дхенукасура был преданным, но получил проклятие стать демоном. Так или иначе, ему удалось вымолить смягчение. Ему сказали: "Ты будешь демоном-ослом, но в конце жизни тебя убьет Кришна". Итак, он стал Дхенукасурой - страшным демоном-ослом. В конце концов, Кришна пришел, и состоялась большая битва. Но поскольку он в прошлой жизни был преданным, как только он увидел Кришну, когда они сражались, его дремлющее сознание Кришны пробудилось. В разгар битвы Дхенукасура перестал сражаться и предался Кришне, предложил свои поклоны и чудесные молитвы. А по их окончании сказал: "Убей меня, я хочу вернуться в духовный мир и избавиться от тела осла. Просто убей меня".
- Я не могу убить тебя, ты - преданный.
- Не беспокойся, просто убей меня, и я вернусь в духовный мир.
- Я не могу. Ты - преданный. Я не могу убить преданного.
Возникла проблема. Дхенукасура был расстроен. Тогда Кришна покрыл Дхенукасуру майей и Дхенукасура вновь стал демоном и тогда Кришна убил его.

--------------------------------------------------------------------------------

Суть в том, что для преданного оставить тело и вернуться в духовный мир здорово.
Как Бхактивинод Тхакур молился Харидасу Тхакуру: "Неверно считать, что Вайшнав умирает. Он продолжает жить в звуке. Вайшнав умирает, чтобы жить". Что же означает "умирает, чтобы жить"? Это означает, что у него есть материальное тело, присутствие которого он должен терпеть со всеми его проблемами. Но когда он оставляет это тело и возвращается в духовный мир, то получает духовное тело. И он может находиться рядом с Кришной. Нет больше материального тела, материальных людей, материального мира.
Поэтому Бхактивинод Тхакур говорит: "Вайшнав умирает, чтобы жить".
Продвинутый преданный не боится смерти материального тела. И если кто-то пытается убить его, он не беспокоится.
Как-то у Шрилы Прабхупады брали интервью. В то время шла Индо-Пакистанская война. В это время над ними начали пролетать пакистанские самолеты. Журналист сказал: "Эти пакистанцы ужасны. Из этих самолетов на нас могут посыпаться бомбы. Неужели это хорошо?". Шрила Прабхупада: "Если преданный увидит бомбу, которая летит ему на голову, он подумает: " Это летит Кришна в форме бомбы, и он пришел, чтобы забрать меня"". Таким образом, преданный не слишком озабочен защитой тела. Пока он находится в материальном теле, его сознание с Кришной. Когда тело умирает, он отправляется к Кришне в полном сознании Кришны. Поэтому большой разницы нет.

--------------------------------------------------------------------------------

Но чего боится преданный, чего боялся Прахлада Махарадж, стать одержимым материальными желаниями. "Если меня захватят материальные желания, я могу пасть в Майю, забыть о Кришне и вновь начать материальное существование. Тогда я вновь буду страдать миллионы жизней. Это гораздо хуже, нежели убийство тела". Поэтому Прахлада Махарадж молит: "Своими клыками и когтями разорви демона моих желаний и изгони невежество". Продвинутый преданный беспокоится об этом, а получить защиту материального тела не так важно.
Махараджа Парикшит показал такой тип сознания: "Кришна пришел в форме этого проклятия. Он пришел, чтобы забрать меня". Так исполненный блаженства он вышел, чтобы встретить свою смерть.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает смерть продвинутого преданного. Он говорит, что преданный, находящийся на уровне Кришна-премы, хотя находится в этом теле, его сознание всегда с Кришной. Он разговаривает с Кришной, танцует с Ним. У него есть непосредственные личные отношения с Ним, несмотря на то, что находится в материальном мире.

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, как говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур: "Чистый преданный настолько погружен в любовный взаимообмен с Кришной, что забывает о своем материальном теле". И хотя он вроде как находится в материальном мире, его сознание не присутствует здесь. И, в конце концов, неожиданно для себя, он обнаруживает, что его материального тела уже нет. Что случилось? Где мое тело? Тело умерло, но он настолько трансцендентен, что даже не заметил этого. Это не было так: когда смерть пришла, ценой огромных усилий, он как-то сумел помнить о Кришне в момент смерти и ушел в духовный мир. Нет. Он даже не заметил этого.
Так или иначе, это очень высокий уровень и я не думаю, что кто-то из нас находится на этом уровне. Но мы можем вдохновляться примером великих преданных. Как Махараджа Парикшит был так привязан к Кришне, что у него не осталось никаких других привязанностей. Он мог все оставить, и его абсолютно не волновало, что в какой-то момент прилетит змей, укусит его и его материальное тело умрет. Он просто попросил преданных, которые окружали его воспевать славу Кришны, заниматься Кришна-катхой. Таким образом, мы можем вдохновляться примером великих преданных и следовать по их стопам.
Харе Кришна!
Есть ли вопросы и комментарии?

--------------------------------------------------------------------------------

ВОПРОСЫ:

В комментарии к "Бхагавад-Гите" Шрила Прабхупада говорит:"Есть очень знающие ученые, сформулировавшие философию преданной любви к Господу. Однако бхакте, даже если он не пользуется их литературой или помощью своего духовного учителя, но искренне и преданно служит Господу, помогает Сам Кришна, пребывающий в сердце". Но мы знаем, что без милости духовного учителя невозможно достичь чистого преданного служения.

Здесь Шрила Прабхупада говорит об особых обстоятельствах. Речь идет о том, кто очень искренен, но у него нет возможности обратиться к вайшнавской литературе или духовному учителю. Возможно, в некоторых случаях, духовный учитель покинул этот мир скоро после принятия ученика. Или иногда ученик живет в очень отдаленном месте, и у него нет возможности получать общение духовного учителя. Даже в этом случае, если ученик очень искренен, Кришна будет являть ему наставления через сердце.
Это означает, что чайтья-гуру - в сердце и гуру-снаружи действуют вместе, чтобы освободить ученика. Другими словами, духовный учитель не зависит от того, присутствует ли он непосредственно перед учеником, чтобы давать ему наставления. Милость можно получить без личного общения. Это своего рода команда: гуру и Сверхдуша в сердце ученика. Если ученик не имеет возможности получать непосредственно наставления от духовного учителя, то чайтья-гуру в его сердце будет помогать ему. И мы видим, что искренние преданные, не имеющие возможности близкого общения с духовным учителем, прогрессируют. Т.е. то, о чем говорит Шрила Прабхупада, не означает, что у человека нет духовного учителя. Это означает, что у него просто нет возможности непосредственного общения с духовным учителем.

--------------------------------------------------------------------------------

Какова роль изучения книг Шрилы Прабхупады в жизни преданного?

Я думаю, мы все должны это знать. Шрила Прабхупада сказал повторять 16 кругов, следовать четырем регулирующим принципам. После этого идут еще несколько вещей, которые необходимо соблюдать и они находятся на одном уровне: посещать мангала-арати, посещать класс по Шримад-Бхагаватам, читать регулярно книги Шрилы Прабхупады. Другими словами, изучение книг Шрилы Прабхупады - один из самых важных аспектов нашей духовной практики. Оно стоит после воспевания Святого Имени и следования регулирующим принципам.

На лекции находятся преданные разных уровней, и духовный учитель дает наставления всем. До какой степени преданные могут принять и понять эти наставления?

Действительность относительна. Если что-то не понятно, то мы всегда можем переспросить, чтобы понять лучше. На классах по Шримад-Бхагаватам даются общие наставления. Как, например, книги и лекции Шрилы Прабхупады для всего мира. Конечно, он давал также более детальные наставления, которые содержатся в его беседах и письмах. Но обычно если что-то не ясно, можно переспросить, как применить данное наставление в собственной конкретной ситуации.


(...продолжение вопроса:) Иногда преданный слышит наставления, предназначенные для более высокого уровня. Он пытается им следовать, и это создает определенные проблемы.

Он должен спрашивать.

--------------------------------------------------------------------------------

Когда мы можем читать мула-мантру Нрисимхадеву? И если можно, то когда: каждый день или в определенных обстоятельствах?

Ее можно повторять в любое время. Это текст из Шримад-Бхагаватам, это не какой-то особенный секретный вид мантры, которую нужно повторять, если человек получает инициацию, как, например, гайатри-мантра. Его можно воспевать хоть весь день. Вы получите много шакти. Это очень могущественный текст.

Что значит "мула-мантра"?

"Мула" означает "корень", т.е. это основная мантра, с которой поклоняются Нрисимхадеву. Есть множество различных мантр. Некоторые из них более детальные, некоторые относятся к каким-то конкретным ситуациям, а другие более широкие по своему значению, которые может повторять каждый.

Вчера на лекции вы сказали, что чтобы больше распространять книг, нужно молиться Господу Чайтанье и получить Его милость. Иногда преданные молятся, но не получают милость. В каком сознании нужно молиться и что делать, чтобы получить милость Господа Чайтаньи?

Если вы искренне молитесь, то милость всегда будет. Иногда мы не можем увидеть, что те ответы, которые мы получаем, и есть милость Кришны. Мы можем молиться: "Пожалуйста, позволь мне распространить много книг, чтобы преданные восхищались и прославляли меня". Но Кришна может подумать: "Нет. Это не очень хорошо" и не даст распространить книги. И мы думаем: "Ну, что ты Кришна! Я ведь молюсь тебе". Но в действительности, Он уже дал свою милость, разрушив наше ложное эго.
Если вы искренни, то поймете, что чтобы с нами ни происходило это и есть милость Кришны. Если много книг распространяете, то так проявляется милость. Если нет, то это тоже Его милость: Он хочет научить меня.

--------------------------------------------------------------------------------

Какова главная квалификация в распространении книг Шрилы Прабхупады?

Очень важно смотреть на себя, как на почтальона. Это не я что-то делаю, а Кришна и Шрила Прабхупада, которые находятся в книгах. И мы можем молиться: "Пожалуйста, сделайте меня инструментом, чтобы Ваша милость распространилась так, как этого хотите Вы". Как Шрила Прабхупада говорил, когда приехал в Америку: "Я не знаю, зачем ты меня сюда привел, но явно у Тебя есть какая-то цель. Ты знаешь, мое предназначение, поэтому заставь меня танцевать так, как Ты этого хочешь".
Мы должны пытаться видеть себя, как инструменты в руках Господа и испытывать от этого энтузиазм. Тогда можно распространить много книг.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru