Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

ЛЕКЦИИ

Лекция по Шримад Бхагаватам,
песнь 1, глава13, стих14

Часть 2.
Маяпур, 10 марта 2005 г.

Нужно всегда поступать правильно

Итак, в комментарии Шрила Прабхупада описывает, как Видура возвращается к себе домой. В то время, он уже принял отречение, саньясу, а саньяси обычно не возвращаются в свои дома. Они избегают подобных мест, так как с ними связано очень много воспоминаний из прошлой жизни, телесные связи и тому подобные вещи. Обычно, в Ведические времена, когда люди принимали саньясу или просто отречение, они покидали дом навсегда, как в описании ухода Махараджи Бхараты. Когда пришло его время, он встал, оделся, и просто ушел. Не было никаких прощаний, проводов и речей типа: «Спасибо всем, мне было так приятно с вами знаться». Ничего подобного, просто он вдруг понял, что должен уйти. Именно так это происходило, они должны были уходить в лес, где находились различные ашрамы. Они приходили туда, и жители ашрама не знали, кто они и откуда. Это была традиция, и особенно в те времена, всё происходило именно так. Однако Видура вернулся домой, нарушив традиции, в каком-то смысле это выглядит противоречием, но сделал он это только для того, чтобы помочь Дхритараштре. На духовном уровне никаких противоречий нет. Это прекрасно и в высшей степени великодушно, так как Дхритараштра был его братом, который оказался в безвыходной ситуации. Мы можем ясно видеть, что все уже потеряли веру в то, что Дхритараштра может поступить правильно, еще задолго до этого. Но Видура не потерял, он вернулся. Он поступил достаточно необычно вернувшись домой, где были все его родственники, но сделал он это из милости, пытаясь помочь Дхритараштре, который оказался в непростом положении.
Вчера мы говорили о возвращении Видуры. Все эти события происходили сразу после того, как Кришна оставил эту планету и Видура знал это, но Пандавам еще не было об этом известно, тем не менее, Видура ничего им не сказал. А теперь представьте современный мир, перегруженный информацией, CNN и тому подобное. Если бы представители CNN находились неподалеку, когда Кришна покидал этот мир, все бы узнали об этом. Но тогда, лишь немногие были осведомлены , и хотя вы можете думать, что это была очень важная, существенная информация, тем не менее Видура не хотел беспокоить Пандавов, и поэтому ничего не сказал им об этом. Но, с другой стороны, как мы видим из последующих стихов, когда он пришел, чтобы дать наставления Дхритараштре, он совсем не стеснялся в выражениях. На самом деле, это выглядело так, как будто Видура унижал Дхритараштру, он проповедовал очень жестко: «Посмотри на свои выпадающие зубы…», достаточно прямолинейная проповедь, «…ты словно собака, которая держится поближе к краю стола, пока хозяин ест, надеясь, что упадет кусок».

--------------------------------------------------------------------------------

Итак, то, что Видура ничего не сказал Пандавам, не было сентиментом, и то, что он был так резок с Дхритараштрой, не было враждебностью или чем-то подобным. Это была именно та самая духовная культура. Благодаря глубине своей духовной культуры, Видура был способен применить сознание Кришны, наиболее совершенным образом, приемлемым как в конкретной ситуации, так и при любых обстоятельствах, получая наилучший эффект.
Так Шрила Прабхупада, благодаря глубине своего сознания Кришны, также был способен пользоваться этой культурой, философией, деятельностью, практикой сознания Кришны и всем остальным, давая все это нам самым совершенным образом. Это не просто вопрос повторения «Харе Кришна» и ничего более, хотя в определенном смысле это и есть сама суть, это глубинное и проникновенное знание, и если применить его наилучшим образом, то люди изменятся, обретя совершенство, и даже весь мир изменится и станет совершенным.
Но если некто, будучи не вполне реализованной личностью, попытается дать это знание людям, используя не вполне компетентные методы, то, несмотря на то, что люди без сомнения смогут извлечь из этого определенную пользу, это не изменит мир. И даже, несмотря на то, что люди извлекут какую-то пользу, совсем не обязательно, что их жизни изменятся. Таким образом, вы можете видеть разницу, между Прабхупадой и его современниками, так как Прабхупада, благодаря глубине его сознания Кришны, был способен делать практически то же самое, что делал Видура, делать все совершеннейшим образом, в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Видура не просто болтал с каждым: «О, Кришна покинул этот мир». Он был способен действовать в этой ситуации безупречно, разрешая при этом многие противоречия. В данном случае, противоречие налицо. Верный традициям саньяси, в Ведические времена, возвращается домой - это явное противоречие.
Наиболее возвышенные, трансцендентные личности, способны, овладев сознанием Кришны, привнести его в материальный мир и распространив, научить своих последователей, как вновь передать его дальше. Сейчас, в Кали-югу, когда каждый, по сути, подобен Дхритараштре, остающемуся в зависимости до последней минуты, великие трансценденталисты, находясь даже в этих условиях, способны получать сознание Кришны, и получив, раздавать его таким образом, что благо получает не только непосредственный получатель. Они способны передавать его, изменяя при этом очень многое и очень многих, и весь мир также может измениться. В конечном счете, это и есть настоящее сознание Кришны, это миссия Кришны, это миссия Господа Чайтаньи, Нитьянанды и Панча-таттвы, дать сознание Кришны именно таким образом, на самом высоком уровне. И тогда, всевозможные виды противоречий, могут быть успешно разрешены, и как сказал Прабхупада: «Сознание Кришны означает, что на все вопросы есть ответы и все проблемы разрешены». Не просто есть ответы на какие-то вопросы, и какие-то проблемы разрешены, но все, полностью, абсолютное решение для любых ситуаций в этом материальном мире. Мы обнаруживаем, что где бы ни оказались эти великие трансцендентные личности, все эти удивительные вещи тут же начинают происходить.

--------------------------------------------------------------------------------

Так, в Чайтанья Чаритамрите, есть еще один пример явного противоречия. Во многих стихах Рамаяны описывается, как Сита была похищена Раваной и затем Господь Рама спас Ситу. Мы узнаём из Чайтанья Чаритамриты, что когда Господь Чайтанья совершал паломничество по южной Индии, он встретил одного преданного, который был совершенно разбит горем из-за всей этой истории с Ситой. Сита является для всех матерью, она верховная богиня, но этот Равана, так дерзко хватал ее своими руками, в то время как он, как описывается в девятой песни Шримад Бхагаватам, когда Господь Рама ругает его: «…ты наихудший из ракшасов, ты подобен испражнениям ракшаса…», а это должно быть достаточно отвратительная вещь (хихиканье). Этот преданный действительно страдал, из-за того, что этот Равана так обращался с Ситой, тащил и оскорблял ее, как такое могло случиться? И тогда, Господь Чайтанья сказал: «Предоставь это мне, я с этим разберусь». И продолжая Свой путь, Он обнаружил стих из Курма- пураны, где было описание, которого нет в самой Рамаяне (у которой множество версий). Итак, в Курма-пуране есть описание того, как Лакшмана уходя, откликнувшись на якобы зов Рамы о помощи, окружил Ситу кольцом, обладающим могуществом Агни. В тот момент, когда Равана, якобы схватил и потащил Ситу, которая на самом деле добровольно перешагнула через кольцо, и, сделав это, хотя Равана не мог этого видеть, настоящая Сита оказалась в обители Агни и осталась там, тогда как Равана, утащил лишь Майа-Ситу. Затем, когда Господь Рама, после спасения Ситы, хотел проверить её, действительно ли она не была осквернена, находясь рядом с Раваной месяц или около этого, Он попросил ее пройти через огонь. И на этот раз, когда Майа-сита вошла в огонь, она снова вернулась в обитель Агни, а настоящая Сита вышла с другой стороны пламени.
Когда Господь Чайтанья вернулся, принеся эту часть из Курма-пураны, и показал этому преданному, тот был полностью удовлетворен, и его горе исчезло без следа. Мы не должны недооценивать Сознание Кришны, это очень глубокий процесс и практика, и мы очень удачливы, что получили все это от Шрилы Прабхупады, как оно есть. Мы должны применять на практике это знание и продвигаясь на этом пути, передавать его дальше, ничего не меняя. Как говорит Прабхупада, в конце своего комментария, мы должны услышать о нем от реализованных душ. Видура был реализованной душой, передающей это знание Пандавам, поэтому, несмотря на то, что он просто ругал Дхритараштру снова и снова, благодаря трансцендентной природе его слов, Юдхиштхира и другие, слушая его, были увлечены и очарованы: «…ты словно пёс…», им нравилось, это и они думали: «Да, здорово!». Таким образом, Видура, будучи реализованной личностью, просто передавал знание. Прабхупада разумеется также реализованная душа, передающая знание подобным же образом, и если мы просто будем говорить то, что услышали от Прабхупады, ничего при этом не добавляя не отнимая и так далее, то результат будет аналогичным.

--------------------------------------------------------------------------------

Как-то раз, кто-то сказал Прабхупаде, как жаль, что Кришны нет сегодня с нами, и Он не может сказать нам того, что сказал Арджуне, тогда наши жизни могли бы измениться так же, как изменилась жизнь Арджуны. Прабхупада ответил: «Если мы просто примем Бхагавад Гиту, как она есть, то же самое, что произошло с Арджуной, случиться и с нами. В этом суть могущества парампары, Так мы можем постичь эту науку».
Благодаря священным писаниям, мы можем многому научиться. Как, например, недавно мы получили последний том Брихад Бхагаватамриты, и если вы немного знакомы с этим писанием, то знаете, что во второй части есть история о Гопа-кумаре, который вернулся к Богу и это поистине удивительно. В предпоследней главе есть описание, которое полностью посвящено его окончательному уходу на Голоку.
Также мы слышали историю о том, как Кришна покинул Вриндавану, убил Камсу и Нанда Махараджа вернулся во Вриндавану без Кришны, но здесь, в Брихад Бхагаватамритам, есть очень интересное описание того, как Кришна, через несколько дней, вернулся во Вриндавану. Брихад Бхагаватамрита была написана, в конце концов, как комментарий к Шримад Бхагаватам, и это выглядит как очередное противоречие, так как в десятой песни, Кришна покидает Вриндавану и нет никаких свидетельств того, что он возвращался и встречался с обитателями Вриндавана. Но тут, в Брихад Бхагаватамрите, Он делает это – явное противоречие. В комментариях Вишванатхи Чакраварти Тхакура к десятой песни, есть очень интересная история о том, как Удхава пришел во Вриндавану с посланием от Кришны, это примерно 41-я глава или что-то вроде этого. Несколько дней или недель назад, Кришна покинул Вриндавану, и когда Удхава пришел туда, что же он увидел? Всюду царило блаженство и наслаждение, все вокруг были так счастливы! Коровы мычали, а люди бегали туда сюда и славили Кришну. Однако далее, через несколько стихов, следует другое описание, как Удхава вошел в дом Нанды Махараджи. Нанда Махараджа сидел словно нарисованный, совершенно неподвижно, по крайней мере, Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что всё его тело было покрыто паутиной, так как он буквально не двигался с тех пор, как оставил Кришну в Матхуре и вернулся домой. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет, что жители Вриндавана были опустошены и ошеломлены до такой степени, что даже не могли принимать пищу самостоятельно, так что их друзья и жители соседних деревень, вынуждены были ежедневно приходить и запихивать пищу им в рот поддерживая, таким образом, их жизни. И Вишванатха Чакраварти Тхакур ставит вопрос, как это возможно, чтобы Удхава, войдя во Вриндавану, увидел эту сцену всеобщей радости, переполняющего всех счастья, как же тогда насчёт другой сцены, где все преисполнены абсолютного опустошения? Он говорит: «Я дам неизвестное доселе объяснение, поскольку вижу, что Кришна создал Собственную экспансию. Одна экспансия осталась в Матхуре, а другая вернулась. И Нанда Махараджа, вместе со всеми Бриджабаси, также проявили свои экспансии. Таким образом, во Вриндаване возникли две параллельные реальности». В одной из них присутствовал Кришна, и это то, что увидел Удхава войдя во Вриндавану, это было так прекрасно, как будто это был Сам Кришна, хотя на самом деле это и был Он. В Брихад Бхагаватамрите также говориться, что Кришна вернулся, но в другой параллельной реальности, Кришна остался в Матхуре, и все были просто ошеломлены и утонули в этом бездонном океане разлуки. Так говорится в Бхагаватам, по крайней мере, там идет речь именно об этом конкретном проявлении.

--------------------------------------------------------------------------------

Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что все так и должно быть, поскольку Кришна пообещал…там есть очень много интересных историй. Одна вещь, которую сделал Кришна перед уходом, это пообещал гопи: «Я вернусь, через несколько дней». В современном Санскрите есть 3 формы существительных: в единственном, двойственном и множественном числе. В большинстве языков есть лишь единственное и множественное число, но в Санскрите, единственное означает один день и одна ночь, двойственное это два дня и две ночи, и множественное – три и более дня и ночи. Вишванатха Чакраварти Тхакур отмечает, что когда Кришна давал обещание, и если вы заглянете в Санскрит, то увидите, что слово, употребленное для обозначения количества дней и ночей, есть слово «ахани», это двойственная форма, Кришна буквально сказал: «Меня не будет два дня и две ночи». Таким образом, в этой другой параллельной реальности, где Кришна вернулся, все были в экстазе, так как Кришны не было всего 2 дня и 2 ночи. Но в другой реальности, которая в некотором смысле является более важной…
Вишванатха Чакраварти Тхакур где то отмечал, что в Шримад Бхагаватам, воплощена попытка вместить огромное количество очень ёмких по сути вещей на очень маленьком пространстве. Он говорит, что Шримад Бхагаватам небольшая книга, конечно у нас может быть другое мнение, но в то же время, в ней сосредоточена вся философия, да и вообще всё. …он делает на этом акцент в истории о Паундраке. Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминает там об одном царе, которого звали Паундрака который хотел объявить себя, Самим Кришной. И далее, через несколько стихов, он, в некоторой степени, повторяет своё утверждение, что был такой царь, по имени Паундрака, который пытался занять место Кришны. Вишванатха Чакраварти Тхакур сказал, что то, что Шукадева Госвами дважды говорит об одном и том же, имеет очень большое значение. В такой «маленькой книге», как Шримад Бхагаватам, сосредоточено так много информации в сжатом виде, и если о чем-то говорится дважды, то это должно быть очень важный момент. Таким образом, Шукадева Госвами был очень изумлён, размышляя о бестолковом Паундраке. Он был изумлён тем, что кто-то может думать, что в состоянии занять место Кришны, и поэтому упомянул об этом дважды.
Итак, мы знаем из Бхагаватам, о проявлении чувств гопи и обитателей Вриндавана, особенно гопи, в разлуке с Кришной, а Удхава, видя это, распространяет свои реализации, по поводу увиденного, по всему миру. И это, на самом деле, самый важный момент, так как экстатическое чувство разлуки, является высшей степенью экстаза и высшим уровнем в сознании Кришны.
Прабхупада писал, относительно рассматриваемого вопроса, что в Брахма-вимохана лиле, Господь Брахма, на самом деле не похищал пастушков и телят, те пастушки и телята, которых он украл, были проявлением Майи, тогда как настоящие пастушки и телята, гуляли себе по лесу на протяжении всего года. И Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том же: «Эти две группы, эти две реальности, действуя параллельно, благодаря покровительству Йога-майи, ни разу не столкнулись друг с другом».
Итак, все эти явно противоречивые вещи, могут быть разрешены посредством сознания Кришны, посредством появления таких личностей, как Видура и Шрила Прабхупада.

К сожалению, у нас не осталось времени. Нам сообщили, что время вышло. На этом мы должны закончить. Огромное спасибо всем. Шрила Прабхупада ки-джай!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru