Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

«Бхагавад-гита» 6.4.
Рига 22.11.94 г.


Аштанга-йога и бхакти-йога.


Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает шесть видов препятствий, с которыми встречается начинающий преданный. Первое из них называется «утсаха-майи». Вы слышали об этом? «Утсаха-майи» означает «ложный энтузиазм», или энтузиазм, подобный энтузиазму ребёнка. Преданный, если он всего лишь недавно пришёл в сознание Кришны, может думать о себе как о очень продвинутом преданном.
И тому есть масса примеров, и один из них произошёл в Амстердаме, когда Шрила Прабхупада впервые приехал туда. Шрила Прабхупада был занят тем, что готовил арену для огненного жертвоприношения. Приехало телевидение и готовило прямой репортаж об этом событии. Это должны были показывать на всю Голландию. Но преданные, занятые в подготовке жертвоприношения, всё напрочь перепутали, и Прабхупада, видя это, становился всё грозней и грозней. И уже вот сейчас всё это должны начать показывать по телевидению.
И как раз перед самым началом эфира Прабхупада заметил, что вокруг жертвенной арены не разложены фрукты. Прабхупада повернулся к президенту храма и спросил: «Где фрукты?!» И тот стремглав помчался на кухню: «Фрукты...Где фрукты?! Прабхупада хочет фруктов!» Преданные, которые были на кухне, они не поняли, что фрукты нужны целиком и поэтому они быстренько собрали все те, что у них было и порезали их очень-очень быстро во фруктовый салат. Президент храма вернулся к Прабхупаде с этой огромной миской, полной фруктового салата: «Вот фрукты, Прабхупада!»
Это уже было слишком, и Прабхупада ничего не сказал, а только покачал головой. В это время рядом с вьясасаной Прабхупады стоял один парень, он был хиппи. Выглядел он крайне неопрятно, и у него были длинные волосы. И всё же он был немного преданным, он стоял рядом с Прабхупадой, у него были чётки, и он тихонько повторял мантру. Он был свидетелем того, как всё происходило, и как Прабхупада становился всё больше и больше разъярённым. И он увидел, что Прабхупаду уже просто довели до крайней точки, тогда он подумал: «Я должен дать совет Прабхупаде». Он наклонился к Шриле Прабхупаде и сказал ему: «Шрила Прабхупада, просто повторяй Харе Кришна!» Прабхупада посмотрел на него, а потом взял свой мешочек с джапа-малй и стал повторять Харе Кришна...
Вот это как раз и есть пример утсаха-майи. То есть вот так, по-детски, кто-то может считать себя более продвинутым преданным, чем он есть на самом деле.

--------------------------------------------------------------------------------

Второй вид препятствий называется «гхана-тарала», что означает «толстый и тонкий». В этой связи есть такой пример: вот скажем утром, кто-то из молодых и бодрых преданных может встать в 2 часа утра и начать повторять «Харе Кришна» с большим энтузиазмом и очень громко. И поэтому те преданные, которые встают чуть позже, часа в 3, могут сказать ему: «Эй ты, давай-ка потише!» И это сразу причиняет большое беспокойство начинающему преданному. В результате чего на следующее утро он может проснуться уже к завтраку. Это как раз и есть гхана-тарала, то есть иногда «толстый», а иногда «тонкий».

Следующий вид препятствия называется «вьюдха-викалпа», это означает стремление к разного рода спекуляциям. Примером такого рода размышлений является: «Должен ли я оставаться брахмачари или я должен стать грихастхой? В жизни брахмачари есть много плюсов, но... А в жизни домохозяина есть также преимущества, но... » Или: «Должен ли я заниматься санкиртаной или я должен быть занят чем-то в храме?», «Остаться ли мне в Риге или махнуть в Америку?» Таким образом, ум преданного блуждает где угодно, кроме того места, где он действительно должен быть.

Следующее это «вишайа-сангара», то есть «объявление войны майе». Когда преданный стал продвигаться, но пока ещё совсем немного, он вдруг может решить избавиться от всех существующих у него проблем одним махом. И тогда кто-то начинает спать два часа в сутки и кушать всего лишь несколько горстей пищи в день... Так он в полной решимости сражается с майей. Но спустя время он понимает, что всё это очень непростые вещи, и когда мимо его носа «проплывает» поднос, полный маха-прасада, он начинает думать: «Прасад – это форма Кришны! Я не вкушаю этот прасад, значит, я непочтительно отношусь к Кришне!» И тут же он может полностью поменять свою программу, и начать есть шесть раз в день. И с того уровня, когда он спал два часа скатиться до того, что теперь он будет спать всё время, восемь-десять часов в сутки.

--------------------------------------------------------------------------------

Пятое это «нийама-акшама», это когда человек пытается усилить свои действия в сознании Кришны. Например, теперь только 32 круга в день и не меньше. Читать книги хотя бы четыре часа в день. Предлагать свои поклоны всем преданным. Как только увижу кого-нибудь из преданных, сразу же ему поклон. Все эти вещи они, конечно же, замечательны и правильны, но начинающим преданным будет слишком тяжело их придерживаться.
И все эти препятствия встречаются пока преданный находится на начальных ступенях.

Последнее, шестое, препятствие именуется как «таранга-рангини», это значит «кататься на волнах», как серфинг, кататься по волнам преданного служения. Если преданный уже немного продвинулся, то люди начинают иногда говорить ему приятные вещи, типа: «Ты очень замечательно вёл сегодня киртан!» или «У тебя такие большие успехи в санкиртане!» И преданный может поддаться этому и подумать: «Да, вообще-то это справедливо! Я ведь на самом деле всё это очень хорошо делаю».
В Южной Африке, среди индусов бытует такое мнение, что если кто-то носит курту и дхоти, то это «свами»! И если молодой преданный, который всего-то пару дней в сознании Кришны надевает свои дхоти и курту в первый раз, и отправляется на санкиртану. Он ходит от двери к двери, и вот он стучит в дверь, ему открывают и, видя его, говорят: «О, к нам свами пришёл!» А он стоит и думает: «О, да. Я пришел, чтобы благословить ваш дом!»

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что такого рода препятствия встречаются на начальном уровне преданного служения. И человек должен превзойти все их полностью, и благодаря этому он сможет укрепиться в сознании Кришны. Как Кришна говорит, что необходимо быть полностью занятым в служении, не падать, и не отклоняться ни при каких обстоятельствах. Харе Кришна!

Будут какие-то комментарии или вопросы?

--------------------------------------------------------------------------------

ВОПРОСЫ:

1). (вопрос не слышно)

Ответ:
Конечно же, мы понимаем, что есть разные предписанные обязанности в каждой из эпох. Но все эти обязанности основываются на природе людей, которые живут в то время. И на самом деле воспевание «Харе Кришна» всегда имело силу, оно имело силу в Сатья-югу, Двапара-югу и Трета-югу. Но по своей природе люди не были очень привязаны к данному процессу. Но в наш век, в Кали-югу, это единственный метод, который может принести успех. И в действительности воспевание «Харе Кришна» является самым эффективным средством из всех средств. Например, в «Шримад Бхагаватам» можно так часто встретить слова о том, что мы должны слушать о Кришне и воспевать славу Кришне! Там сказано, что если в вас разовьётся вкус к воспеванию и слушанию о Кришне, то Кришна изнутри очистит ваше сердце.
«Шримад Бхагаватам» вечен, и он не только для Кали-юги, равно как это и многие другие утверждения из него о том, что нужно слушать и воспевать о Кришне. И они действуют всегда. А в «Бхагават-гите» Кришна говорит: «Мои преданные всегда воспевают Мне славу», и это также вечно. Мы понимаем, что слушание и воспевание о Кришне всегда является самым эффективным методом. Другой тому пример это Прахлада Махарадж. Он перечисляет процессы преданного служения, и начинает он их перечисления с «шраванам киртанам вишнох»..., а это происходило в Сатья-югу. Итак, воспевание «Харе Кришна» имело силу всегда, но прежде, по своей природе, люди не привязывались к этому процессу. Воспевание обладает такой силой, что в век Кали это единственное действенное средство, которое может освободить человека.

2). Почему люди привязаны в Сатья-югу к более сложному методу, коей является молчаливая медитация?

Ответ:
Потому что сами они более сложные люди. И они хотят занимать себя чем-то более сложным. Это так. Мы тоже занимаемся молчаливой медитацией, повторяя гайатри-мантры, это наша молчаливая медитация. Но человек может заниматься ей только после того, как он получил второе посвящение. Это значит, что человек смог достаточно продвинутся в воспевании «Харе Кришна», что позволяет ему заняться теперь молчаливой медитацией. Иначе если пытаться совершать такую медитацию без предварительного прогресса, то ваш ум просто будет блуждать. Мы также совершаем и огненные жертвоприношения во время ритуалов посвящения или свадеб, и конечно, мы занимаемся поклонением Божествам, но всё это, и даже поклонение Божествам, зависит от нашего слушания и воспевания о Кришне.

3). Все эти трудности, все эти препятствия на пути преданного служения, которые Вы перечислили, мы постоянно сталкиваемся с ними в своём служении! Как долго это может продолжатся? От чего это зависит? Как мы можем подняться над этим?

Ответ:
Это может продолжаться вечно, а может прекратится сразу же, это зависит лишь от того, насколько серьёзно вы ко всему этому относитесь. Человек, занимаясь процессом сознания Кришны должен быть в высшей степени целеустремлён и серьезен. Это не так, что мы сможем нажать на какую-то секретную кнопку, которая где-то спрятана, и тогда всё вдруг станет получаться. Нет, это совсем не так. Но мы должны, к примеру, повторять «Харе Кришна» без оскорблений, и полностью быть погружёнными в предписанные нам обязанности, изучать, самым серьёзным образом, книги Шрилы Прабхупады. И тогда всё это поможет нам, и ускорит наше продвижение. И тогда мы сможем гораздо быстрее утвердиться в сознании Кришны.

4). (вопрос не слышно, но что-то о распространении книг.)

Ответ:
Безусловно, что мы не можем быть теми, кто всё контролирует. Поэтому мы должны оставить Кришне это право вмешиваться в нашу жизнь. Иногда с нами могут происходить такие вещи, которых мы совсем уж не ожидали...(небольшой разрыв записи)..Это просто вопрос того, чтобы более серьёзно подойти к процессу. Шрила Прабхупада говорил: «Чистота – это сила», и он никогда не говорил, что умно поставленный разговор является силой. Само собой, что иметь хорошие навыки, это тоже неплохо, но даже самые наилучшие навыки и техники не будут работать, если нет духовной чистоты.

Однажды, в Америке, один из преданных распространял книги в аэропорту. К нему подошёл один деловой человек и сказал: «Я наблюдал за тобой. Я смотрел, как ты стараешься продать свои книги». Этот человек объяснил преданному: «Я являюсь лучшим продавцом в одной из самых крупных книжных компаний. И вот я наблюдал за тобой, да, ты довольно неплохо делаешь это, но я всё же хочу показать тебе кое-что». Тогда он взял на руки книги и стал ходить от человека к человеку прямо вокруг этого преданного, и пытался таким образом продать их. Но за 15 минут, которые он делал это, он так и не смог продать ни одной из них. Когда он вернул книги преданному он спросил: «А как ты это вообще делаешь?!»
Весь смысл в том, что духовная чистота – это сила. И если мы должным образом повторяем свои круги, общаемся с преданными, посещаем лекции, изучаем книги Шрилы Прабхупады, то это даст нам больше сил в любом служении. И посредствам этого мы разовьём своё духовное виденье, духовное понимание. Духовное понимание – это то, когда мы начинаем больше понимать, что являемся просто инструментом в руках Кришны. И если мы смотрим на себя именно с этой точки зрения, тогда милость Кришны проходит через нас, и эту милость получают обусловленные души.

5). Говорится, что воплощение Калки придёт в семье брахмана, а будут ли брахманы вообще в конце Кали-юги?

Ответ:
Да, будут. Но на это можно посмотреть с разных точек. И на самом деле ещё задолго до прихода Калки-аватары «сознанию Кришны» придется уйти в подполье. Воспевание имён Кришны будет считаться незаконной деятельностью. Но это не то, как сейчас здесь в Латвии, когда кто-то пытается поставить воспевание Святых имён вне закона. Хотя и это тоже очень плохо. Кали-юга! Но потом всё будет куда хуже, и вы уже не сможете так просто увидеть преданных, но они всё-таки будут, хоть им и придётся быть в подполье.

Шрила Прабхупада ки-джай!

Шрила Бхакти Чайтанья Свами Махарадж ки-джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru