Перейти на главную страницу

ГлавнаяДневникРасписаниеБиблиотекаГуру катхаСлужениеКонтакты

- Аудио
- Видео
- Тексты
  - Семинары
  - Лекции
  - Интервью
  - Книги
  - Журналы

- Скачать
 
 

Библиотека

СЕМИНАРЫ

Искусство общения

Лекция 1, часть 2

Я встречался с преданными, которые считают, что нужно постоянно находиться в близком общении с духовным учителем или с какими-то возвышенными Вайшнавами. Таким образом, мы сможем получать хорошее общение. Но из примера Шрилы Прабхупады, из примера с Бхактисиддхантой Сарасвати, есть яркий пример с Господом Чайтаньей – эти величайшие личности не так уж сильно подчеркивали важность личного общения. Как только какой-то преданный становился немного квалифицированным, Прабхупада посылал его проповедовать и открывать центр.

Я помню, как Шрила Прабхупада навестил нас в Англии. Иногда некоторые проповедники не возвращались в храм, когда Прабхупада посещал его. Прабхупада приезжал в Лондон 3-4 раза в год, и каждый раз оставался в Лондоне на неделю. И вот эти преданные-проповедники возвращались в храм, может быть, на пару последних дней, и Прабхупада открыто говорил, что он очень ценит, то, как они действуют. Что они служили ему, и через это служение получали его общение.

Был один преданный, которого я знал, его звали Харидас, он был откуда-то из Индии. Он так же, как Калидас сделал целью своей жизни быть с Прабхупадой. Прабхупада приезжал в Бомбей, Харидас тоже приезжал в Бомбей. Так или иначе, он проникал в комнату Прабхупады, и садился где-то там сзади и смотрел на Прабхупаду. Потом Прабхупада отправлялся в Дели, Харидас также ехал в Дели, каким-то образом проникал в комнату Прабхупады, садился там сзади и наблюдал за Прабхупадой. Прабхупада отправляется во Вриндаван и Харидас следует за ним, сидит где-то в комнате. Прабхупада едет в Калькутту, Майапур, Мадрас, и посещает другие места в Индии. И в каждом из этих мест так же побывал Харидас.

В итоге, в один из дней, Прабхупада посмотрел на Харидаса и сказал: «Разве у тебя нет какого-то поистине полезного занятия?». Он сделал следующее, он купил Харидасу билет вокруг земного шара и дал деньги на мелкие расходы и на прасад, так мы встретились с Харидасом, потому что он приехал в Лондон.

Он давал лекцию и объяснял все эти вещи. Получать личное общение какого-нибудь преданного, духовного учителя, старших преданных, это хорошо, это важно, но совершенно нет необходимости, сидеть перед ними постоянно лицом к лицу. Есть служение при встрече, и есть служение в разлуке. И какое из этих видов выше? Служение в разлуке выше. Это, однако, не означает, что мы не должны встречаться или совершать личное служение. Мы должны получать личное общение. Но на самом деле мы должны культивировать общение, когда мы находимся на расстоянии, в разлуке. Если это будет нам хорошо удаваться, то мы поймем, что на самом деле мы не разлучены.

Иногда Шрилу Прабхупаду спрашивали: «Как Вам удалось распространить сознание Кришны, ведь Вы были совершенно один?». И как Прабхупада отвечал: «Я никогда не одинок. Мой духовный учитель всегда находиться рядом со мной». Это внутренняя форма общения является очень важной частью сознания Кришны. Потому что невозможно всегда получать общение духовного учителя. Только иногда, несколько дней в году. Мы не можем находиться в обществе духовного учителя так часто.
Господь Чайтанья отправил Господа Нитьянанду в Бенгалию, и всем бенгальским преданным Он не позволял оставаться с Собой. Он им говорил: «Приезжайте на Ратха-ятру». А Господу Нитьянанде Он сказал: «Не приезжай на Ратха-ятру», но Господь Нитьянанда все же приехал.

Важно то, что общение – вещь трансцендентная. Личное общение так же очень важно, но по большому счету, развить это личное общение можно, находясь в разлуке. Это очень важный момент того, как получать хорошее общение. Так, со старшими преданными, мы им служим, задавая вопросы и служа им. С равными – общаясь, дружа с ними, не просто как-то легковесно, но мы дружим в сознании Кришны. Мы обсуждаем свое сознание Кришны, мы обсуждаем, то, что мы прочитали, мы обсуждаем те реализации, которые мы получили. С равными мы обсуждаем эти вещи, как с друзьями. С младшими мы общаемся, пытаясь им помогать. Конечно, нужно быть осторожными, чтобы не смешивать эти формы общения. Не давать общение старшим, не говорить им чего-то о Кришне, наставлять их или проповедовать им о Кришне, или слушать наставления от младших преданных.

Я знаю, что я рассказывал эту историю здесь раньше, это история про инсталляцию Божеств в Амстердаме. Я много раз рассказывал ее, поэтому напомню вкратце. Прабхупада устанавливал Божеств в Амстердаме, преданные делали все совершено неправильно. Прабхупада все больше и больше расстраивался из-за преданных, и ему нужно было провести огненное жертвоприношение. Но что было там не так? Вокруг кунды не было фруктов. Прабхупада спросил: «Где фрукты? Где президент?». Президент храма побежал и сказал преданным на кухне: «Где фрукты? Прабхупада хочет фрукты!». Каждый день, преданные на кухне, готовят для Прабхупады прасад. И они знали, что Прабхупада любит фрукты порезанными, и они очень быстро порезали их и сделали фруктовый салат. Президент храма пришел и принес Прабхупаде очень красивую вазу с красиво уложенным фруктовым салатом: «Пожалуйста, Прабхупада, вот фрукты!». Это была последняя капля для Прабхупады. Он был разъярен, но это было трансцендентная ярость. Он ничего не сказал, посмотрел в сторону. Там стоял молодой хиппи, повторял на четках мантру. Такой начинающий преданный, еще даже совсем не преданный. Вот он стоит, наблюдает за всем этим и повторяет мантру. Он увидел, что ситуация все усугубляется, и вот, что в итоге случилось – Прабхупада просто посмотрел в сторону, а он наклонился к Шриле Прабхупаде и сказал: «Шрила Прабхупада, просто повторяйте Харе Кришна». Прабхупада посмотрел на него, типа ты кто такой? Прабхупада взял свои четки и начал повторять джапу.

Когда мы общаемся с каким-то старшим преданным, мы не должны забывать об этом и не погружаться в то, чтобы давать какое-то свое общение, давать наставления, делай так и так. Мы можем общаться внутренне, мы уже это упоминали, через медитацию, через молитву, через служение в разлуке. Если мы погрузимся в это, если будем культивировать это служение в разлуке, тогда даже, несмотря на то, что мы не слишком продвинуты, мы поймем, что это такое. Это чрезвычайно важно, потому что, как мы уже упоминали, мы не можем постоянно находиться в личном общении. Что уж говорить о том, когда духовный учитель покидает планету?

Например, ученики Прабхупады. Они насильно получили определенную реализацию, иначе как бы они смогли продолжать? На самом деле, когда Прабхупада ушел, те преданные, которые были сильно привязаны к личному общению Прабхупады, но недооценивали внутреннее общение, по большому счету, не смогли оставаться в сознании Кришны. Или, по крайней мере, им было не достаточно сознания Кришны, чтобы быть сосредоточенным на нем. И многих из них, таким образом, унесло из сознания Кришны, по крайней мере, из серьезной практики.

И последний момент, который я бы хотел затронуть сегодня – как мы должны реагировать на общение. Что мы должны сделать сами с собой, чтобы быть готовыми получить хорошее общение? Есть одна беседа со Шрилой Прабхупадой, и в этой беседе он цитирует знаменитый стих о садху-санге из «Чайтанья-Чаритамриты». Все писания утверждают, что вы должны получать общение садху. Одиннадцатая часть секунды общения с садху, этого крошечного промежутка времени достаточно, чтобы достичь духовного совершенства.

И вот есть беседа Шрилы Прабхупады, где преданный спрашивает, как это работает. Что, если даже какой-то преданный получает общение чистого преданного в течение какой-то части секунды, он после этого получает все совершенство? Прабхупада отвечает: «Это подобно тому, как сухие дрова мгновенно вспыхивают, если же они влажные, то этого не происходит». Таково качество дерева. Кому-то надо триста лет, кому-то понадобиться три минуты. Кто-то уже высох от этого осквернения, а в ком-то оно еще присутствует.

И преданные спрашивают, что же это означает, сухие и влажные дрова. Прабхупада объясняет, что это приложение принципов садхана-бхакти. Прабхупада объясняет, как можно вспыхнуть – следование правилам и предписаниям является процессом, который помогает вспыхнуть. Это подразумевает чтение 16 кругов, следование 4 регулирующим принципам, чтение книг Шрилы Прабхупады, регулярное выполнение обязанностей предписанного преданного служения, все эти базовые элементы составляют нашу жизнь в сознании Кришны. Прабхупада говорит: «Если вы не следует правилам и предписаниям, вы снова становитесь жертвой, тогда появляется вода. Затем вы снова ее высушиваете, и это так продолжается. Увлажняете, сушите, увлажняете, сушите».

Трудность заключается в том, что преданные иногда высушиваются, а затем снова увлажняются. Мы должны поддерживать свои стандарты в сознании Кришны. Если мы станем большими экспертами в любовных взаимоотношениях Радхи и Кришны, но при этом иногда медитируем на противоположный пол, иногда слушаем русскую поп-музыку Аллы Пугачевой, и т.д., то какой смысл в этой большой квалификации размышлять о любовных отношениях Радхи и Кришны. Это на самом деле означает, что нет никакой квалификации в играх Радхи и Кришны. Мы должны поддерживать эти стандарты, тогда мы будем сухими, и тогда мы будем доступны влиянию спичек. То есть, мы сможем получать общение, и тогда огонь сразу же появляется. Но если же мы льем воду и пытаемся зажечь огонь, то не удивляйтесь, что нет хорошего огня. Это очень простые и основные понятные вещи. Мы думаем, что «я уже сто раз это слышал, зачем он сто раз это повторяет», но мы должны себе уяснить это, тогда мы сможем очень сильно оторваться от земли в своем сознании Кришны. Харе Кришна.

Вопрос: Поясните, пожалуйста, пример с Калидасом, чтобы его можно было правильно понять?
Ответ: Он был спонтанным преданным, он был выше правил и предписаний. Вы знаете, пример, который иллюстрирует это, описанный в «Чайтанья-Чаритамрите»? Он иногда играл в кости и смеялся. Не то чтобы он сильно любил это. Прабхупада говорит в комментарии, что нам не нужно имитировать это. Он был спонтанным преданным и находился на очень высоком уровне. Но, когда он поднялся на этот уровень, он стал продолжать свое общение в таком ключе. Мы приводим этот пример, чтобы мы могли идти точно по стопам этого преданного, мы сейчас говорим о сути принципов. Он получил величайшую милость Господа Чайтаньи, потому что у него была сильная вера в преданных. Мы не говорим сейчас, что вам не нужно повторять свои 16 кругов, просто охотьтесь за преданными. Он был освобожденной душой.

Вопрос: Ваше Святейшество, вы говорите об искусстве давать общение, но ведь есть и искусство получать общение. Как и в каких случаях, это регламентируется в общении со старшими преданными?
Ответ: Некоторые старшие преданные навязывают свое общение, или пытаются это сделать. Надеюсь, я этого не делаю? В общем смысле, прежде всего мы должны смотреть, является ли этот преданный искренним последователем Шрилы Прабхупады. Если же вы не можете определить, вы можете узнать у ваших авторитетов. Иногда преданные подходят и говорят: «Да, да, мы последователи Шрилы Прабхупады. Все хорошо», но они таковыми на самом деле не являются. Это первая и очень важная вещь. Потому что если этой идеи не будет, вы попадете в большую беду. То есть настоящий авторитет должен быть истинным и являться последователем Шрилы Прабхупады. Если таких преданных несколько, и один из них говорит: «Приходи и слушай меня», другой говорит: «Нет, приходи и слушай меня!», третий говорит: «Приходи ко мне, слушай меня!», и если вы получили настоящее подтверждение от ИСККОНовского преданного, что эти личности являются его истинными последователями и находятся у его лотосных стоп, тогда выберите того, кто вас больше привлекает. Вот основной момент. Бывают люди, которые говорят, что представляют Прабхупаду, представляют ИССКОН, но на самом деле это не так. Это проблема. Хорошо? Спасибо вам большое.

Шрила Прабхупада Ки! Джай!
Харе Кришна!
 

Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость  
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада  
Ачарья-основатель Международного
  
общества сознания Кришны  


Пожертвования


Здесь Вы можете сделать пожертвование лично Е.С. Бхакти Чайтанье Свами:



По всем вопросам относительно системы пожертвований (а также другим способам перевода средств Гурудеву) можно обращаться по адресу
krishna.carana.das@mail.ru


  Ссылки  


www.caitanya.org
Сайт Бхакти Чайтаньи Свами на английском языке

www.bcsmedia.org
Лекции Гуру Махараджа на английском языке

www.vkontakte.ru
Группа "Бхакти Чайтанья Свами" вКонтакте

www.my.mail.ru
Группа "Шрила Бхакти Чайтанья Свами" на проекте "Мой мир"
 

www.caitanya.lt
Сайт учеников Бхакти Чайтаньи Свами на литовском языке

 

~ ~ ~ Харе Кришна • Харе Кришна • Кришна Кришна • Харе Харе • Харе Рама • Харе Рама • Рама Рама • Харе Харе ~ ~ ~
ISKCON - International Society for Krishna Consciousness -
Международное Общество Сознания Кришны

Рейтинг@Mail.ru