Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

«Шримад-Бхагаватам» 4.8.10.
С.-Петербург 19.06.04 г.


Зависть, гордость и материальные желания.

Часть 2

Есть одна история, связанная с Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Он путешествовал по Индии и давал вечерние лекции. И вот однажды вечером пришёл на программу один очень неприятный тип. И он не стал задавать вопросы, а вместо этого начал поносить всё и вся. Присутствующие были просто потрясены.
На следующий день Бхактисиддханта Сарасвати отправился в следующий город, и там вечером у них тоже была программа. А этот человек отправился вслед за ними и был там также. И в конце лекции он снова встал и начал ругать Бхактисиддханту Сарасвати: «Ты такой, ты сякой, почему ты поступаешь вот так, а не наоборот?» И уже на следующий день они были в другом городе, и там снова устроили вечернюю программу, а этот человек опять уже был там. И так он следовал за Бхактисиддхантой Сарасвати в течение, может быть, пары недель.
И ученики Бхактисиддханты Сарасвати спросили у него: «Может нам сделать с ним что-нибудь? Может, мафию позовём...» Но Шрила Бхактисиддханта сказал им: «Нет, нет, не беспокойтесь, всё нормально». И после того как прошло ещё около двух недель, вдруг пришло известие о том, что этот человек неожиданно скончался. И преданные, не скрывая своего счастья по этому поводу, пришли к Бхактисддханте. И они предложили: «Такая радость! Может нам как-то отпраздновать это событие?» Но Бхактисиддханта Сарасвати не выглядел счастливым от этих новостей. Преданные сказали: «Ведь он же был таким негодяем!» Бхактисиддханта Сарасвати ответил: «Он был мне как лучший друг. Он старался помочь мне». И преданные оказались совсем сбитыми с толку: «Как же так?!»
И Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что: «Если вы на самом деле хотите узнать, кто же ваш враг, то вам достаточно будет посмотреть в зеркало».

--------------------------------------------------------------------------------

И вы увидите его прямо перед собой, и он будет говорить вам: «Ну, эти материальные желания - это не так уж и плохо. Немного незаконных половых отношений, ничего страшного, ничего серьезного до тех пор, пока меня на этом не поймают. Ведь три регулирующих принципа из четырёх это не так плохо. Это же 75%! Обычно, на экзамене, если вы сдаёте 50%, то вы проходите. Ну, если вы чувствуете неуверенность при этом, то просто повторяйте: «Не надо быть фанатиком, ведь это так плохо. Ничего хорошего не выйдет, если подавлять все свои желания. Разве ж я не помню, что Сам Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»? «Что можно достигнуть, если вы подавите свою природу?» Поэтому надо относиться ко всему проще! Просто расслабиться и не подвергать себя стрессу» - и вот это-то и называется майей.

Мы можем думать, что всё нормально, что всё не так уж плохо. Но мы должны быть всегда настороже против такого рода настроений. И не имеет значения женщина вы или мужчина, пожилой вы уже человек или молодой. Дело в том, что майя пытается нападать на нас, поэтому нам необходимо быть очень серьёзными относительно нашего сознания Кришны. И Шрила Прабхупада говорит, что мы должны быть горды своим сознанием Кришны, тем, что у нас самый лучший процесс. Ни у кого на всем белом свете нет такого замечательного процесса, который есть у нас. Подобным образом у преданных может проявиться своего рода трансцендентная гордость.
Но чувство гордости должно быть не от того, что я этакий вот славный, и следую такой замечательной духовной практике, а от того, что Кришна столь милостив что, не смотря на то, что я такой глупец и негодяй, но тем не менее Он даёт мне это сознание Кришны, и это по-настоящему удивительно!

--------------------------------------------------------------------------------

В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада рассказывает о трансцендентной зависти. Однажды Шримати Радхарани смотрела на лицо одной из гопи, сразу же после того, как ту украсил Сам Кришна нанеся на её лицо особый орнамент называемый «точками гопи». Эти «точки гопи», гопи-дотсы, наносят на лицо при помощи разных красок. И Кришна сделал этот узор столь совершенно и изысканно! Каждая точечка и каждая линия были безукоризненны. Всё это выглядело просто потрясающе. И Радхарани, подойдя к этой гопи, сказала: «Ну, ты, в общем-то, не очень и красива!»
Со стороны это выглядело как ревность, подобно той, которая описана в этом стихе, что мы читали. Радхарани сказала гопи: «Кришна украшал твоё лицо, и когда Он рисовал, то был так близко к тебе! Но поскольку ты не очень-то красива, Он даже ни капельки не волновался! Если бы ты и впрямь была красива, то Ему бы не удалось сделать этот узор столь совершенно, ведь тогда бы Он немного нервничал. Но то, что Он вывел все линии, на твоем лице, таким безупречным образом говорит о том, что твоя красота не тронула Его. Поэтому ты не такая уж и красивая! Ты бесполезна».
Такова трансцендентная ревность. Радхарани знала, что Кришне доставляет большое удовольствие красота гопи, поскольку, когда Кришна видит, как красивы гопи, Его экстаз возрастает безгранично. И Радхарани говорит: « От того, что ты не была очень красива, Кришна не испытал счастья! А это весьма плохо, что Кришна остался неудовлетворён!» Таково настроение чистого преданного служения. Но нам не стоит пытаться принимать такое умонастроение. Ведь мы ещё пока не находимся на таком уровне.

Но Шрила Прабхупада говорил о чём-то, что можно было бы назвать трансцендентным соревнованием. К примеру, один преданный пытается доставить удовольствие Кришне каким-то определённым образом. Шрила Прабхупада приводит этот пример в связи с распространением книг. Один преданный распространил 10 книг. И другой преданный думает: «О, 10 книг, это замечательно! Кришна, наверное, очень доволен! Давай-ка я распространю 20 книг, одержу победу над тем преданным! Тогда Кришна будет ещё больше доволен!» А потом 30, 40, 100 книг!
Смысл этого в том, что чем больше книг распространяется, тем больше будет доволен Кришна. Таким образом, может быть замена этим трансцендентным эмоциям. 100 книг в день – это будет держать майю на расстоянии. Безусловно, что все эти трансцендентные эмоции тоже могут присутствовать, но нам нужно быть в этом смысле настороже. Нас не должны одолеть материальные формы этих эмоций, поскольку это очень опасно. Это может украсть у нас наше сознание Кришны, и мы можем крепко рухнуть. Это происходит, если наш ум становится, привязан к материальным вещам. И тогда бывает очень сложно вернуть его обратно к сознанию Кришны. Падать – это легко! Но вот подниматься наверх – это может быть действительно тяжелой борьбой. Иногда мы замечаем за собой, что вот приходит зависть или гордость и всякого рода такие вещи. Это значит, что необходимо тут же бежать и принимать прибежище у Кришны, бежать и принимать прибежище у Его преданных. И только тогда мы будем защищены! Харе Кришна!

Будут какие-нибудь вопросы или дополнения?


ВОПРОСЫ:

1). Как мы можем получить общение с чистыми преданными? В какой степени это зависит от нас, а в какой от этих возвышенных преданных?

Ответ:
Есть так много чистых преданных! Это не только, например, духовные учителя. Не один на миллион. Вы знаете, что был такой случай, когда один репортёр спросил Шрилу Прабхупаду: «А сколько чистых преданных сейчас в ИСККОН?» В то время ИСККОНу было года три. И Шрила Прабхупада спросил у своего секретаря, который был рядом: «Сколько у нас преданных в нью-йоркском храме? А в монреальском храме сколько?...» Тогда было меньше десяти храмов. Преданный сказал: «Ну, в Нью-Йорке, может быть пятьдесят преданных. В Монреале, может быть, десять». И вот так они насчитали во всех храмах около двухсот преданных. И Шрила Прабхупада сказал: «У нас в ИСККОН двести чистых преданных».

Безусловно, мы можем по-разному толковать этот термин «чистый преданный». Но смысл в том, что мы должны искать тех, кто наполнен энтузиазмом в преданном служении. Тех, кто наслаждается повторением Святого Имени. Тех, кому нравится участвовать в киртане, нравится проповедовать или нравится заниматься любым другим служением, которое они только могут выполнить. Бхактивинода Тхакур говорил: «Неважно живёте ли вы дома, как домохозяин, или живёте в лесу, как санньяси. До тех пор пока вы повторяете Святое Имя, я хочу общаться с вами». Необходимо стараться ценить хорошие качества преданных. Таким образом, мы сможем получить их общение, и благо от этого общения. И, конечно же, мы должны чувствовать полную зависимость в этом смысле. И нам надо прилагать 100% усилий на этом пути, чтобы получить общение с преданными, их милость. Говориться, что это 50 на 50, но на самом деле это больше похоже как 100 на 100. Полная зависимость. И при этом необходимо сделать все усилия, на которые мы только способны. Хорошо?!

2). Здесь прозвучало как раз про полную зависимость. А каким образом можно ощутить эту полную зависимость?

Ответ:
Мы должны полностью понимать, что у нас нет никаких положительных качеств. Если мы раздуваемся от гордости и думаем, что можем выполнить всё что угодно, то чего ради мы будем зависеть от кого-то. Но у нас есть множество недостатков, которых мы не видим. И поэтому мы должны молиться Кришне: «Пожалуйста, Кришна покажи мне мои недостатки!» Это очень действенный метод. Кришна отвечает на подобные молитвы. «Я знаю, что я очень падший, и мне крайне необходимо по-настоящему хорошее общение и помощь, но я не в состоянии ясно видеть это. Поэтому, пожалуйста, покажи мне мои недостатки и то, что я нуждаюсь в этой помощи!»

Есть одна беседа между Шрилой Прабхупадой и Шридхарой Махараджем, который недавно покинул тело. Однажды Шрила Прабхупада сказал ему: «Есть одна принципиальная разница между мной и тобой. Ты можешь пасть в любой момент! Но я никогда не паду». И чуть позже, когда они получали даршан у Божеств, Шридхара Махарадж увидел, как Шрила Прабхупада стоит молиться и молится о чём-то Божествам. После этого он обратился к Прабхупаде и спросил его: « О чём Вы молились, Шрила Прабхупада?»
И Прабхупада ответил: «Я молился о том, чтобы никогда не упасть». «Но прежде Вы говорили мне, что никогда не упадёте!» Шрила Прабхупада ответил: «Всё верно. Это потому, что я всё время молюсь о том, чтобы никогда не пасть».

Поэтому нам необходимо молиться, поскольку у нас нет этого разума. Если бы у нас был этот разум, мы могли б чётко видеть то, кем мы являемся и что представляем из себя. И мы нуждаемся в том, чтобы этот разум пришёл к нам от кого-то другого. Значит, нам должно молиться Кришне, чтобы увидеть всё это, и чтобы мы остались смиренными. Не сентиментально смиренными, а реально увидеть: «Я такой, я на самом деле падший!» Как мы уже чуть раньше упоминали, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорил: «Я более падший, нежели червь, живущий в испражнениях». И он был совершенно серьёзен и искренен. Он действительно чувствовал себя таким образом.
Шрила Прабхупада дал комментарий на один из этих стихов. И если мы позволяем себе думать, читая эти строки Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами, что он и впрямь хуже червя, живущего в испражнениях...,мол: «Да это, похоже, так. Наверно он, в самом деле, достаточно падшая личность». Если мы начнём на прямую понимать его слова и соглашаться, думая, что он хуже червя в испражнениях, это будет огромной ошибкой с нашей стороны и крайне глубоким заблуждением.

3). Вы сказали, что нам нужно молиться Кришне. Но если мы не видим своих проблем правильным образом, то, как мы сможем молить Его о том, в чём мы действительно нуждаемся?

Ответ:
По крайней мере, у нас должно быть подозрение на то, что у нас могут быть недостатки. И даже если мы не видим их, но мы же можем понимать, что они у нас есть. И поэтому мы в состоянии молиться о том, чтобы Кришна показал их нам. Но есть ещё кое-что! А именно, Кришна – Он очень разумен. И если вы не видите своих проблем. И вы совершенно искренне полагаете, что их у вас нет. Думая: «Чтобы я ни делал – это великолепно! Я повторяю свои круги без оскорблений..., я уже достиг Кришна-премы..., и всё что я делаю - это правильно».
Но Кришна, Он очень сметлив, и Он поможет вам. «Ты думаешь, что всё правильно делаешь? А ну-ка покажу Я тебе кое-что из того, кем ты являешься». И Кришна преподносит то, что в английском языке называется: «Тяжело на пиру похмелье» (пословица). Он покажет вам то, на что вы больше всего похожи. А это как раз и есть то, что представляет из себя стадия анартха-нивритти, когда Кришна показывает вам: «Вот посмотри у тебя этот недостаток», но сами вы ничего не знали об этом. И вот вы смотрите на это и думаете: «А это-то ещё откуда взялось?! Неужто это я? Неужто я и впрямь такой? Прежде я никогда не считал себя таким!» Но Кришна, Он показывает вам это.

4). Скажите, пожалуйста, как преодолеть негативное отношение к недостаткам, которые видишь у преданных?

Ответ:
Нам необходимо научиться ценить хорошие качества. Нам нужно знать о двадцати шести качествах преданного. Когда вы смотрите на преданного, постарайтесь увидеть, как у него проявляются какие-то из этих качеств. И если вы будете по-настоящему стараться ценить преданных, тогда вы увидите, что несмотря на то, что у них есть недостатки, они могут быть, но эти недостатки будут незаметны.
У нас есть склонность критиковать, и склонность ценить что-то. В материальной жизни наша склонность к критике направлена на окружающих, в то время как склонность ценить что-то, направлена на себя самих. И люди в материальном мире они настолько опытны в том, чтобы видеть свои хорошие качества! Даже если у них нет никаких хороших качеств. Но при этом они думают: «Какой же я замечательный!» А преданные наоборот, они видят свои недостатки, и видят хорошие качества в окружающих. Вот поэтому нам необходимо направлять свои склонности правильным образом. Надо стараться видеть свои недостатки и ценить хорошие качества в преданных. Как вам это нравиться? Что вы думаете по этому поводу?

Преданный: - Очень сложно.

Бхакти Чайтанья Свами:
- Это оттого, что мы сами очень сложны. Если бы мы были проще, тогда чтобы мы делали здесь, в С.-Петербурге? Мы бы уже были на Голоке Вриндаване.
Но «садхана-бхакти» означает, что мы должны практиковаться. И это не так, что у нас всё происходит спонтанно, само собой. Наоборот это означает, что мы осознанно принимаем: «Я должен делать это, и не должен делать вот то». И когда утром звонит будильник, то мы встаём. Ну, конечно же, сначала нам его надо поставить на правильное время... А не так что вы просыпаетесь в восемь утра с мыслью: «О, как всё мило». Будильник надо поставить на раннее утро. Несмотря на то, что ваш ум будет стонать: «О нет, почему?! Мне надо бы побольше отдыхать, чтобы ещё лучше служить Кришне. А то я так устаю». Но мы знаем, что есть необходимость в раннем подъёме, в этом заключается садхана-бхакти. И таким образом мы должны воспитывать свой ум.

И по мере практики, вы начнёте видеть, что хорошие качества преданных, они гораздо превосходят какие-то их недостатки. Но до тех пор, пока эти недостатки не становятся опасными. Если они не опасны, старайтесь просто не обращать на них внимания. В каждом есть какая-то доля неординарности, чудаковатости... Есть какие-то такие... забавные привычки. Но это не значит, что мы теперь должны во всё это погружаться. Ну, сами рассудите, чего ради поднимать большую шумиху из-за того, что у кого-то есть чудные привычки? Пусть остаются сами собой, и пускай служат Кришне. И их надо вдохновлять! Пусть делают это каким-то новым образом!
И не надо проводить психоанализ преданных: «Этот вот сидит криво, а она уж слишком громко говорит, а эта вон всё время сидит в углу и молчит». Не стоит погружать себя во все эти вещи. Это как машина в вашем подсознании, которая постоянно крутится и выдаёт подобные мысли. Просто остановите это. Отключите питание и постарайтесь научиться мыслить другим образом. О’кей?! Попробуйте!
Ну, скажем так, вот вы однажды проснулись и даёте своему уму установку: «Сегодня я буду замечать только положительные качества преданных». И если вы будете стараться контролировать свой ум и действовать в этом направлении, то вы заметите, как стали себя чувствовать. Вы будете чувствовать себя гораздо лучше. Хорошо?

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru