Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Шесть Госвами Вриндавана и их удивительные качества.


Мы почитаем сегодня из 13 главы, которая называется «Игры с Джагаданандой и Рагхунатхой Бхаттой». В частности, мы почитаем о Рагхунатхе Бхатте Госвами. Здесь есть очень хорошее описание качеств Рагхунатхи Бхатты, как преданного.


«Воспевая Святые Имена в обществе Рупы и Санатаны Госвами, Рагхунатху Бхатту переполняла экстатическая любовь к Кришне. По милости Шри Чайтаньи Махапрабху он проявлял все симптомы экстатической любви: слёзы, дрожь тела и срывающийся голос.
Его глаза были наполнены слезами, а в горле прерывался голос, так что даже он не мог произнести стихи из «Шримад-Бхагаватам».

Его голос был сладок подобно голосу кукушки. И каждый стих «Шримад-Бхагаватам» он пел на различные мотивы – 3 или 4 разных мотива. И поэтому, то, как он декламировал Ш.Б., было очень приятно слушать.
Когда он говорил сам или слушал, как это делают другие, о красоте или сладости Кришны, его переполняла экстатическая любовь, и это становилось очевидным для каждого.

Таким образом, Рагхунатха Бхатта полностью предался лотосным стопам Говинды, и эти лотосные стопы стали его жизнью и душой. В конце концов, Рагхунатха Бхатта дал своим ученикам указание, чтобы они построили храм для Говинды. И он сам лично, своими руками изготовил украшения для Говинды, а именно украшения, включающие в себя флейту и серёжки, по форме напоминающие акул.

Рагхутанха Бхатта никогда не хотел ничего ни слушать, ни говорить о том, что бы касалось материального мира. Он просто обсуждал предметы о Кришне и поклонялся Господу день и ночь. Он никогда не слушал то, как кто-то оскорбляет вайшнавов. И так же он не слушал разговоров, в которых говорилось о недостатках и плохом поведении вайшнавов.
Всё, что он знал – это только то, что все заняты служением Кришне. Ничего другого он просто не понимал».

И здесь мы прочитаем комментарий Шрилы Прабхупады:

«Рагхунатха Бхатта никогда не делал ничего плохого вайшнавам. Другими словами, он никогда не был невнимателен в своём служении Господу, а также он никогда не нарушал никаких правил или регуляций чистого вайшнава. Обязанностью вайшнава-ачарьи является то, что он должен предостерегать своих учеников и последователей от того, чтобы они нарушали принципы поведения вайшнава. Он должен всегда советовать им, строго следовать регулирующим принципам, которые защитят их от падения.
Хотя проповедник-вайшнав иногда может критиковать других, Рагхунатха Бхатта избегал делать это. И даже если кто-то, какой-то другой вайшнав, и в действительности имел какие-то недостатки, Рагхунатха Бхатта никогда не критиковал его. Он видел только то, что каждый занимался служением Кришне. Таково положение маха-бхагаваты.
В действительности, даже если человек служит майе, с высшей точки зрения, он также служит Кришне, поскольку майя является служанкой Кришны, каждый, кто служит майе, служит и Кришне, но косвенным образом.
Поэтому говорится: « некоторые принимают Его, в то время как другие не делают этого. И всё равно, в любом случае, каждый является Его слугой. Тот, кто не принимает Его, так или иначе будет разрушен своей собственной греховной деятельностью».

--------------------------------------------------------------------------------

Каждый из Шести Госвами Вриндавана обладал необычайными качествами, присущими ему.
Что касается Рагхунатхи Бхатты Госвами, у него было очень много удивительных качеств. Например, он был очень умел, чтобы цитировать «Шримад-Бхагаватам». Где бы он ни цитировал «Шримад-Бхагаватам», тот, кто слышал это, испытывал небесное ощущение. Также он был очень умелым поваром. Во Вриндавана-лиле, он является одной из помощниц Шримати Радхарани по кухне.
Однажды во Вриндаван пришёл Дурваса Муни. Он бродил по Вриндавану и, в конце концов, он очень проголодался и захотел пить. И так случилось, что он увидел Шримати Радхарани и её подружек. Он подошёл и сказал им: «я хочу получить что-нибудь поесть. Прямо сейчас». И гопи сказали: «Нет проблем. Дай нам всего полчасика, мы сбегаем домой, и принесём тебе всякого вкусного, что ты хочешь». Но Дурваса Муни сказал: « Нет, хочу прямо сейчас!». И гопи немного пришли в недоумение.
Но потом Шримати Радхарани и её подружкам, которые помогали ей по кухне, пришла очень хорошая идея. Они набрали грязи, почвы с земли, подмешали немного воды с Ямуны, и сделали такие маленькие печенья. Ничего не варили, не жарили, просто слепили и всё. И одна из маленьких подружек Шримати Радхарани, которая с ней готовила, подошла к Дурваса Муни и сказала: «Ну на, кушай!» Он сказал: «Как я могу это есть?! Это же просто грязь!!!».
Но девочки сказали: « Нет, что ты! Если что-то приготовила Шримати Радхарани, это обладает удивительным вкусом!». Так или иначе, Дурваса был так голоден! И он решил: « Одну, ладно, попробую». И все гопи говорили: «Давай, давай, пробуй, не бойся ничего!».
И он взял одну... слегка надкусил, и вдруг почувствовал, что вкус просто неописуемый. И тогда побольше откусил, а потом всё оставшееся засунул себе в рот. Потом спросил: «А можно ещё одну?». И всё съел.
И вот Рагхунатха Бхатта был как раз одной из тех подружек Шримати Радхарани, которые помогают ей обычно готовить. И он мог взять что угодно, приготовить, и это бы обладало вкусом нектара. Даже из такой простой картошки он мог приготовить бы такое, что вы бы не поверили, что такое вообще возможно! И он мог приготовить капусту так, что кажется, что она прямо с Голоки Вриндавана! А морковку, как нектар мог сделать. Просто морковка, чуть-чуть соли, и неописуемый вкус. И в частности, здесь описываются ещё такие его качества как смирение и нежелание никого критиковать.

--------------------------------------------------------------------------------

В своей книге «Нектар наставлений» Рупа Госвами описывает преданных, достигших наивысшего совершенства. На самом деле он описывает там преданных принадлежащих к 3-м разным уровням. А также как мы должны общаться с каждым из этих преданных. Он говорит, что мы всегда должны помогать тем, кто младше, чем мы. Стараться дружить с тем кто, так или иначе, равен нам. Но тем, кто намного превосходят нас в духовном развитии, мы должны смиренно служить и вопрошать их. Особенно тем, кто наиболее продвинуты.

И каковы же их характеристики? Они полностью освободились от желания критиковать других. Здесь описывается, что даже если какой-то вайшнав делает что-то плохо, неправильно, Рагхунатха Бхатта никогда не критиковал его. И даже не оставался в том месте, где бы начинали критиковать такого преданного. Он просто уходил из этого места. Даже если какой-то вайшнав обладал каким-нибудь большим недостатком, Рагхунатха Бхатта принимал это как нечто поверхностное и незначительное. Он не принимал это серьёзно.
И он никогда ничего не слушал, кроме Кришна-катхи. Я вот знал одного преданного в Америке, он был очень похож на него. У него на письменном столе была табличка с его именем, а на другой стороне было написано: «Расскажите мне что-нибудь о Кришне». И как только кто-нибудь приходил к нему в офис и начинал ему жаловаться, и начинал говорить: «А ты слышал, что вот тот-то сделал?», «А знаешь, что она сказала?» - он немедленно эту табличку, на которой было написано его имя, переворачивал той стороной, на которой была просьба рассказать о Кришне, и ставил прямо перед глазами: «Расскажите мне что-нибудь о Кришне».

Поэтому такие возвышенные преданные как Рагхунатха Бхатта Госвами, у них присутствует очень сильный вкус к повествованиям на трансцендентные темы. Какие бы то ни было разговоры в стиле критики или какие-то материалистические разговоры, они просто не могли терпеть их. Как, например Ямуначарья говорит: «Как только я подумаю о том, что я раньше делал, в частности, мои отношения с представителями противоположного пола, мои губы кривятся в отвращении, и я просто сплёвываю». Но чтобы у человека было такое отношение нужно, чтобы он развил более высокий вкус. Этот вкус приходит от должного следования садхана-бхакти. Итак, каждый из шести Госвами имел такие особенные, удивительные качества.

--------------------------------------------------------------------------------

Например, Санатана Госвами, он был самым старшим из всех. И он был очень мудрым. Однажды, Джива Госвами служил Рупе Госвами неподалеку от Нанда-гата. И пришёл возгордившийся учёный для того, чтобы встретиться с Рупой Госвами. Он подошёл и взял один из манускриптов, которые в это время писал Рупа Госвами. Он прочитал оттуда немного, а потом вдруг начал критиковать то, что там было написано: « Тебе не нужно было здесь вот так выражаться, ты должен был написать здесь вот так. А вот в этом месте нужно вместо этого слова поставить вот это». И Рупа Госвами просто смиренно всё это выслушал...
И вот этот человек сказал: «Знаешь, я, наверное, помогу тебе. Я возьму и отредактирую для тебя твои книги. И всё там исправлю». И Рупа Госвами очень смиренно сказал: «О, спасибо Вам!» И потом этот человек вместе с Дживой Госвами пошли к Ямуне омыться. И Джива Госвами начал по дороге расспрашивать: « Так что ты там говорил о недостатках-то, в писаниях?»
И этот человек стал одно за другим описывать те места, которые, по его мнению, были неправильно изложены. И каждый из таких моментов, по которым этот учёный был не согласен, Джива Госвами разбивал в пух и прах! И показал ему тем самым, что то, как написал Рупа Госвами – это именно то, как это нужно было сделать. Затем они вернулись с реки обратно, и человек обращаясь к Рупе Госвами, сказал: « Наверное, я пойду отсюда... Твой помощник тяжёлый человек». И ушёл.
И тогда Рупа Госвами подозвав Дживу, начал его ругать: «Этот хороший человек, он хотел помочь мне! Но ты с ним так обошёлся, что он ушёл! Уходи отсюда! И не возвращайся, покуда не научишься себя вести!» Джива вышел оттуда, и чувствовал, что у него тяжело на сердце. Он даже хотел оставить свою жизнь, до того ему было тяжело. Он пошел на берег Ямуны, и на склоне этого берега отыскал нору, в которой жил крокодил. И стал жить в этой пещере. Едва ли он хоть что-то ел в то время. И всё дело шло к тому, что он вот-вот оставит своё тело!

--------------------------------------------------------------------------------

А основным занятием Санатаны Госвами в то время было совершать Враджа-мандала парикраму. Так случилось, что когда он совершал одну из таких парикрам он проходил как раз в том месте, где сидел в норе Джива Госвами. И там он встретил каких-то деревенских жителей. И эти люди сказали Санатане: «Ты знаешь, там какой-то молодой садху живет, в норе, у Ямуны. Он так опечален. И мы не понимаем, что же с ним происходит такое! Не мог бы ты помочь ему?»
Санатана пошёл туда и обнаружил, что это был никто иной, как Джива Госвами! И Джива объяснил, что произошло между ним и Рупой, всю эту историю. И Санатана подумал: «Ну, как-то мне нужно их помирить». И так, он пошёл к Рупе Госвами. Но он не стал ему говорить, что, мол, вот там Джива и он в норе сидит, умрет скоро, сделай что-нибудь, по этому поводу. Он не стал так говорить. Он начал говорить очень хорошим способом.

Он сказал Рупе: «А помнишь, как мы общались с Господом Чайтаньей?» И Рупа сказал: «О? да это было так прекрасно!»
А помнишь, какие Он давал нам наставления?» И Рупа отвечал: «Да, да, я помню! Прекрасные наставления, я о них только и думаю целыми днями!» А Санатана говорит: «А помнишь, Он нам говорил о Нама-киртане? Воспевание Святого Имени!» И тогда Санатана спросил: «А помнишь, Он нам говорил о Бхагават-шраване, чтение «Шримад-Бхагаватам»?» И Рупа сказал: «О да, это так прекрасно слушать и повторять Шримад-Бхагаватам!»
И тут Санатана говорит Рупе: «А помнишь, Он нам говорил о джива-дойе? Чтобы быть милостивыми к живым существам!» И Санатана сказал: «А вот я знаю одну дживу, и она так нуждается в твоей милости! И Рупа понял, о чём шла речь. Таким образом, Джива и Рупа были воссоединены вновь.

--------------------------------------------------------------------------------

А Санатана, он просто ходил повсюду во Враджа-мандале. И все бриджабаси его знали, все его любили и поклонялись ему. На самом деле он был как гуру для всех бриджабаси. Вот, например, он входил в какую-нибудь деревню во второй половине дня, и все просто бросали свои дела и выходили, чтобы встретиться с Санатаной. И он знал каждого бриджабаси по имени. Он знал, кто, чем занимается. Как у каждого из них дела в семье, и кто какой работой занят. Он приходил туда во второй половине дня, садился, а все бриджабаси выстраивались в очередь, и один за другим подходили к нему, чтобы поговорить с ним. И он спрашивал: «Как твоя семья? Твой ребёнок был болен, да? А как сейчас у него дела?»
Потом подходил следующий. «Ну, как там у тебя на грядках дела?» И он спрашивал каждого, как у кого дела. Давал советы или наставлял как-то по-разному. Всё это продолжалось целую ночь. А на следующее утро он вставал и уходил в другую деревню. И там повторялось то же самое. Он приходил туда к вечеру, и все выходили и обступали его со всех сторон.

Рупа Госвами был знатоком того, как нужно практиковать сознание Кришны. Он написал «Бхакти-расамрита-синдху». Прабхупада говорил, что, если вы прочтёте эту книгу, «Нектар преданности», очень внимательно, то этого будет достаточно для вас, чтобы отправиться обратно домой к Богу. Это полное, научное описание, начинающееся с первого шага и заканчивающееся полным совершенством.

--------------------------------------------------------------------------------

Рагхунатх дас, он был таким: очень аскетичным, и полностью погружённым. Он читал 64 круга каждый день, давал лекцию о Господе Чайтанье около трех часов в день. Каждый день он предлагал свои поклоны одной тысячи Божеств. Каждый день он предлагал поклоны двум тысячам преданных. На всё это у него уходило где-то 22,5 часа в сутки. Полчаса он спал. Ещё полчаса у него уходило на чистку зубов, стирку одежды и прочее. Полчаса он тратил на то, чтобы что-то поесть и попить. Вот это всё и было его ежедневной программой. Кто бы хотел иметь такое же расписание для себя?!

Но иногда он забывал. Он забывал не о том, чтобы повторить круги. Но он мог забыть поспать, поесть или омыться. И это случалось довольно часто. Допустим, проходит три или четыре дня, и кому-нибудь из его спутников приходилось ему напоминать: «О, дорогой мой Рагхунатх дас, ты уже как четыре дня ничего не ел!» И тогда он вспоминал и мог съесть чего-нибудь немного, отдохнуть. И как результат этого, он был очень слаб. Если дул очень сильный ветер он мог свалить его на землю. И он не мог уже встать. Он просто лежал, до тех пор, пока какие-нибудь преданные не подойдут и не поднимут его.

После того, как он кланялся так много раз, особенно уже в пожилом возрасте, случилось, что однажды он не смог просто встать после поклона. Иной раз он посещал какие-нибудь тихие храмы, где не было совсем людей, и предлагал дандават Божеству, после чего не мог встать. И он просто лежал там. Другой раз ему приходилось так лежать по два - три часа, до того пока кто-то из преданных, случайно, не заходил посетить этот храм. И тогда они подходили с почтением и помогали ему встать. Смотрели, всё ли с ним в порядке, а он благодарил их, говоря: «Спасибо, вы так добры ко мне!»
Время от времени преданные говорили ему: «Вы же такой великий преданный! И сейчас, когда Вы уже стали пожилым человеком, Вам нет нужды чтобы приносить такие дандаваты. Достаточно просто подойти к Божествам и выразить Им своё почтение». На это Рагхунатх дас отвечал: « Ну да, хорошо. Я так и сделаю». А на следующий день те же преданные, в то же время, приходили в тот же самый храм, и видели, как Рагхунатх дас распростершись, лежит перед Божествами.

--------------------------------------------------------------------------------

А Джива Госвами был великим учёным. Говорится, что Джива Госвами имел весь «Шримад-Бхагаватам» у себя на руках. Но это совсем не означает, что он повсюду ходил с копией книги, которую всегда носил с собой. Просто это выражение означает, что он всё знал.
Можно было подойти к нему и спросить: « А как насчёт...8 Песнь,40 глава, и такой-то стих!» И он тут же начинал его вам произносить. И вообще, он мог приводить любые цитаты из любого Писания. Он написал четыреста тысяч стихов. Вот, например, «Шримад-Бхагаватам» включает в себя восемнадцать тысяч стихов. Получается, что он написал по объёму двадцать «Шримад-Бхагаватам»! И он постоянно цитировал, цитировал и цитировал всевозможные стихи из различных писаний, из четырёх Вед, а затем из восемнадцати Пуран, и ещё из разных ста восьми Упанишад...
Если вы почитаете работы Дживы Госвами, то вы сможете увидеть, какое неописуемое разнообразие цитат он там приводит из многообразных писаний. Но при всём при этом он жил всего лишь на всего под деревом. И к тому же не просто под деревом, но ещё и каждую следующую ночь под новым деревом! И что же он носил кучу книг с собой? Или может быть, у него был под рукой компьютер со всеми ведическими писаниями? Нет. (небольшой обрыв в записи)

--------------------------------------------------------------------------------

Гопал Бхатта Госвами был очень большим специалистом по поклонению Божествам, а так же общим правилам и предписаниям преданного служения. Он описал как нужно правильно и строго соблюдать дни Экадаши.
Итак, когда вы начинаете вашу Экадаши-врату, за ночь до этого вы начинаете поститься. И всю ночь вы не спите, повторяя «Харе Кришна». Затем в течение самого дня Экадаши вы не должны, ни есть, ни спать, а только повторять «Харе Кришна». И потом ночью, которая следует за Экадашем тоже никакого сна, а только воспевание «Харе Кришна». И что же вы делаете на следующее утро? Может, падаете без сил, а?! Нет, не падаете. Ну, тогда у вас, наверное, большой пир? Нет, и это неверно.
Вы просто продолжаете в том же духе. Можете выпить немного фруктового сока и затем занимаетесь своим обычным служением. Но в обеденное время можно немножко покушать. А когда придет ночь, вот тогда вы сможете уже и поспать. Но я бы не рекомендовал вам следовать этому, конечно же. То, что мы описали это называется Шуддха-Экадаши или другими словами «чистый Экадаши».

И Гопал Бхатта написал такие заметки, которые легли в основу «Хари-бхакти-виласы», а это ничто иное как Гаудиа-вайшнавская книга правил, и в ней собраны вместе сотни и тысячи всевозможных правил. И к счастью нам нет нужды следовать им всем... Наши ачарьи упростили вещи и взяли оттуда только самые существенные правила.
Прабхупада говорил, что если бы мы взялись следовать всем этим предписаниям: например, такое правило, как просыпаться по утрам. Как вы должны встать, что делать со своей постелью. Как принимать омовение, как чистить зубы, в какую сторону света при этом должно быть повёрнуто ваше лицо, когда вы их чистите, и какие при этом мантры нужно произносить. Затем что нужно делать, после того как вы закончите чистить зубы. И это всего лишь маленькая капелька из того, что вам пришлось бы делать!
Поэтому Прабхупада говорил, что если бы мы просто попытались следовать всем этим правилам, то к тому времени, когда бы мы закончили наше утреннее омовение, то уже наступил бы вечер, и нам пришлось бы снова ложиться спать.

Таким образом, все Шесть Госвами, и каждый из них, внесли свой неописуемый вклад.

Шрила Прабхупада ки-джай!

Шрила Бхакти Чайтанья Свами ки-джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru