Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

Уроки из игр Господа Чайтаньи

Как реагировать, когда нас критикуют

В прошлый раз мы говорили о Рамачандре Пури и Ишваре Пури. О том, что Рамачандра Пури был очень завистливой личностью и в результате лишился всей милости. Прежде всего он был лишен милости духовного учителя, потом он лишился милости Господа Чайтаньи, а в действительности он лишился милости всех преданных. И все это потому, что он обладал завистливой критической натурой.
Мы отмечали, что нужно избегать быть критически настроенным или завистливым и по отношению к преданным. Наоборот, мы должны ценить хорошие качества преданных. Мы не должны особо беспокоиться о плохих качествах преданных. Обычно что-то плохое - это что-то незначительное. Конечно плохие качества приобетают значимость, если они заставляют преданного пасть и оставить сознание Кришны, и если мы замечаем что-то подобное, то необходимо что-то предпринять. Но если мы видим какие-то маленькие недостатки, недочеты или небольшие дурные привычки, то в этом нет ничего страшного. Некоторые преданные могут быть немного эксцентричными - не стоит обо всем этом очень сильно беспокоиться. Но Рамачандра Пури обо всем беспокоился.
Мы приводили пример пятнышек на луне. Как вы знаете, полная луна очень красива, она дает охлаждающий эффект. Например в Индии преданные обходят вокруг Говардхана, совершая парикраму. Иногда они делают это прямо посреди лета. В Индии в середине лета очень жарко. Иногда 45 градусов, иногда 50, но все равно хотят обойти вокруг Говардхана, несмотря на такую жару. Преданные совершают парикраму в полнолуние, в ночь, когда светит полная луна, и они рассказывают об очень интересном наблюдении в парикраме ночью. Сияет полная луна и ее лучи распространяются повсюду. Так как деревья отбрасывают тень, то туда не может проникнуть лунные свет, и в тени дерева, где лунные лучи не касаются земли, она очень горячая. Это происходит потому, что солнечные лучи прожигают это место в течение дня. Но преданные обнаружили, что на открытом пространстве, где лунные лучи непосредственно касаются земли, она прохладная.
Таково влияние лунного света. Луна охлаждает землю, охлаждает все, чего касается. Другими словами лунный свет дает прохладу . Но если мы взглянем на луну, то мы можем увидеть пятнышки на ней. Однако в действительности эти пятна ничего не значат, потому что луна дает такой охлаждающий эффект, и это главное.
Подобным образом преданные очень искренни и они очень хотят служить Кришне . Это основное. У них могут быть какие-то маленькие недостатки, но нам не стоит сильно беспокоиться по этому поводу, потому что это как пятна на луне. Эти недостатки не оказывают особенно сильного влияния. Поэтому, помня о примере Рамачандры Пури, мы должны стараться видеть в преданных хорошие качества и не очень сильно беспокоиться об их недостатках, по крайне й мере до тех пор, пока эти недостатки не приобретут какую-то важность.
Однажды Радха и Кришна проводили свои игры на Варшане ночью, когда светила очень красивая полная луна. Кришна подумал: "Что бы сказать такого удивительного ,чтобы порадовать Радхарани?" Он хотел выразить восхищение красотой Радхарани и поэтому сказал: "Шримати Радхарани, Твое лицо так красиво, оно подобно полной луне". Кришна думал: "Вот очень здорово, очень замечательно прославил". А Радхарани подумала: "Неужели как полная луна?!" - и взглянула вверх, там была полная луна. Она увидела, что полная луна имеет небольшие пятнышки, и подумала :"Он хочет сказать,что у меня все лицо покрыто пятнами?!" Радхарани так расстроилась, но это было транцендентрое расстройство. Но это немножко другой предмет для разговора.
Сегодня мы рассмотрим похожую тему, но немного с другой точки зрения. В прошлый раз мы обсуждали как не стоит завидовать преданным или быть критично к ним настроенным, а сегодня мы поговорим немного о том, что делать если кто-то завидует нам, если, например, кто-то нас критикует. Конечно, нам известно, что ни с кем из вас этого не случалось.
Что же вы делаете, когда кто-то вас критикует? Когда к вам подходят и говорят: "Что ты чепуху несешь!" Или что-то еще хуже. Что же вы тогда будете делать? Нам надо научиться как вести во всех подобных ситуациях. У нас есть тенденция завидовать другим или критиковать других. Как мы должны себя вести, если мы замечаем тенденцию к зависти или критике в других людях, тем более если эта критика и зависть направлена на нас?
В связи с этим я прочитаю стих из "Шримад-Бхагаватам" , который об этом говорит
Это текст 3.16.11
йе брахманан майи дхийа кшипато 'рчайантас
тушйад-дхридах смита-судхокшита-падма-вактрах
ванйанурага-калайатмаджавад гринантах
самбодхайантй ахам ивахам упахритас таих

"Однако те, кто всегда оказывают почтение брахманам, те, кто даже упреки и брань брахманов встречают с радостными сердцами и улыбками на лотосных лицах, покоряют Мое сердце. Они смотрят на брахманов как на Меня и стараются умилостивить их хвалебными речами, проникнутыми любовью, подобно тому, как сын пытается успокоить рассерженного отца или как Я сейчас успокаиваю вас".
КОММЕНТАРИЙ: Если проанализировать истории, приводимые в ведических писаниях, то можно заметить, что, когда брахман или вайшнав, разгневавшись, проклинают кого-либо, тот, кого предали проклятию, как правило, не отвечает тем же. Тому есть немало примеров. Так, когда сыновья Куверы были прокляты великим мудрецом Нарадой, они не пытались отомстить ему или проклясть его, а покорились судьбе. И здесь Джая и Виджая, услышав слова четырех Кумаров, тоже не стали проклинать их в ответ, а смиренно приняли их наказание. Именно так следует вести себя с брахманами и вайшнавами. Порой по вине брахмана мы можем оказаться в очень тяжелом положении, но, вместо того чтобы мстить ему, нужно постараться умиротворить его улыбкой и ласковым обращением. Брахманов и вайшнавов следует считать представителями Нараяны на земле. В наши дни какие-то глупцы придумали термин даридра-нараяна, который подразумевает, что в каждом бедняке нужно видеть представителя Нараяны. Однако в Ведах мы нигде не встретим указания на то, что к любому бедняку следует относиться как к представителю Нараяны. Безусловно, в этих стихах Господь упоминает тех, кто нуждается в защите, но шастры дают этому выражению совершенно недвусмысленное толкование. Бедняков, разумеется, не следует оставлять на произвол судьбы, однако только к брахманам нужно относиться как к представителям Нараяны, почитая их наравне с Самим Господом. Здесь подчеркивается, что умиротворить брахмана может только человек с лицом, подобным лотосу. Лицо человека становится похожим на лотос, когда светится любовью и нежностью. В связи с этим весьма удачным представляется пример с рассерженным отцом, которого сын пытается успокоить улыбкой и ласковыми речами.
В этом стихе Господь обращается к четырем Кумарам. Господь говорит, что "Я очень привлекаюсь, Меня буквально похищают те преданные, которые очень счастливы в своих взаимоотношениях с брахманами, даже несмотря на то, что брахман может говорить им тяжелые неприятные слова. Они не расстраиваются и продолжают относитьс к этим брахманам очень вежливо. Даже несмотря на то что браманы говорят тяжелые неприятные слова". Господь очень ценит подобное настроение.
Мы находимся в этом материальном мире на протяжении долгого периода времени и в действительности у нас очень много недостатков. На самом деле мы не можем даже представить как много у нас недостатков: тысячи и миллионы - так много обусловленности, так много дурных привычек. Если кто-то подходит к вам и говорит: " Вы какой-то нонсенс сплошной ,а не преданный" Это плохо или нет? "Вы возгордившийся преданный, вы завистливый преданный, вы жадный преданный". Звучит ли это плохо? По крайней мере они говорят, что вы преданный.
Конечно мы можем расстроиться, если нам такое скажут: " Как он может говорить мне подобное, я же хороший преданный!" Но если принять во внимание то большое количество недостатков, которые у нас есть, то мы можем ответить: "В действительности вы не знаете на сколько я плох, я гораздо хуже, чем вы обо мне думаете". Вы можете даже сказать: " Вы, на самом деле, даже прославляете меня!"
Как есть одна история о Шриле Бхактисиданта Сарасвати. Шриле Бхактисиданта Сарасвати отправился в проповедническое турне по Индии. Каждый вечер была проповедническая програма в разных городах. Однажды на программу пришел один человек, в конце лекции он поднял руку, чтобы задать вопрос. Но это не был вопрос, это была сплошная критика. "То вы за вас преданные, вы не очень хорошие. .." Преданным это вовсе не понравилось, после программы они подошли к Шриле Бхактисиданте Сарасвати и сказали : "Этот человек плохой". Шрила Бхактисиданта Сарасвати ответил: " Ничего страшного ,не беспокойтесь".
На следующий день они поехали в другой город, и опять организовали вечернюю программу, И снова пришел тот же самый человек, и в конце он опять поднял руку и опять начал критиковать. На следующий вечер они были в другом городе, опять была программа, и тот же самый человек был там. Опять он поднял руку и опять сказал какие-то критические слова. Это продолжалось на протяжении двух недель. Каждый вечер он приходил, и каждый вечер он делал какие-то критические замечания. В конце концов преданные подошли к Шриле Бхактисиданте Сарасвати и спросили: "Как вы думаете, может нам с ним что-нибудь сделать?" Бхактисиданта Сарасвати ответил: "Нет нет, все нормально, не беспокойтесь".
В конце концов, в один прекрасный вечер этот человек просто не пришел. Преданные узнали о том, что он человек умер, они подошли к Шриле Бхактисиданте Сарасвати и сказали: "Это так здорово. Вы слышали ? Этот человек умер!" Шрила Бхактисиданта Сарасвати стал плакать: "Он был моим другом, он старался мне помочь. Замечая мои недостатки он в действительности хотел мне помочь". Преданные возразили : "Нет нет, он же был вашим врагом!" Но он их остановил и спросил: "Вы знаете, кто в действительности является нашим врагом?" Преданные ответили: "Майя" . Шрила Бхактисиданта Сарасвати сказал: "Нет, майя в действительности не враг вам. Кто же ваш враг?" Преданные не смогли ответить, тогда Бхактисиданта Сарасвати сказал: "Если вы хотите знать кто ваш враг, то посмотрите в зеркало и тогда вы увидите : 'Ага ,вот он!' "
Мы должны научиться справляться с завистью и критицизмом, которые направлены на нас. Если мы будем как-то негативно реагировать на эти вещи, то это может означать, что у нас есть склонность гордиться: "Он говорит, что я нонсенс, глупец. 'Вы маха-глупец' ". Но мы думаем : "Я маха-глупец? Нет, у меня все в порядке". Так задевается наша гордость.
Я хочу рассказать об этом несколько историй из игр Господа Чайтаньи, где мы можем увидеть, что некоторые преданные показали полное отсутствие гордыни. Несмотря на то, что некоторые люди к ним очень плохо относились, они были счастливы, в действительности, они благодарили этих людей.
Первая история - это очень трансцендентный случай, который произошел с Господом Нитьянандой и Шиванандой Сеной. Шивананда Сена каждый год организовавал группу ,состоящую из нескольких сот преданных, и вел ее из Навадвипы в Джаганнатха Пури. Это было примерно в мае-июне. Когда они приходили в Пури, то принимали участие в фестивале Ратха-ятры с Господом Чайтаньей. Шивананда Сена был лидером этой группы и делал все необходимое, чтобы преданные находили место на ночлег. Он вел их в правильном направлении, чтобы они не заблудились.Иногда им приходилось пересекать реку на лодке и Шивананда Сена платил лодочнику. Он был лидером этой группы.
Однажды вечером они пересекали реку, было очень поздно. Неподалеку была деревенька, в которой они собирались остановиться на ночь, и Шивананда Сена сказал: "Вы, пожалуйста, идите по направлению к этой деревне и подождите меня там, я очень быстро вас догоню". Ему пришлось остаться, чтобы договориться с лодочником и расплатиться. Он немного задержался, а вся группа уже дошла до деревни, но никто не знал где им останавливаться.
Так получилось, что в этой группе был Господь Нитьянанда. Никто из преданных не знал в какой дом они должны пойти, все просто стояли и ждали. Господь Нитьянанда испытывал некоторое трансцендентное беспокойство. Все это было полностью на трансцендентном уровне. Он немножко забеспокоился, Он был возмущен. Он обошел всю группу, нашел жену Шивананда Сены и сказал ей: " Где твой муж? Я так устал и голоден, что готов умереть". (Конечно у Него трансцендентное тело и Он бы не умер, но это то, как Он себя чувствовал в Своей лиле.) Он сказал: "Твой муж просто глупец, поэтому я проклинаю твоих детей на смерть". Да это было очень радикально.
У жены Шивананды Сены потекли слезы из глаз . Через несколько минут пришел Шивананда Сена и она сказала ему: "Так как ты расстроил Господа Нитьнянанду, что О проклял наших детей, чтобы они умерли". Шивананда Сена ответил: "Да пусть наши дети умрут за то, что мы совершили такое оскорбление Господа Нитьянанды!" Потом он пошел к Господу Нитьянанде, чтобы извиниться. Господь Нитьянанда пнул его в грудь. Он его буквально пригвоздил его. И что же Шивананда Сена сделал. Он не стал возмущаться и протестовать: "за что Вы меня пинаете? Я делаю все что от меня зависит, я тут все огранизую для всех, почему Вы на меня разозлились?" Нет, Шивананда Сена прежде всего извинился перед Господом Нитьянандой, а потом поблагодарил Его: "Спасибо что Ты меня пнул". Он сказал: "Чтобы получить пыль с Твоих лотосных стоп, Господь Брахма возносит вам замечательные молитвы. Ты в действительности так добр ко мне. Спасибо большое!" Он продложал: "Это самый лучший день в моей жизни!" Когда Господь Нитьянанда увидел вот это настроение Шивананды Сены, то Его настроение полностью изменилось. Он забрал назад свое проклятие и был очень доволен Шиванандой Сеной.
Здесь мы можем видеть это очень замечательное , очень чистое настроение Шивананда Сены.
Есть еще есть одна история связанная с Шиванандой Сеной , которая опять же произошла когда они были по дороге в Джаганнатха Пури. Одна собака как-то привязалась к группе преданных и все время была рядом. На протяжении многих дней она шла с группой. Оставалось совсем немного до Джаганнатха Пури , и однажды вечером Шивананда Сена не смог найти эту собаку, чтобы накормить. Это была просто какая-то уличная дворняжка, и так как ее не накормили, она убежала. Когда Шивананда Сена увидел, что собаки нет, он очень расстроился : "Мы не смогли накормить ее,мы пренебрегли этой собакой". На следующий день они уже собирались войти в Джаганатха Пури и увидеть Господа Чайтанью, и когда они туда пришли, то увидели, что эта собака была с Господом Чайтаньей. Господь Чайтанья бросал этой собаке прасад, и собака ловила прасад . Господь Чайтанья говорил собаке: "Скажи Кришна!", и собака на своем собачьем языке говорила : "Кришна!" Тогда Шивананда Сена приблизился к собачке и извинился перед ней, он предложил поклоны этой собаке.
Так же очень интересный случай произошел с Айдвайтjq Ачарьей и Господом Чайтаньей. Айдвайта Ачарья был старшим по отношению к Господу Чайтанье, поэтому Господь Чайтанья всегда предлагал ему Свои поклоны, О всегда служил Айдвайте Ачарье. Но это не нравилось Айдвайте Ачарье. Он чувствовал, что "Господь Чайтанья мой господин ,а я Его слуга, но Он всегда прославляет меня". Он просил Господа Чайтанью: "Пожалуйста, не кланяйся мне, пожалуйста, не прославляй меня". Но Господь Чайтанья несмотря на это продолжал.
Тогда Айдвайта Ачарья разработал стратегический план. Он хотел, чтобы Господь Чайтанья отругал его, потому что на самом деле младшие никогда не ругают старших, и поэтому на ум Айдвайте Ачарьи пришел особый план. Он стал проповедовать имперсонализм: "Мы все Боги, я Бог (и это было правдой ,потому что он был Айдвайта Ачарья) и Вы Бог (но они не были Богами,это были обычные люди). И зачем же нам поклоняться Кришне, мы можем покланяться собаке, DOG GOD какая разница?" Таким образом, он проповедовал маяваду.
Когда Господь Чайтанья услышал об этом, Он не мог поверить: "Как?! Айдвайта Ачарья! Он не может этого делать!" Но он снова и снова слышал всю эту историю - Айдвайта Ачарья проповедовал маяваду. Тогда Он решил нанести визит Айдвайте Ачарье, чтобы выяснить истину. Он пошел вместе с Господом Нитьянандой и Харидасом Тхакуром. Они пришли и постучались, Айдвайта Ачарья вышел и поприветствовал Господа Чайтанью. Он сказал: "Слышал ли Ты хорошую новость? Ты -Бог (что было правдой, это был Господь Чайтанья ), я Бог и он Бог, и каждый является Богом, и каждая вещь тоже Бог. И не важно, можно поклоняться всему чему угодно". Господь Чайтанья просто не мог поверить Своим ушам: что случилось с этим человеком!? Тогда Господь Чайтанья стал его ругать: "Я очень счастливо наслаждался Своими играми на Голоке Вриндавана, а ты звал меня каждый день, просил, чтобы Я явился! Ты молился: 'Пожалуйста, снизойди и проповедуй преданное служение!' Я пришел в это место из-за твоих молитв! А теперь ты такое по отношению ко Мне делаешь! Какой же ты негодяй!" Так Господь Чайтанья стал немножко ругать Айдвайту Ачарью, а Айдвайта Ачарья просто просиял от счастья. Он стал еще более интенсивно проповедовать философию маявады Господу Чайтанье ."Мы можем даже свиньям покланяться, зачем нам иметь дело с Кришной?". Это было черезчур!
Господь Чайтанья набросился на него, напрыгнул сверху и стал его бить. В этот момент Айдвайта Ачарья был просто на вершине счастья, в полном экстазе. В конце концов Господь Чайтанья просто устал, Он перестал бить Айдвайту Ачарью, тот сказал: "Спасибо Тебе! Сегодня самый лучший день в моей жизни! Сегодня Ты, наконец-то, принял меня Своим слугой! Поэтому, пожалуйста, и впредь веди Себя со мной точно так же" .
Он не думал: "нет, со мной не правильно обошлись", он не жаловался презеденту храма, и не жаловался ДжиБиСи ,например. Он воспринял все как особую милость.


Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru