Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 3, часть 2

Прабхупада ссылается на один очень важный стих. «Поскольку преданный анья абилашитам шунья, Кришна так сильно ценит его». «Анья-абилаш» означает – «другие желания», «шунья» – означает «ноль». Никаких иных желаний, кроме как служить и удовлетворять Кришну. И когда Кришна видит, что преданный служит таким образом или даже просто старается делать это, Ему это очень нравится. Даже если вы не достигли конечного результата, но стараетесь, стремитесь к нему, Кришна это очень ценит. Он ценит все ваши усилия.

У кого-то из нас могут иногда оставаться материальные желания. У кого-то есть еще материальные желания? У нескольких есть. Если же преданный просто искренне старается избавиться от этих лишних желаний и культивирует единственное желание служить Господу, Кришна очень ценит это. И что бы еще сильнее подчеркнуть свои слова, Господь говорит: «Что же говорить о тех, кто служит Мне, я ценю тех, кто служит Моим преданным». Шрила Прабхупада упоминает Нараду, Вьясадеву, Шукадеву Госвами - это те преданные, которые напрямую служат Господу. А другие преданные, как, например шестеро Госвами, являются слугами этих преданных. Они не являются слугами Господа, но являются преданными слугами слуг Господа. И что Прабхупада говорит? Что они даже лучше. Шесть Госвами еще более дороги Господу, чем Нарада и Вьясадева. Он говорит, что даже те люди, которые не являются преданными, но служат Его преданным, так же дороги Ему.

Кто-то может вспомнить пример этому? Мне на ум приходит два примера. Один пример это Шивананды Сены и собаки. Это на самом деле это была не его собака, а просто собака, которая привязалась к нему. Знаете эту историю?

Шивананда Сена отправляется в паломничество в Пури, и эта собака просто увязалась за ним. Вы знаете, собаки любят людей. Этой собаке понравился Шивананда Сена. Он стал кормить ее, и она привязалась. Собака не думала: «О! Это преданный. Я получаю садху-сангу. Эта еда, которую он мне дает – это прасад». Прабхупада в одном из комментариев говорит, что это была просто обычная уличная собака, и просто по своей обычной собачьей привычке она привязалась к Шивананде Сене.

Поскольку Шивананда Сена был преданный, он, как преданный, стал присматривать за ней. Но она была ему не безразлична. Часто мы плохо говорим о собаках, потому что собаки очень грязные животные. Но знаете ли вы, что у Кришны есть две собаки, его любимицы на Голоке Вриндаване. Одну зовут Брахмарака, другую Вйагра. Это две любимые собаки Кришны, но это настоящие преданные собаки.

Итак, Шивананда Сена присматривал за этой собакой, и она к нему привязалась. В один из дней он где-то задержался, а преданные с этой собакой ушли вперед, и как-то они забыли ее покормить. Эта собака проголодалась, и, не найдя себе пищи в этом месте, отправилась на ее поиски в другое. Потому что это была обычная собака. Когда Шивананда Сена вернулся, он увидел, что собаки больше нет. Преданные не видели этой собаки, пока не пришли в Джаганнатха-Пури.

Они пришли навестить Господа Чайтанью и увидели, что эта собака была рядом с Ним. Господь Чайтанья говорил собаке: «Повторяй Кришна, Кришна!». И собака повторяла: «Кришна! Кришна!», на собачьем языке. Когда она повторяла имена Кришны, Он кидал ей прасад, и когда она ловила его на лету, она была очень счастлива. Когда Шивананда Сена увидел это, он подошел к этой собаке и предложил ей дандават. Он, таким образом, попросил прощения, за то, что ей пришлось искать еду в другом месте. Через пару дней эта собака вернулась домой к Богу.

Это очень хороший пример того, как какая-то личность привязывается к преданному в обычном смысле. Ни как преданный привязывается к преданному, а как человек в результате каких-то чувств. И в своем комментарии к этому стиху Прабхупада настоятельно рекомендует, что мы должны стать преданными преданных.

Когда Господа Чайтанью спросили: «Кто ты?», Его спросили: «Чем Ты занимаешься?», Он ответил: «Я не брахман, я не кшатрий, я не вайшья и не шудра. Я не санньяси, не ванапрастха, не грихастха и не брахмачари. Кто же я? Гопи бхактур пада камалайор даса даса анудасаха. Я слуга слуги слуги Кришны, который является повелителем гопи». Он не сказал: «Я слуга Кришны». Он не сказал: «Я слуга слуги Кришны». Анудас – это особый тип даса, необычный дас. «Анну» – санскритский термин, означающий «атом», меньше этого атома, нет ничего. Если вы возьмете метр, и будете делить его на мельчайшие части, то одна из частей которую вы не сможете поделить дальше, будет называться «ану». И Господь Чайтанья говорит: «Я «анудас», очень маленький слуга, Я не обычный слуга».

Так или иначе, мы должны развивать в себе такой тип сознания, и общаться с преданными именно в таком настроении. Прабхупада здесь особенно отмечает отношения с духовным учителем. Конечно, это относиться ко всем преданным, но это в особенности касается отношений с нашим духовным учителем.

Со мною произошла интересная вещь. Несколько лет назад мы совершали парикраму вокруг холма Говардхана, и завершили ее около Радха-Кунды. Мы сидели на ней и думали: «Мы сделали это. Мы завершили Говардхана-парикраму». Похлопали сами себя по плечу. И как только мы подумали, что нам это удалось, по громкоговорителю, которые расставлены вокруг Радха-Кунды, кто-то начал исполнять бхаджан, который здесь упоминает Прабхупада. Помните, какой стих из комментария был здесь? «йайсйа прасадад бхагават-прасадах, йайсйа прасада на гатих кутопи».

Этот стих просто появился ниоткуда, стоило нам подумать, что это мы сделали, как заиграла песня, и мы подумали, что нам не стоит так думать. Мы никогда не должны думать так, что я это сделал, поскольку у меня есть квалификация и качества. В каждом случае, мы должны думать так, как говорит здесь Шрила Прабхупада. «На того, по чьей милости мы получаем милость Кришны, но того, без чьей милости невозможно достичь цели, вот на него, на духовного учителя, мы должны постоянно медитировать». Если человек искренне служит своему духовному учителю, то он, несомненно, обретет благосклонность Кришны. Следовать наставлениям преданного еще более ценно, чем следовать наставлениям Верховного Господа. Здесь мы завершим все, что, можно сказать.

Вопрос: Шрила Прабхупада говорил, что от имперсоналистов не нужно принимать шесть принципов дадати. Я хотел бы узнать эту градацию о материалистах и отклонившихся преданных?
Ответ: Майавади не только считаются, они и являются оскорбителями. Можно сказать, что материалисты являются оскорбителями, но в подавляющем своем большинстве, они невинные души. Они не являются майавади и не ведут себя как майавади, то есть, не ненавидят Кришну целенаправленно.

В основном, материалисты – это люди, которые любят чувственные наслаждения и не питают никаких чувств к Богу. И, насколько это целесообразно, мы можем осторожно с ними общаться, в отношении этих шести принципов. Но нужно применять здравый смысл, чтобы это было подходящей ситуацией для общения.

Мы можем проповедовать им. Мы можем немного выслушать их, их ситуацию, так чтобы мы могли более эффективно проповедовать им, получить от них какие-то пожертвования, и использовать их в служении Кришне. Мы что-то можем им дать, до какой-то степени. Дать им книгу, но так же и получить за это деньги. Мы можем давать им прасад. Мы не можем принимать от них прасад, потому что у них его просто нет. Но если они дают нам какие-то продукты, пищу, которую можно предложить, мы можем предложить ее Кришне.

Если же вы слушаете майавади, то вы принимаете оскорбления, которые они совершают. Если вы будете проповедовать им, то они не будут вас слушать или ничего не поймут. Может быть, можно дать им прасад. Но, возможно, они оскорбят прасад, выбросив его. Но что касается тех преданных, которые отклонились от преданного служения, то нужно рассматривать их в зависимости от того, на сколько и в чем они отклонились. Если они просто слабы и впадают в удовлетворение своих чувств, вы можете разговаривать с ними, немножко проповедовать им. Конечно, это зависит от ситуации, но можно принять у них какой-то прасад. Несомненно, нужно давать им прасад.

Если же они отклонились до той степени, что стали враждебно относиться к сознанию Кришны, и стали оскорбителями… Есть такие люди, которые отклонились, а внешне выглядят как практикующие. Они могут иногда повторять Харе Кришна, но при этом они могут отвергать Прабхупаду и говорить, что кто-то является лучше, чем Прабхупада. Или отвергать своего духовного учителя и ИСККОН. Если у них проявляется какое-то агрессивное отношение к Прабхупаде, ИСККОН или гуру, таких людей нужно избегать во всех отношениях.

Один из преданных, учеников Прабхупады, по-моему, это был Нитай, хотел отвергнуть Прабхупаду, и хотел ре-инициироваться у Тинкори Госай, который был известным Бабаджи с Радха-Кунды. Он пришел к Прабхупаде и стал простить благословление на это: «Пожалуйста, не могли бы Вы благословить меня, чтобы я смог найти настоящего гуру. Я хочу найти прибежище у этого Тинкори Госаи». Прабхупада ответил: «Я благословляю тебя на то, чтобы ты стал черной змеей». Мы не хотим вообще как-то касаться этих людей.
Вопрос: Когда к нам в храм приходят преданные, которые раньше состояли в ИСККОН, а сейчас вне его, говорят, что у них другой гуру, как нам правильно с ними общаться?
Ответ: Конечно, это зависит от ситуации, но если эти люди приходят в таком агрессивном настроении, в том плане, что они хотят нас исправить: «вы в ИСККОН здесь все дураки, мы вам дадим настоящую истину», - надо ответить им: «Большое спасибо, до свидания, увидимся позже. Гораздо позже». Некоторые из этих людей просто сбиты с толку и не знают, что делают. Они просто идут на какую-то программу, а выходят и обнаруживают, что у них есть инициация. И они даже не знают об этом. Много разных подобных случаев. Кто-то подходит в конце программы, и говорит: «Вы уже инициированы, ваз зовут Кришна дас». Вы отвечаете: «Я?», а вам: «Да». Потому что некоторые из этих людей, очень хитрые.

Однажды в одном из подношений, Шрила Прабхупада написал своему гуру Бхактисиддханте Сарасвати. Он говорил о своих духовных братьях: «Как бизнесмен увеличивает свой бизнес, ваши ученики увеличили число своих учеников». Те из вас, кто знаком с бизнесом, знают, как зарабатываются деньги, хитрят, где-то лгут. Прабхупада говорит, что в Индии у всех людей, кто занимается коммерцией, держит лавку, у них на лице большие длинные усы. Иногда даже рот закрывают. Прабхупада говорил, есть одна причина, по которой они их носят – потому, что они не хотят, чтобы вы видели их улыбку, когда они говорят вам: «На вас мы не наживаемся. Нет, нет, вы такой хороший человек. Мы просто даже ради вас теряем какие-то деньги». Это же глупости.

И можно сказать, что у людей, о которых идет речь, есть конкретное намерение. Невинные люди не приносят никакого вреда. Но как только они начинают продвигать свои идеи, которые не связаны с ИСККОН, со Шрилой Прабхупадой, тогда нужно их попросить.

Вопрос: Ваше Святейшество, вчера на лекции вы упомянули пример с деревом, которое быстро воспламеняется, не могли бы вы пояснить, какие качества увлажняют преданного и делают его невосприимчивым к проповеди гуру и чистых преданных?
Ответ: Но этот пример я приводил о том, как люди реагируют на общение преданных. В основном это из-за апарадх. И пример, о котором я подумал, это пример со змеем Калией. Он пытался убивать преданных, отравлять их, и Кришна собирался убить его, Он уже почти сделал это, но в самом конце, Калия предался и был спасен.

Кришна принял его как преданного, но не позволил ему остаться в обществе преданных, и отправил его из этого места. Потому что он был апараджи. Калия сравнивается с анартхой отравления преданных, не буквально (но, может, и буквально), но имеется в виду словами – говорить с ними так, что их сознание измениться.

Шрила Бхактисиддханта объясняет эту анартху. Если у преданного вырабатывается привычка говорить плохо об одних преданных другим преданным, тогда Кришна не позволит этому преданному получать общение. Вы говорите о том, что преданный может общаться с преданными, но при этом, не может достойно оценить их. В основном причина этому та же самая. Это происходит из-за какого-то вида апарадх.

Буквально вчера, я читал, как Джива Госвами говорит о Махарадже Бхарате. Он поднял такой вопрос, почему Махараджа Бхарата привязался к олененку. В «Бхагаватам» упоминается, что это произошло из-за кармы. Но Джива Госвами говорит, что это не может быть по причине какой-то обычной кармы. Она не настолько могущественна. Скорее всего, это было по причине какого-то оскорбления. То есть это одна из причин, а их всего было две.

После того как, покинув дом, он ушел в лес, он принял решение, что у него будет свой собственный ашрам. Он не решил, что он присоединиться к преданным, у которых есть ашрам, и он будет жить с ними. Его эта идея не привлекала. Он был привлечен такой идеей, что «я хочу иметь свой собственный ашрам». И вот, он живет один, и нет никого, кто бы мог помогать и наставлять его в духовном смысле.

Вторая причина в том, что пришел олень, и он влюбился в этого олененка. Если бы он жил в ашраме с другими преданными, то они бы ему сказали: «Не надо тебе так сильно возиться с этим оленем». Но не было никого, кто бы мог помочь ему. Джива Госвами очень определенно говорит, что это не из-за кармы, а из-за апарадхи. И вы говорите примерно о той же самой ситуации. Подойдет вам ответ?

Вопрос: Как можно правильно понять положение Дурвасы Муни? Судя по описаниям, он постоянно общается с возвышенными личностями, но по большому счету сам преданным не является. Он даже видит воочию Господа.
Ответ: Он не преданный. Он не настоящий преданный. Он йог-мистик, но он является частичным воплощением Господа Шивы. То есть это особая личность, и он очень известен в разных историях и играх. Он является воплощением гнева Господа Шивы. Поскольку он является воплощением Господа Шивы, то, в этом есть что-то особое, но так, поверхностно, он не является преданным. Иногда он проявляет какие-то чувства преданного, но в основном нет.

Поскольку он является частичным воплощением Господа Шивы, то к нему и относятся по-особому. Именно поэтому ему и удалось войти на Вайкунтху и увидеть Господа Нараяну, потому что он, на самом деле, не особо преданный.

Когда Господь Шива сказал ему: «Тебе нужно обратиться к Господу Нараяне», Дурваса Муни ответил ему: «А как же я попаду на Вайкунтху?». Господь Шива является одним из привратников ворот на Вайкунтхе. Господь Шива сказал: «Ну,… вроде никто не смотрит.. .просто быстро забегай, у тебя пять минут, потом тебе надо выйти оттуда. Иначе у меня будут проблемы». И вот именно по милости Господа Шивы, чьей экспансией он является, ему удалось на очень короткий срок попасть на Вайкунтху. Он как бы преданный преданного, до какой-то степени.

Шрила Прабхупада Ки! Джай!
Харе Кришна!

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru