Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Шримад-Бхагаватам 2.9.36
С.Петербург 19.07.1999 г.

ЧАТУР-ШЛОКА ШРИМАД-БХАГАВАТАМ
Любой человек в любой ситуации может сознавать Кришну.

(Часть 1)

Ш.Б.2.9.36.Перевод стиха:
«Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, должен, во что бы то ни стало продолжать свой поиск, вплоть до достижения своей цели – всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами».
(комментарий Шрилы Прабхупады см. в Ш.Б.)


Итак, эти комментарии к четырём стихам «Шримад-Бхагаватам» (2.9.33. ~34. ~35. ~36.) являются самыми длинными комментариями, которые когда-либо писал Шрила Прабхупада. Это указывает на то, что эти стихи являются очень важными. Это четыре стиха-семени, которые составляют семя «Шримад-Бхагаватам».
Изначально Господь Кришна рассказал эти четыре стиха Господу Брахме в начале творения, и так началась наша сампрадая. Именно в этот момент Господь Кришна сделал так, что Господь Брахма стал следующей личностью в цепи ученической преемственности. После этого Господь Брахма дал наставления своему сыну, Нараде. Он не дал ему всего того знания, которое мы можем найти сейчас в «Шримад-Бхагаватам», но он дал ему сущность, саму суть. И после этого Шрила Нарада Муни рассказал «Шримад-Бхагаватам» Шриле Вьясадеве. Следуя наставлениям Нарада Муни, Шрила Вьясадева начал медитировать на то знание, которое дал ему Нарада Муни. И в его состоянии медитации, ему явилось нечто ещё большее, и позже Шрила Вьясадева пересказал «Шримад-Бхагаватам» Шукадеве Госвами. Таким образом, это знание «Шримад-Бхагаватам» переходило из рук в руки в нашей парампаре. В начале «Шримад-Бхагаватам» был дан в виде этих четырёх стихов-семян. И постепенно, оно разрасталось всё больше и больше, до того момента, когда его начал рассказывать Шукадева Госвами. И вот в этой форме «Шримад-Бхагаватам» и дошёл до наших дней.

--------------------------------------------------------------------------------

Когда Шукадева Госвами родился, в первую очередь он не желал рождаться. Он находился в лоне своей матери до тех пор, пока ему ни исполнилось шестнадцать лет. В это время его мать чувствовала себя...немного неудобно. Она обратилась к Шриле Вьясадеве со словами: «Пожалуйста, обратись к нашему сыну, попроси его, чтобы он вышел!»
И Вьясадева попытался тогда проповедовать Шукадеве Госвами. Он сказал ему: «Тебе не стоит беспокоиться, выходи, пожалуйста. Ты самоосознавшая себя душа. Ты познал Брахман! Поэтому, если ты выйдешь на свет, то не упадёшь!» А перед этим Шукадева Госвами сказал: «Я не хочу выходить из лона матери, потому что там снаружи столько майи!» Но Шрила Вьясадева объяснял ему: «Вне лона матери ты, или внутри, но майя, она везде! Поэтому выходи, нет никакой разницы!» На это Шукадева Госвами сказал: «И всё же я предпочитаю эту майю, в лоне матери, потому как мне с ней проще справиться».
Шрила Вьясадева пытался по-разному увещевать Шукадеву Госвами. Он продолжал просить его: «Пожалуйста, выйди! Я обещаю тебе, что ты будешь в полном порядке! Я даю тебе слово, что ты не упадёшь в майю!» Тогда Шукадева Госвами говорит: «Я не верю тебе! Ты семейный человек, жена давит на тебя и поэтому ты всё это и говоришь мне! У тебя материалистическое мышление. И я не выйду». Но они продолжали обсуждать эту ситуацию, и, в конце концов, Шрила Вьясадева сказал: «Ты согласишься выйти если Сам Кришна придёт сюда из Двараки и пообещает тебе что ты не упадёшь в майю?!» И Шукадева Госвами ответил: «Ну хорошо, если Кришна пообещает, тогда я выйду»
И когда Кришна пришёл прямо из Двараки, Он дал гарантию Шукадеве Госвами сказав: «Ты можешь выйти из лона своей матери, и тебе не стоит беспокоиться, ты не упадёшь в майю». После чего Кришна вернулся обратно в Двараку. А Шрила Шукадева Госвами вышел из лона своей матери, но как только он появился он тут же побежал. Он думал: «Я не хочу соваться в эти домашние дела...» И естественно, что Шрила Вьясадева пришёл в большое беспокойство.
Шрила Вьясадева думал так: «У меня нет даже никаких возможностей, чтобы дать образование своему сыну». Он хотел дать ему шанс услышать «Шримад-Бхагаватам». И вот он посылает несколько своих учеников на поиски Шукадевы. При этом он дал им кое-какие стихи из «Шримад-Бхагаватам», и пояснил сказав: «Вы должны просто ходить по стране и громко повторять эти стихи». Те ученики, которых он отправлял на поиски, они никогда не видели Шукадеву Госвами. И ещё он сказал им: «Вы начинаете повторять эти стихи, и через какое-то время вы увидите, как один юноша начнёт следовать за вами. Когда это произойдет, возвращайтесь в ашрам, но не забываете при этом постоянно повторять эти стихи».
Они так и сделали. Они бродили по Индии, воспевая эти, пять или шесть стихов из «Шримад-Бхагаватам». Это были очень особенные стихи. Мы не знаем их все в точности, но по-крайней мере, один из них мы знаем точно, это «Шримад-Бхагаватам» 3.2.23. Там Уддхава скорбит о том, что Кришна покинул эту планету: «Увы, теперь Кришна покинул эту планету. У кого же мне теперь принять прибежище? Только Кришна был так милостив, что даровал положение няни демонице Путане! Как же я найду столь милостивую личность, как Кришна?»

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, ученики путешествовали по всей Индии и повторяли эти стихи, особенные стихи. И вскоре они повстречали Шукадеву Госвами. Просто они заметили, что какой-то юноша начал следовать за ними. Он был совершенно наг и выглядел как авадхута. Но зато он привлёкся этими стихами из «Шримад-Бхагаватам». Они продолжали воспевать эти шлоки, и в тоже время они стали возвращаться к ашраму Вьясадевы. Таким образом, Шукадева Госвами вернулся к Шриле Вьясадеве. И после этого, Шрила Вьясадева обрёл возможность обучить Шукадеву Госвами и рассказать ему «Шримад-Бхагаватам». Вскоре после этого Шукадева Госвами представил «Бхагаватам» в этой форме.
Однако до этого, когда в прошлом Кришна дал «Шримад-Бхагаватам» Брахме, Он произнёс только эти четыре стиха. Это чатур-шлока «Бхагаватам» или другими словами «Шримад-Бхагаватам» в четырех стихах. Первый из этих четырёх стихов объясняет, как не существует ничего кроме Кришны: «Всё существует и поддерживается Мной. И когда всё разрушится, останусь только Я». Стало быть, мы можем понять, что Господь Кришна – сущность всего.

В следующем стихе Он объясняет, что когда мы считаем что-то существующим независимо от Кришны, то это называется майей. И это главное определение того, что называется майей: «Всё, что кажется независимым от Кришны». Он говорит: «Подобно тому, как солнечный свет отражается в комнате", например, в центре здания может быть какая-то тёмная комната, если у вас есть зеркало, то вы можете сделать так, чтобы отражение солнечного света попало в эту тёмную комнату. И тогда если вы начинаете думать, что эта тёмная комната освещается при помощи своей собственной энергии, то это майя, это иллюзия. «О Брахма все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной, нереально. Знай же что это Моя иллюзорная энергия отблеск света во тьме».

В третьем стихе этой чатур-шлоки Кришна говорит: «О Брахма, как первоэлементы вселенной входят в космос, и в то же время не входят в него, так и Я пребываю во всём сотворенном, и в то же время существую отдельно от всего». Здесь Кришна объясняет философию ачинтья-бхеда-абхеда, взаимоотношения между Ним и всем остальным. Он говорит: «Также как элементы являются исходным материалом для всего, что существует», то из этого заключения мы можем понять, что элементы существуют в непроявленном состоянии, то есть какая-нибудь совокупность каждого из элементов, и называется это Маха-таттвой. Маха-таттва означает, что там находится вся земля, весь огонь, весь воздух...
Маха-таттва существует как резервуар каждого элемента в отдельности. И когда создаются отдельные вселенные, то из этих резервуаров определённое количество каждого из этих элементов попадает в каждую из вселенных. И поэтому можно сказать, что эти элементы вошли в космос, но в то же время они не вошли в него, потому что туда вошло только очень незначительное количество этих элементов. Таким же образом Кришна живёт очень-очень далеко от этого мира на Голоке Вриндавана, но Он распространяет себя в каждую вселенную. Он распространят Себя как Маха-Вишну, Гарбадокашайи-Вишну и Кширодакашайи-Вишну. И эти экспансии являются маленькими, частичными экспансиями Кришны.

--------------------------------------------------------------------------------

Господь Брахма в «Брахма-Самхите» утверждает, что Маха-Вишну является частью части части Кришны. Следовательно, эти меньшие частички Кришны, и они неотличны от Кришны. Поэтому мы можем принять как утверждение, что это Кришна входит во вселенную. Он также входит и в наши сердца. Он вошёл в каждый атом! Но в то же время в Своей изначальной форме Он прибывает на Голоке. Вот это и называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттвой. Это то, что всё одновременно и непостижимо едино с Господом и отлично от Господа. Если вы, например, поворачиваете кран в ванной, то резервуар воды начинает выходить из этого крана. Однажды какие-то наши преданные пришли к городской водной станции, чтобы предложить всю воду, которая там была, Кришне, для того чтоб после этого все в городе пили прасад, и омывались в прасаде. Ну, конечно же, нам не следует тратить прасад в пустую! Иногда они даже ходили в супермаркет и предлагали весь супермаркет. Но мы не думаем что это очень уж хорошая идея. Ну, в любом случае этот принцип ачинтья-бхеда-абхеда-таттвы Кришна поведал Брахме ещё в самом начале творения.
И теперь в четвертом стихе, который мы обсуждаем сегодня, Господь Кришна говорит Господу Брахме: «Это знание настолько важно! Ты должен посвятить всю свою жизнь, чтобы понять и осознать это знание. Тебе не стоит заниматься ничем остальным дальше! Нет ничего, что было бы достойно твоего внимания. Этим надо заниматься 24 часа в сутки. И ты должен заниматься этим, где бы ты ни был. И всё что не находится в твоём распоряжении, ты должен использовать для того чтобы осознать это. Прямо или косвенно любыми средствами. Ты должен погрузиться в это осознание Абсолютной Истины!»

И что это такое – «Абсолютная Истина»? И Кришна говорит: «Ахам» - «это Я». Кришна сказал: «В начале не было ничего кроме Меня». Поэтому всё связано с Кришной. В «Бхагават-гите» Кришна тоже указывает на этот момент: «После многих рождений смертей, борьбы, человек может, в конце концов, придти к пониманию Меня. Он может понять, что Васудева или Кришна является сущностью всего. Но, конечно же, такой человек, такая великая душа, очень редка в этом материальном мире».
И здесь в той части комментария, который мы читали, Шрила Прабхупада говорит, как сознание Кришны может быть осознано любым и в любых обстоятельствах. Прабхупада подмечает такой момент, что когда у вас все идёт хорошо, то это очень легко повторять Харе Кришна, танцевать в киртане и петь «Хари Хари бол!» Когда всё ладно – это легко и здорово! Но когда майя немножечко надавит, то мы начинаем думать: «О…, я не знаю смогу ли я вообще это сделать?» Но на самом деле в той части комментария, который мы читаем, Шрила Прабхупада объясняет, приводя многочисленные примеры, как любой человек, в любых обстоятельствах может быть сознающим Кришну. И не только он может быть сознающим Кришну, но он может сознавать Кришну полностью. Он может оставаться сознающим Кришну в любой ситуации, если он уже сознаёт Кришну. А если он не сознаёт Кришну, то в любом случаи он может стать сознающим Кришну. Другими словами, нет никаких оправданий для того, кто не является сознающим Кришну.

--------------------------------------------------------------------------------

Иногда люди, так или иначе, отходят в сторону от сознания Кришны. И встретив их, мы можем поинтересоваться: «Что же с вами случилось?» И кто-то может сказать: «Ну, вы знаете, я устроился на новую работу и теперь у меня совсем не остаётся времени, чтобы даже Святые Имена повторять, как следует». Или: «Я переехал на другую квартиру, а она очень далеко от храма...» Они могут говорить всё что угодно, называя разные причины. Возможно, что они таким образом и думают, что вот, мол, у меня это-то произошло, и теперь я не имею возможности быть сознающим Кришну. Если же вы считаете подобным образом, то мы можем понять, что для вас действительно оставаться в сознании Кришны невозможно.

Как же мы можем ожидать, что человек будет сознавать Кришну в такой ситуации? Но, однако, здесь Шрила Прабхупада даёт некоторые примеры тех личностей, которые прибывали в чрезвычайно трудных ситуациях. Например, некоторые сознавали Кришну в лоне своей матери! Как, например Махарадж Парикшит. Он находился в лоне своей матери, а Ашваттхама попытался убить его. И вы можете себе представить, что для крошечного ребёнка, который находился в таком положении, это была очень драматическая ситуация. И затем, когда вдруг Кришна проявился в лоне матери и уничтожил эту брахмастру, которую послал Ашваттхама. Махарадж Парикшит был настолько поражен столь внезапным появлением такой прославленной личности, что после этого случая он постоянно искал: «Где же эта личность?» Именно поэтому его и стали называть Парикшитом, «Парикшит» означает «тот, кто постоянно что-то ищет».
Другой пример, который даёт Шрила Прабхупада – это Прахлада Махараджа. Нарада Муни спас его мать. Его мать была женой Хираньякашипу. И в то время пока Хираньякашипу был занят выполнением своих ужасных аскез, тапасьи, полубоги, возглавляемые Господом Индрой, вторглись в столицу Хираньякашипу, и Индра уже был готов, чтобы убить мать Прахлады Махараджа. Это не очень-то хорошо. И тогда Нарада Муни появился в этом месте и сказал: «Нет! В лоне этой женщины находится величайший преданный». Он забрал её в свой ашрам и проповедовал ей, объясняя каждый день сознание Кришны. И Прахлада, находясь в её лоне, мог слышать всё это. Итак, его сознание Кришны смогло сильно развиться и окрепнуть. Он говорит об этом в седьмой Песне «Шримад-Бхагаватам», когда предлагает свои поклоны духовному учителю, который, как он говорит, дал ему всё в сознании Кришны.
Прахлада Махарадж говорит: «Как же я могу оставить своё служение ему?» И, конечно же, с того момента как он родился, он никогда не встречал Нараду Муни. Он общался с Нарадой Муни только в то время, пока был в лоне. Следовательно, если Прахлада Махарадж мог оставаться сознающим Кришну, находясь в лоне своей матери, то тогда любой может сознавать Кришну!

--------------------------------------------------------------------------------

На самом деле, Шрила Джива Госвами рассказывает интересную историю из «Нрисимха Пураны» о том, какова была предыдущая жизнь Прахлады Махараджа. Он говорит, что в своей прошлой жизни Прахлад был пьяницей. И однажды он крепко выпил, а у него была такая же подружка низкого сословия, и она тоже напилась. И они стали драться друг с другом. Они всё дрались и дрались пока люди, которые жили с ними по соседству, просто не прогнали их. Тогда они отправились в другую часть города и, найдя старое заброшенное здание, залезли туда и продолжили свою драку. Так они дрались и кричали друг на друга всю ночь. Так прошла вся ночь, которую они не пили, не ели и не спали, потому что всё это время только ругались и дрались.
Так или иначе, но то здание, в которое они случайно забрались, было храмом Господа Нрисимхадева, а та ночь, когда это всё произошло, была ночь на Нрисимха Чатурдаши, День явления Господа Нрисимхи. И Шрила Джива Госвами объясняет, что в своей следующей жизни этот человек стал великим преданным, Прахладой. И если принять во внимание все те возможности, которые есть у нас, если мы не сможем стать сознающими Кришну теперь, имея такие возможности, то, как же мы вообще сможем стать сознающими Кришну? Таким образом, это будет только наша вина, если мы не станем сознающими Кришну.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru