Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 8, часть 1

Шримад Бхагаватам», песнь девятая, глава четвертая «Как Дурваса Муни оскорбляет Махараджу Амбаришу», текст 66.

майи нирбаддха-хрдайах садхавах сама-даршанах
ваше курванти мам бхактйа сат-стрийах сат-патим-йатха

Как целомудренная жена покоряет благородного мужа своим служением ему, так преданные, которые одинаково расположены к каждому и всем сердцем привязаны ко Мне, полностью распоряжаются Мной.

Комментарий: В этом стихе важны слова сама-даршанах. Чистый преданный действительно одинаково расположен ко всем, как об этом сказано в «Бхагавад-Гите» (18.54): брахма-бхутах прасаннатма на шочати на канкшати самах сарвешу бхутешу. Всеобщее братство возможно лишь в том случае, если люди станут чистыми преданными Господа (пандитах сама-даршинах). Чистый преданный обладает полным знанием, потому что понимает свое изначальное положение, знает положение Верховной Личности Бога и знает, какие отношения связывают живое существо с Верховным Господом.

Иначе говоря, он в совершенстве овладел духовным знанием и потому естественным образом достигает ступени освобождения (брахма-бхутах). Поэтому чистый преданный видит духовную природу каждого. Он может понять счастье и страдания всех живых существ. Он понимает, что счастье, которое он испытывает, является счастьем и для остальных, а то, что причиняет ему боль, является источником страданий для других. Поэтому он не может не испытывать сострадания ко всем живым существам. Махараджа Прахлада говорит:


шоче тато вимукха-четаса индрийартха-
майа-сукхайа бхарам удвахато вимудхан

ШБ, 7.9.43

«Люди страдают от материальных несчастий, потому что равнодушны к Верховной Личности Бога. Вот почему главная забота чистого преданного — возвести невежественных людей на уровень сознания Кришны».


Семинар. До этого Господь уже произнес несколько стихов, в которых описал, как преданные могут подчинить Его себе. Шрила Прабхупада объясняет, что даже преданный неофит, который действует как дающий знания другим, может подчинить себе Господа. Если, проповедуя, мы приводим кого-то в Сознание Кришны, то есть, делаем человека преданным, это увеличивает удовольствие Кришны.

С другой стороны, если мы оскорбляем какого-то преданного, и он покидает сознание Кришны, тогда счастье Кришны уменьшается. Таким образом, даже преданный неофит косвенно может оказывать влияние на Господа.
Но самые продвинутые преданные, о которых здесь говорит Господь Нараяна, которые равно расположены ко всем и всем сердцем привязаны к Кришне, как Кришна говорит здесь, что «они полностью распоряжаются Мной». Для того, чтобы проиллюстрировать этот момент, Господь приводит очень интересный и актуальный пример, как жена может оказывать влияние на мужа. Как это возможно? Это возможно через хорошее служение. Муж становится очень довольным, и с удовольствием захочет ответить на это служение. Он может захотеть ответить на это служение, так как обычно он, может быть, не стал бы этого делать, но он вдохновлен и его побуждают забота и любовь его жены.

Конечно, в Кали-югу может все это не так проявлено. В шутку мужчины говорят, что женщины могут контролировать своих мужей, то есть она может заслужить контроль мужа, постоянно, постоянно и постоянно что-то выпрашивая. То есть она клюет, как курица. Так говорят некоторые люди. Мы не говорим, что наши преданные матаджи так делают. Если понаблюдать за курицей, как она ест с земли острым клювом – это такое повторяющееся действие, которое не прерывается в течение всего дня. Они никогда не отдыхают. Они никогда не омываются. Они никогда не останавливаются, чтобы поболтать со своими друзьями и подругами. Они просто продолжают и продолжают клевать, и клевать, и клевать. Вот это и называется этим термином «клевать».

Если жена так настойчива в этом: «Я хочу этого, я хочу этого, я хочу этого, я хочу этого, я хочу этого, я хочу этого, я хочу, хочу, хочу», в результате муж скажет: «Ну ладно, пожалуйста, делай. Только, пожалуйста, прекрати это». Я не знаю, на сколько это правда, но некоторые люди в шутку так говорят.

Но по-настоящему в правильных и идеальных отношениях между мужем и женой, все обстоит совершенно иначе. На самом деле они разными путями всегда совершают служение друг другу. Муж так хорошо присматривает за женой. Самый лучший пример это Господь Рама и Его супруга Сита. Он совершенным образом заботился о Ней, выполнял все Ее желания, и Она чувствовала себя совершенно защищенной и окруженной заботой. И, как жена, Она была лишена всяких беспокойств. Она ценила все это, и у Нее было очень сильное желание ответить Ему служением. Поэтому Она делала все, что угодно для Господа.

Шрила Прабхупада говорит, что первая ступень в служении в любви – это послушание. Если у нас нет послушания, то, как мы можем сказать, что у нас есть любовь? Возлюбленный говорит: «Пожалуйста, сделай это для меня», и если мы говорим: «ммм, я занят. Есть что-то другое, что я хотел бы сделать», как же мы можем тогда сказать, что это любовь, что мы любим? Господь Рама был очень внимателен к Матери Сите, на 100%. И Мать Сита отвечала Ему точно таким же образом.

Если мы будем регулярно читать «Шримад Бхагаватам», мы увидим (есть много мест в «Шримад Бхагаватам», которые подтверждают этот момент), что когда женщина выходит замуж, для нее очень важно, чтобы она была верна своему мужу, чтобы она верно служила своему мужу. Есть еще подобные стихи. У меня, к сожалению, нет здесь при себе девятой песни, но в одном из стихов в девятой песне говорится, что жена должна понимать настроение мужа, понимать различные проявления его настроения и принимать то же самое настроение.

Как, например, Давахути, когда она вышла замуж за Кардаму. Она была дочерью Ману – это королевская семья очень высокого рода, и она привыкла жить в очень большой роскоши, но ее муж Кардама был отшельником и жил в совершенной бедности. И мгновенно с радостью и счастьем она приняла тот же образ жизни. Она не думала: «У него недостаточно денег, я не стану выходить за него, он не сможет покупать мне достаточно сари, он не сможет покупать мне достаточно украшений. Он не тот человек, он не для меня».

Итак, в этом стихе говорится, что жена должна понимать сознание своего мужа и адаптировать это сознание на себя. Она должна понимать его родственников, и должна научиться хорошо взаимодействовать и общаться с ними. Здесь очень подробно объясняется, каким образом жена должна служить мужу, и стих завершается тем, что там сказано «таким образом жена должна служить мужу, который не является падшим».

Это очень важно, «муж, который не является падшим». Чтобы дать пример этому, проиллюстрировать, Шрила Прабхупада говорит о Господе Раме, что когда Мать Ситу похитили, Господь Рама мог проявить много Сит. Он мог заменить Ее миллионом других Сит. Но Он этого не сделал. Вместо этого Он принял на Себя огромные трудности, огромный труд, чтобы спасти Ее. Шрила Прабхупада говорит, что мужья должны действовать подобным же образом, чтобы защищать и заботиться о своих женах. В Кали-югу говорится, что есть дефицит таких мужей. Я прав? Может быть так. Может быть, также есть дефицит таких женщин.

Но, тем не менее, как преданные мы должны следовать по стопам этих великих личностей. Жена должна очень хорошо служить своему мужу, который не является падшим, а муж не должен быть падшим. Он должен очень, очень хорошо заботиться о своей жене. Таким образом, в семье будет создано умонастроение взаимного служения и любви, и все будут очень счастливы, занимаясь вместе служением Кришне. Здесь Господь Сам приводит этот пример, показывает его на Самом Себе, что Он готов и что Он желает сделать все, что угодно для своих преданных.

В «Чайтанья-Бхагавате» очень подробно приводится описание качеств Харидаса Тхакура. Там говорится, что Господь Чайтанья очень ценил Харидаса Тхакура. Вриндаван дас Тхакур, автор этого произведения, говорит, что Господь с большим желанием войдет в огонь ради Своего преданного, добровольно ради Своего преданного Господь станет рабом. То есть вы можете видеть, насколько глубока эта любовь в отношениях межу преданными и Господом.

Одно из качеств таких продвинутых преданных называется самадаршина, то есть преданные одинаково расположены к каждому. В комментарии Прабхупада заостряет свое внимание на этом моменте. Как мы можем обрести вселенское братство, если люди не развивают в себе это качество, самадаршина? Если я думаю: «Я более важен, чем ты. Я постараюсь сделать все, чтобы получить то, чего я хочу, но мне нет дела до того, чего ты хочешь». Если люди думают так, то как можно достичь всеобщего братства? Это совершенно невозможно. Поэтому должно присутствовать это качество, самадаршина, тогда можно развить любовь к каждому.

Если кому-то удается развить любовь к Кришне, то этому человеку удастся любить и все, что связано с Кришной, все, что принадлежит Кришне. Такой человек понимает, что «все принадлежит моему возлюбленному Господу, что вот этот человек или вот эта вещь очень дороги Господу, моему Господу. Мой Господь очень любит это и Он очень в этом нуждается». Поэтому преданный будет очень заинтересован в этом.

Здесь приводится пример мамы Яшоды. Каждый день Кришна выходит пасти коров, но мама Яшода остается дома. Когда Он уходит, она испытывает очень сильное чувство разлуки, но, тем не менее, она продолжает заниматься служением Богу. То есть нельзя сказать, что она падает, что она начинает плакать и совершенно не способна ни на что. Она не бежит за Кришной. Она остается дома и исполняет свои обязанности. Она остается дома, убирает дом, и, убираясь в доме, она неожиданно находит туфли Кришны. И когда она видит эти туфли, она сразу же погружается в памятовании о Кришне. Ее переполняет поток воспоминаний о Кришне. «Это туфельки моего Кришны». Она поднимает эти туфли и прижимает их к своему сердцу и плачет, слезы текут у нее из глаз. Это все потому, что это туфли Кришны, и таким образом она помнит о Кришне. Эти туфли очень важны для нее, поскольку это туфли Кришны, не потому, что ей просто нравятся эти туфли, и всякий раз, когда она видит туфли, она плачет. Это не так. Она плачет потому, что это туфли Кришны.

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru