Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 9, часть 1

Шримад-Бхагаватам, песнь 9, глава четвертая, «Как Дурваса Муни оскорбляет Махараджу Амбаришу», текст 68.

садхаво хридайам махйам
садхунам хридайам тв ахам
мад-анйат те на джананти
нахам тебхйо манаг апи


Чистый преданный всегда в Моем сердце, а Я всегда в сердце чистого преданного. Мои преданные не хотят знать ни о чем другом, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них.

Комментарий. Дурваса Муни хотел наказать Махараджу Амбаришу, иными словами, он хотел причинить боль Верховной Личности Бога, ибо Господь говорит: садхаво хридайам махйам — «чистый преданный всегда в Моем сердце». В Своем отношении к преданному Господь подобен отцу, который всегда чувствует боль, когда больно его ребенку. Поэтому оскорбления, нанесенные лотосным стопам преданного, чреваты очень тяжкими последствиями. Чайтанья Махапрабху очень строго предупреждал, что никто не должен оскорблять преданного. Такое оскорбление Он сравнивал с бешеным слоном, который вторгается в сад и разрушает его. Нужно быть очень осторожным, тщательно избегая оскорблений чистого преданного.

Махараджа Амбариша не был ни в чем виноват, и Дурвасе Муни не за что было его наказывать. Махараджа Амбариша хотел завершить экадаши-парану, которая являлась частью его преданного служения Верховной Личности Бога, и потому выпил немного воды. Но Дурваса Муни, великий брахман - мистик, просто не понял, что к чему. В этом заключается разница между чистым преданным и так называемым знатоком Вед. Преданные, всегда находясь в сердце Господа, получают указания от Него Самого. В «Бхагавад-Гите» (10.11) Господь Сам подтверждает это:

тешам эванукампартхам
ахам аджнанаджам тамах
нашайамй атма-бхавастхо
джнана-дипена бхасвата

«Из сострадания к ним Я, пребывающий в их сердцах, факелом знания рассеиваю тьму, рожденную из невежества». Преданный действует только по воле Верховной Личности Бога. Ваишнавера крийа мудра виджнеха на буджхайа — даже самый выдающийся и опытный ученый не в силах понять поступки Вайшнава, чистого преданного. Поэтому никто не должен осуждать Вайшнава. Вайшнав знает свое дело. Любой его поступок совершенен, ибо он все делает, подчиняясь воле Верховной Личности Бога.


Семинар. Мы – незначительные частицы Кришны. Качества Его трансцендентной природы в малых количествах проявлены в нас. Нам нравится иметь отношения, и у нас точно такие же отношения, которые есть у Кришны. У нас есть отношения служения, есть отношения дружбы, у нас есть родительские отношение, есть супружеские отношения. И это лишь потому, что эти отношения есть у Кришны, а мы – маленькие частицы Кришны, и также в небольших количествах мы имеем те же самые отношения.

Как у нас есть различные эмоции, различные чувства и как мы по-разному действуем и реагируем на разные ситуации, так же у Кришны есть чувства, и Он так же по-разному реагирует. Но наши реакции на какие-то ситуации имеют очень небольшой диапазон. Но, что касается Кришны, у Него все это происходит в огромных масштабах, безгранично. И, как Шрила Прабхупада описывает здесь в комментарии, раса Господа или Его отношение к преданным в основном находится на родительском уровне.

В начале преданного служения, в самом начале у преданного есть отношения с Господом, которые проявляется как отношение слуги и господина. По мере того, как преданный прогрессирует, но не дойдя еще до стадии совершенства, настоящая вечная раса еще не проявлена. Затем отношение Господа или Его настроение становится очень похожим на родительское. Настроение родителя очень глубоко, оно очень могущественно. Мы знаем, что, если у родителей маленький ребенок, и на него нападают или каким-то образом причиняют ему вред, то это очень сильно задевает родителей. Тоже самое происходит с Кришной, когда задевают Его преданных.

В «Махабхарате» есть описание того, как Дурьодхана стал словами поносить Пандовов, он сказал очень много нехороших вещей. Он самыми разными словами оскорблял и ругал преданных. Тогда появился Господь Кришна, и очень сильно разгневался на Дурьодхану. Но Дурьодхана сказал: «Но у меня нет проблем с Тобой. Почему Ты обижаешься на меня? Почему Ты гневаешься на меня? Против Тебя я ничего не говорил». Тогда Господь Кришна сделал известное заявление: «Любой друг Пандовов – это Мой друг. Тот, кто враждебно относится к Пандавам, тот враг и Мне». Вот таковы чувства Господа по отношению к Его преданным.

Мы можем себе представить какую-то ситуацию, где проявляются родительские чувства. Я знаю, что некоторые из вас здесь – родители. Можно привести такой пример, что вы идете гулять со своим ребенком. Кто-то подходит и начинает причинять беспокойство вашему ребенку, даже начинают бить вашего ребенка. Вы, как родитель, будете очень сильно на это реагировать. Но этот человек, который нападает на вашего ребенка, может сказать вам: «Я Вас не трогал. Я разбираюсь только с Вашим ребенком. Почему Вы на меня злитесь?» Но всем понятно, что это глупость. Родители примут очень суровые меры.

Как я помню, кто-то начал приставать к дочери моего брата, который не был преданным. Он просто был готов уже убить этого человека. Кришна чувствует точно так же, но Он чувствует это в таких больших масштабах. Поэтому, если кто-то причиняет вред или оскорбляет преданного, Господь очень сурово отвечает на это. Вся жизнь этого человека может превратиться просто в ничто, практически закончиться.

Если говорить о преданном, то, как мы говорили прежде, оскорбления в адрес других преданных или другого преданного сравниваются с бешеным слоном. Мы объясняли, что значит, когда бешеный слон попадает в сад. Ваш росток преданности, который растет в вашем сердце, каким бы большим он не был и как бы хорошо он не рос, будет уничтожен, даже, если у вашего ростка очень толстый ствол.

Вы думаете: «Вот у меня очень сильный ствол и ничто его не побеспокоит, никакой ветер, ничто». Но когда приходит бешеный слон, не имеет никакого значения, на сколько силен ваш росток. Ваш росток просто вырвет, и вы не сможете сделать ничего, чтобы защитить его. Господь Чайтанья утверждает, то есть делает одно замечание, когда Он описывает это в «Чайтанья-Чаритамрите», что, когда этот росток вытащен из земли и таким образом уничтожен, тогда все листья, плоды и цветы, автоматически погибают.

В этом примере с ростком листья, цветы и плоды сравниваются с особыми вещами в нашей жизни преданных. Листья сравниваются с качествами или с характеристиками чистого преданного служения. Вишванатха Чактаварти Тхакур утверждает, что когда ваш росток только начинает расти, одновременно появляется два листочка. Кто помнит, как называются эти два листочка? Молодцы. Клешагни и шубхада. Это два первых качества чистого преданного служения – чистое преданное служение тот час уничтожает все страдания. Чистое преданное служение является началом всего блага, всего благочестия. Это первые два качества чистого преданного служения, как они приводятся в начале «Нектара Преданности». Они появляются на уровне садхана-бхакти, то есть на начальном этапе нашего преданного служения. Итак, это первые два листочка, которые появляются на ростке бхакти.

По мере того, как преданный совершает прогресс, на ростке его преданности появляются еще больше листьев. Преданный погружается в трансцендентное счастье, и на этом уровне преданный начинает ощущать, что, из-за того, что он испытывает счастье от преданного служения, счастье от освобождения – это просто ничто или глупость. Это следующие два листочка. Эти листья появляются на уровне бхавы. На уровне премы появляется такое качество, как подчинение себе Кришны и контроль над Ним. Другое качество, также появляющееся на этом уровне – осознание того, что чистое преданное служение очень редко достижимо.

Таковы разные листочки, которые появляются на этом ростке на разных уровнях. И далее, на более высоких уровнях, появляются цветы. Знаете, что за цветы? Это признаки бхавы. И, в конце концов, на этом стволе появляются плоды. Что за плоды? Да, это према, это различные признаки, различные характеристики и проявления чистого преданного служения, и Кришна-према. То есть этот пример ростка подобен тому, как растет любое растение.

И, когда эта бхакти-лата или росток преданного служения вырывается с корнем бешеным слоном апарадхи, все листья погибают. Даже если есть цветы, они также погибают, даже если уже плоды есть, то они все равно погибают. Поэтому Господь Чайтанья очень сильно подчеркивает то, что совершенно не важно на каком уровне преданного служения вы находитесь, если вы совершаете серьезную Вайшнава апарадху, она проявится в вашей жизни также сильно, как в жизни любого другого преданного. То есть, другими словами, вы не можете сказать, что «я очень продвинут, поэтому, даже, если я совершу оскорбление, это не будет иметь большого значения, но вот вы менее продвинуты, вы новичок. Вот, если вы сделаете что-то подобное, тогда это для вас будет иметь очень серьезные последствия».

В примере с этим ростком и бешеным слоном совершенно не важно, насколько сильный и толстый ствол вашего ростка. Никакой росток не может иметь достаточно силы, чтобы противостоять силе бешеного слона. Мы можем это видеть, это случается достаточно редко, но все же, это иногда происходит, что какой-то преданный на очень высоком уровне преданного служения совершает оскорбление, и это очень сурово сказывается на нем.
Очень хороший пример этому приводится в десятой песни «Шримад-Бхагаватам» в истории с драгоценным камнем Шьямантакой. Это, конечно, очень длинная история. У Сатраджита был этот драгоценный камень, он был способен производить много золота. Его пытаются убить и завладеть этим камнем. И Акрура, который является очень великим преданным и спутником Господа, ввязывается в этот заговор. Даже когда камень был уже украден, он участвовал в том, чтобы спрятать этот камень от Кришны. Он был сбит с толку. Он действовал вопреки своему Господу Кришне.

Как же может такой великий преданный Господа ввязаться в такую мирскую и глупую историю? Говорится, что, так как когда Акрура приехал во Вриндаван, и увез Кришну в Матхуру, все жители Вриндавана были глубоко оскорблены, и гопи были оскорблены больше всех. Они прокляли Акруру.
В «Бхагаватам» описывается, что в результате его оскорблений, в результате того, что гопи прокляли его, он пришел в полное замешательство. Это очень сильно повлияло на его сознание Кришны. Когда это случилось, он смог каким-то образом решить эту проблему, но, тем не менее, в середине этой игры, описывается, что он был в полном заблуждении, и его, грубо выражаясь, понесло. Это для него была очень сложная ситуация.

Камса отправил его во Вриндаван, и он чувствовал, что он не может отказать Камсе. Он мог бы отказаться. Но если бы он сделал это, то Камса, возможно, убил бы его. Он сказал, что, «несмотря на то, что моя миссия не является очень хорошей (забрать Кришну из Вриндавана, привести Его сюда, чтобы Камса попытался убить Его – не очень хорошая идея), ну, хорошо, я поеду, посмотрю на Кришну. Все будет нормально». Он поехал во Вриндаван, и увез Кришну.

Он, конечно, понимал, что Кришна и Баларама являются сыновьями Васудевы и Деваки, но жители Вриндавана думали не так, и Акрура пытался объяснить жителям Вриндавана: «Пожалуйста, позвольте Кришне поехать. Он должен сделать очень важные вещи. Он должен защитить Своих родителей. Камса обнажил свой меч и поднял его. Он собирается убить родителей Кришны», - он, кончено же, имел ввиду Васудеву и Деваки. Но гопи ответили, как будто они извергали огонь из своих уст: «Что это за люди, которых ты называешь родителями Кришны, у Которого, на самом деле, родители Нанда Махарадж и мама Яшода?»

Что же делать? Акрура оказался в очень сложной ситуации. Так или иначе, он не смог должным образом выйти из этой ситуации и совершил оскорбление. С тех самых пор у всех жителей Вриндавана, в особенности у гопи, было очень плохое чувство по отношению к Акруре. Они отпускали очень суровые шутки, рассказывали самые неприятные истории. «Крура» означает «жестокий». «Акрура» означает «не жестокий». Они говорили про него: «По идее, он должен быть «акрура». Посмотрите, что он сделал. Какой глупец дал ему такое имя?».

То есть даже не смотря на то, что он является спутником Господа… Когда мы говорим о девяти процессах преданного служения, он является преданным, который представляет один из этих процессов. Что это за процесс? Ванданам, то есть вознесение молитв. Когда он приехал во Вриндаван, только вошел в него, он увидел отпечаток стопы Кришны. Он был так счастлив! Он просто спрыгнул с колесницы и стал кататься по земле. И он предложил очень хорошие молитвы. То есть нельзя сказать, что он просто какой-то преданный. Он великий, выдающийся преданный. Но даже, если вы являетесь таким преданным, но совершаете оскорбления, то попадаете в очень большую беду. Потому что отношение Господа со всеми Его преданными являются очень глубокими.

Баладева Видьябхушана говорит, что Кришна сказал, что «Мои преданные любят Меня так сильно, что, даже, несмотря на то, что Я сарва-гья, то есть Я знаю все, Я не могу понять границ любви Моих преданных, поэтому Я отвечаю им тем же самым. Я также отвечаю им бесконечной любовью». Кришна также отвечает Своим преданным бесконечным и позитивным образом. Если кто-то совершает какое-то очень серьезное оскорбление по отношению к преданным, Господь может ответить безгранично негативно. И это может быть чрезвычайно сурово, очень сурово.

Как в «Чайтанья -Чаритамрите» описываются самые разные игры Харидаса Тхакура. Были хорошие преданные, их звали Хиранья и Говардхан. Это были очень хорошие преданные и чрезвычайно богатые. Всякий раз, когда к ним приходили садху, они в своем доме организовывали очень большую программу, и они организовали очень большую программу для Харидаса Тхакура. Темой этой программы было Святое Имя Господа. Программа началась, и разные преданные рассказывали свои собственные реализации, и обсуждали эту тему.

Один преданный сказал: «Вы знаете, воспевание Святого Имени, воспевание Харе Кришна, настолько благоприятно, что оно может уничтожить всю вашу карму». Другой преданный сказал: «Повторение Харе Кришна настолько благоприятно, что оно может дать освобождение!» И так были представлены разные идеи. Один преданный сказал: «Вот знаете, у нас здесь есть Харидас Тхакур. Он является намачарьей. Давайте спросим его о могуществе Святого Имени». Харидас Тхакур сказал: «То, что вы сказали до этого – это все хорошо, все так. Но, говоря так, вы не проявили всего могущества, настоящего могущества Святого Имени. Есть три уровня воспевания», - сказал он, «уровень оскорблений, уровень очищения или намабхаса, затем уровень чистого воспевания. И вот эти качества или последствия от воспевания, о которых вы говорили, о том, что Святое Имя очищает вас от кармы, дает освобождение – это правда. Но, это дает лишь вторая очистительная стадия воспевания».

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru