Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

«Бхагавад-гита» 6.4.
Рига 22.11.94 г.


Аштанга-йога и бхакти-йога.


Б.Г. 6.4.
"Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестаёт искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью."

(комментарий Шрилы Прабхупады смотри в «Бхагавад-гите»)

Итак, в этом стихе описывается второй уровень аштанга-йоги. «Аштанга-йога» означает восьмиступенчатый процесс мистической йоги. «Ашта» значит «восемь», а «анга» значит «частей». И шестая глава «Бхагавад-гиты» названа «Дхьяна-йога», «дхьяна» - это одна из восьми этих ступеней. И на самом деле это предпоследняя стадия, прямо перед тем как йог достигнет самадхи. В предыдущем стихе Господь Кришна говорит о первой стадии, она называется «йога-арурукшу», и она применима к тому, кто является начинающим в практике аштанга-йоги. Вторая стадия, а именно «йога-арудха» означает того, кто уже продвинулся в йоге. И смысл в том чтобы человек, занимающейся аштанга-йогой должен постепенно продвигаться от одной стадии до другой. И так, в конце концов, он сможет продвинуться до стадии, которая именуется «дхьяна», что означает «медитация на Господа». После чего наступает самадхи, когда человек полностью погружается в транс.
Вторая стадия, йога-арудха, включает в себя медитацию, и при этом все материальные действия уже прекращены. В предыдущих главах Господь Кришна уже объяснял Арджуне, что тот должен быть очень осторожен в вопросе прекращения действий. И в начале 3-ей и 5-ой глав Арджуна задаёт Кришне вопросы: «Кришна, Ты советуешь мне принять участие в этой ужасной битве, но может быть будет лучше, если я не стану сражаться? Может лучше если мне остаться в стороне от всего этого?»
Но каждый раз Кришна отвечал Арджуне: «Нет, ты должен сражаться! Если ты не станешь делать этого, предпочтя быть пассивным, но рано или поздно тебе придется вступить в бой, потому что это твоя естественная склонность (природа)». И Кришна объясняет Арджуне, что все люди должны действовать согласно гунам, которые преобладают в их телах. Кришна говорит: «Никто не в состоянии прекратить действовать даже на мгновенье».

--------------------------------------------------------------------------------

До тех пор пока человек не превзошёл свой физический и психологический уровни, он должен продолжать занимать себя деятельностью. Но когда человек превосходит свою материальную природу, он может перестать действовать. И на этой высокой стадии, когда его уже не тревожат качества материальной природы, он может полностью погрузиться в медитацию на Господа и Его качества.
В практике аштанга-йоги, или дхьяна-йоги, то, как это описано здесь, йог на более низких стадиях должен быть занят определенными действиями. В предыдущем, третьем стихе, Кришна говорит Арджуне, что человек на начальной стадии, йога-арурукшу, должен заниматься деятельностью, потому что работа является для него средством. Но на более высшей стадии, которой является йога-арудха, человек уже не должен больше заниматься удовлетворением своих чувств и тем, что приносило бы ему выгоду. То есть другими словами, пока человек находится на низшей ступени, то он только отчасти является аштанга-йогом. Иногда он занимается своими обязанностями согласно карме, а иногда практикуется в развитии своих мистических способностей. Когда человек проходит через такую комбинацию кармы и аштанга-йоги, он постепенно поднимается над материальной природой, и со временем он перестаёт действовать материально, а просто занимается медитацией. И это довольно высокая стадия этого процесса.

Когда мы рассматриваем аштанга-йогу в свете вот этих восьми ступеней, то мы можем увидеть, что там есть практика асаны и пранаямы. «Асана» - это ничто иное, как хатха-йога. Я не знаю, как здесь в Латвии, но в других частях света хатха-йога очень популярна. И дыхательные упражнения, то есть пранаяма, также очень популярны. А как насчёт этого здесь, в Латвии? Это также?
Самые обыкновенные люди, которые на самом деле не достигли пока ещё никакого духовного прогресса, пытаются практиковать подобные вещи, которые в действительности являются частями аштанга-йоги. Но по-настоящему этим способны заниматься только личности либо превзошедшие материальную природу и потому находящиеся на трансцендентном уровне, либо те, кто уже очень близко подошёл к такому состоянию. И от этого очень невелика вероятность того, что простой человек, сможет достичь ощутимого продвижения, занимаясь подобными вещами. Шрила Прабхупада называл это «обманом обманутых», потому что некоторые люди, не смотря на то что не делают никакого прогресса на этом пути, оттого что процесс сам по себе предназначен для более возвышенных личностей, чем они, несмотря на это, они преподают это знание другим, пытаясь обогатиться за счёт этого. И тот, кто ведёт подобные программы, он собирает какие-то деньги, за свои занятия, и таким образом становится богатым, наживаясь на глупости таких вот людей.

--------------------------------------------------------------------------------

Когда Шрила Прабхупада ещё только приехал в Америку, он посетил йога-ашрам, который принадлежал доктору Мишре. Прабхупада думал, что те люди, которые приходят туда, что они интересуются восточной философией. И он надеялся что, возможно, кому-то из них будет интересно Сознание Кришны. И вот так он ходил туда, встречаясь с людьми, и стараясь дать им знание о Сознании Кришны. Там была комната для медитации, и Прабхупада приходил в нее, чтобы повторять джапу. Туда же приходили и другие люди, они садились на пол, скрестив ноги, и закрывали глаза и пытались погрузиться в медитацию. Как мы уже говорили медитация или дхьяна-йога на самом деле является одной из самых высших стадий практики йоги, вслед за которой следует самадхи. Но это были самые обыкновенные люди, полностью на материальной платформе.
И Прабхупада наблюдал за этими людьми, как они сидели, закрыв глаза, и казалось, будто они на что-то медитируют. Но через какое-то время Прабхупада стал замечать, что их головы стали наклоняться... Мы иногда тоже можем наблюдать похожую картину во время класса по «Шримад-Бхагаватам» или во время когда повторяем наши круги... Эти люди они просто засыпали, и где-то минут через 15 или 20 они просыпались и говорили друг другу: «Как я сегодня здорово помедитировал! Я чувствую себя полным жизненных сил!» И в этом нет ничего удивительного, что человек чувствует себя свежим, после того как он немного вздремнул.

Люди на западе, или живущие за пределами Индии, они могут думать: «А дай-ка я займусь этой йогой!», но сами при этом, не будучи чисты. Но ведь мы говорим о полном освобождении от привязанностей к телу и уму. И Шрила Прабхупада говоря об асанах или о процессе хатха-йоги, и что большинство людей, которые начинают интересоваться этим, в основном это домохозяйки средних лет, главной целью которых является снижение собственного веса. И все эти глупости происходят под именем йоги или медитации. Но в реальности процесс аштанга-йоги, то как он описан Самим Кришной, не рекомендован для века Кали. В 6-ой главе рассказывается о том, как Арджуна, после того как он услышал всё это, но даже он признался, сказав Кришне: «Я не смогу сделать это».
Истинный процесс аштанга-йоги означает, что человек уже достиг какого-то продвижения, и он полностью удаляется от сообщества людей, от материального мира. Человек должен отправиться в Гималаи, и там жить таким образом, чтобы вообще уже никогда больше не встречать ни одной живой души, до конца своих дней. А здесь в Латвии есть какие-нибудь горы? Маленькие? Ясно. Может быть тогда в швейцарские Альпы, куда-нибудь туда...
Человек должен отправиться в какой-то совсем удалённый уголок мира с мыслью о том, что: «Я уже больше никогда не увижу людей», и просто сесть там и медитировать. Когда тебе жарко, ты сидишь и медитируешь. Если зима, то тоже продолжаешь сидеть и медитировать. И если вокруг рыщут львы и тигры, ища какой-нибудь обед для себя, ты просто продолжаешь сидеть и медитировать. Человек должен всего себя посвятить этой практике на всю оставшуюся жизнь. И Арджуна говорит Кришне: «Я не смогу этого сделать. Мой ум настолько силён и беспокоен, он очень упрям, и поэтому я не могу сделать это. Даже ветер остановить и то легче».

--------------------------------------------------------------------------------

В конце Кришна обучает Арджуну процессу бхакти-йоги. Так в самом конце 6-ой главы Кришна говорит Арджуне, что из всех процессов йоги самым лучшим является процесс бхакти-йоги, так как он гораздо практичней. Каждый в состоянии следовать этому процессу, даже ребёнок. Каждый в сознании Кришны имеет свои непосредственные обязанности или долг, то есть, то, что он должен совершать. Долгом детей в сознании Кришны является играть для Кришны. Будь человек стар или молод, мужчина он или женщина, но у каждого есть его долг.
И на каждой ступени развития, начиная с самых начальных и до самых возвышенных, человек должен занимать себя естественной деятельностью, направленной на удовлетворение Кришны. Как, к примеру, Арджуна, естественным действием для которого являлось сражаться. С самого начала его преданного служения и до высот совершенства он занят одним и тем же долгом. И когда Арджуна всё-таки согласился принять участие в битве на Курукшетре, то он делал это абсолютно естественным для себя образом, так что иногда казалось, что он словно танцует на поле битвы. Мы можем думать, что сражение приносит лишь кучу сложностей и беспокойств, но поскольку это деятельность была для Арджуны естественна, то он просто делал это с большим упоением.

На самом деле, Кришна во 2-ой главе «Бхагават-гиты» говорит Арджуне, что для кшатрия, если ему неожиданно выдает возможность сражаться – это большая удача. И тот же принцип применим относительно и прочих обязанностей в сознании Кришны. Кришна объясняет, что занимаясь сознанием Кришны человек получает и развивает в себе высший вкус. Кришна говорит, что люди стараются избежать чувственного наслаждения, просто прекращая подобную деятельность. Но при этом, в их сердцах, сохраняется вкус ко всем этим вещам. Но Кришна говорит, что если вы прекращаете свои низкие действия, испытав более высокий вкус, тогда вы будете в более твердом сознании. И преданный занимаясь практикой преданного служения, испытывает большой экстаз, и он не чувствует, что он что-то потерял или отказался отчего-то нужного!

--------------------------------------------------------------------------------

Кришна говорит о регулирующих принципах, называя их «регулирующими принципами свободы». Это не так, что мы отказались от необходимых вещей, просто мы оставили то, что будет лишь препятствием на пути наше духовного развития. Как, к примеру, если у вас есть 10 лат* (*прим. – латвийская валюта), а у кого-то есть ещё больше, ну скажем 100 лат. И вот этот человек, у которого эти 100 лат, говорит вам: «Пожалуйста, дай мне свои 10 лат, а я дам тебе 100», то что бы вы подумали? Разве вы будете думать: «О, как же я могу расстаться со своими 10-ю латами». Нет. Вы сразу же подумаете: «Давай-ка я поскорее отдам ему мои 10 лат, и заберу его 100 лат, пока он ещё не передумал». И это очень простая и ясная вещь. А если кто-то другой вам предложит: «Ну, давай сюда свои 10 лат, а я тебе ничего не дам». Что вы тогда обо всём этом подумаете? Вы подумаете: «Как же я могу отдать ему мои деньги?»...(небольшой разрыв записи)

Следовательно, полностью занятый преданным служением человек сможет закрепиться на духовном уровне. И таким образом совершенно естественно и просто, он достигает такого же уровня, который описан в этом стихе Кришной, и того же положения, которое Кришной названо «очень возвышенным положением». На нём уже больше нет материальных желаний, нет и действий ради удовлетворения чувств, а также человек не занят деятельностью приносящей выгоду. И так мы можем видеть, что процесс преданного служения гораздо более изящен, и намного применимей, чем практика аштанга-йоги. И единственное что требуется, это то, чтобы мы полностью посветили себя этому.
Кришна говорит: «Тот, кто полностью занят преданным служением и никогда не сворачивает с выбранного пути, он сразу же поднимается на трансцендентный уровень», это очень важный момент, который мы должны всегда помнить. Нет падения. Когда мы начинаем практиковать сознание Кришны, иногда мы можем ощущать себя очень высоко, в духовном смысле, а иногда наоборот очень падшими. Прабхупада называл это состояние «то вверх, то вниз». Это как метеориты. Вот летит по небу метеорит, и это выглядит весьма впечатляюще, но в следующий миг его уже раз и нет.

 

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru